Ассирийская церковь Востока

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Ассирийская Церковь Востока»)
Ассирийская церковь Востока
арам. ܥܕܬܐ ܩܕܝܫܬܐ ܘܫܠܝܚܝܬܐ ܩܬܘܠܝܩܝ ܕܡܕܢܚܐ ܕܐܬܘܪ̈ܝܐ
Общие сведения
Основатели Апостол Петр, Апостол Фома, Апостол Фаддей, Марий
Конфессия Церковь Востока
Руководство
Предстоятель Мар Ава
Центр Анкава (Эрбиль)
Богослужение
Обряд восточно-сирийский обряд
Богослужебный язык сирийский, арамейский
Статистика
Членов 400 000 + (2011)
Сайт http://assyrianchurch.org

Ассирийская церковь Востока или Сиро-персидская церковь (Официальное название: "Святая апостольская соборная Ассирийская церковь Востока" арам. ܥܕܬܐ ܩܕܝܫܬܐ ܘܫܠܝܚܝܬܐ ܩܬܘܠܝܩܝ ܕܡܕܢܚܐ ܕܐܬܘܪ̈ܝܐ) — христианская церковь восточно-сирийского обряда, одна из доэфесских церквей, возникшая среди арамеоязычного населения Месопотамии в I веке.

Вероучение

Христология

В литературе обычно утверждается, что Сиро-персидская церковь придерживается несторианства.[1] Следует, однако, учитывать, что ни учение Нестория, зафиксированное в его сочинениях, ни отличающееся от него учение Сиро-персидской церкви не идентичны учению, которое под названием несторианства было осуждено на Третьем вселенском соборе в Эфесе.[2] Христологическая формула, принимаемая этой Церковью, — «Две природы, две кномы (конкретные реализации природ), в одном лице и одной воле Христа» — сформулирована в VII веке Бавваем Великим[3][4].

Экклезиология

При том, что этническим ядром церкви Персии всегда являлись восточные сирийцы, в древности эта церковь исповедовала своеобразную кафолическую экклесиологию, разделяющую весь мир на две части (по границе между Римской и Персидской империями), и считала своей канонической территорией весь Восток. Такое разделение отражено как в названии церкви — «Церковь Востока», так и в титуле первоиерарха — «католикос Востока», который был принят в 310 году епископом СелевкииКтесифона бар Гаггайем. Эта доктрина официально закреплена и подтверждена представителями Римо-византийской церкви в 410 году, на соборе, проходившем под председательством католикоса Мар Исхака, созванном для принятия решений Первого вселенского собора. На этом соборе, с одобрения византийского посла Маруты, католикос Церкви Востока был назван «Католикосом и главой епископов всего Востока». Соответственно, на титул «патриарха Запада» претендовали епископы Рима, что и было включено в перечень их титулов. Однако такое разделение было устранено последующей историей, когда АЦВ, охватившая своими епархиями весь Восток, вплоть до Японии, потеряла все эти территории, вновь ограничившись практически одним только восточно-сирийским этносом Месопотамии, а Римская церковь, напротив, усилилась и распространила своё влияние на весь мир.

Богослужение

Ассирийская церковь придерживается традиционного восточно-сирийского богослужебного обряда. Используется три типа литургий: 1) Фаддея и Мария (иначе Мар Аддая и Мар Мари), 2) Феодора Мопсуестийского и 3) Нестория. Служба проходит на классическом сирийском языке (в храмах Индийской епархии — также на языке малаялам). В храмах Ассирийской церкви Востока нет икон и статуй, вместо которых на стенах церквей висят цитаты из Библии. Есть почитание имени Бога «Яхве», которое в виде букв «юд» и «хи» или «юд» и лигатуры «хи+вав» изображается в церквях, в богослужебных книгах и на крестах (но нет поклонения подобным изображениям и нет иудейского запрета на произнесение имени Бога). Силу и Славу Божью принято называть «Шекина», как в иудаизме. Распространены благодарственные пожертвования животных по обету, которые часто путают и называют жертвоприношением, когда человек просит Бога о чём-то и даёт обет сделать пожертвование при исполнении просимого. Жертвенное животное (барана или петуха) убивают во дворе храма, мясо варят и раздают всем верующим после богослужения. Подобный обычай есть и в Армянской Апостольской Церкви. В отдельных ассирийских племенах в качестве этнографических (не церковных) традиций сохранились некоторые иудейские обряды, такие, как соблюдение субботнего покоя (который может соблюдаться или в воскресенье, или в субботу) или запрет варить мясо в молоке. Все эти факты подтверждают древнее, ещё иудеохристианское происхождение Церкви Востока в апостольскую эпоху, когда христианство ещё не успело подвергнуться эллинизации, и древность диофизитства.

Внутреннее убранство Кафедрального Собора Святого Иоанна Крестителя, Анкава

До XIX века Ассирийская Церковь Востока называлась Сирийской Церковью Востока. По мнению ряда ученых (Иосиф Зая «Истории Ассирийцев с древних времен до падения Византии», М.: Маска, 2009), трансформация наименования «Ассирия» в «Сирия» произошло вследствие влияния арамейского языка, на который ассирийцы перешли ещё в период существования древней Ассирии[5], и его алфавитной письменности. В арамейском языке буква «аляп» в начале слова могла не читаться, что провоцировало прочтение «Ассирия» как «Сирия», привело к выпадению этой буквы и потере сдвоенности первого согласного звука. Поэтому многие выдающиеся представители Церкви Востока, внёсшие свой вклад в мировое христианство, в греческой и римской традиции получали к имени приставку «Сирин»: Ефрем Сирин, Исаак Сирин. В Ассирийской церкви Востока признаются семь таинств: крещение, евхаристия, священство, миропомазание, покаяние (без исповеди), святая закваска (малка) и крестное знамение. Таинства крещения и евхаристии считаются основными. Таинство святой закваски связано с верой в то, что кусочек хлеба, розданного на последней вечере Иисуса Христа, был привезён апостолом Фаддеем на Восток, и его частицы постоянно используются в евхаристии. В каждый новый раствор муки для просфор добавляют крупицы ранее освящённого хлеба.[6]

Среди популярных праздников — дни, посвящённые памяти Девы Марии (Мат-Марьям) — 28 августа, святого Георгия (Мар-Гиваргиз) — первый понедельник ноября по старому стилю, Мар-Зайя — 14 июня, 26 сентября и 12 января, Мар-Шалыта — 12 октября.

История

До раскола 1552 года

Ассирийская церковь Востока является преемницей Церкви Востока, которая ведет свое происхождение от христианских общин, возникших в Сирии и Месопотамии в 1–2 вв. н. э. В 410 году на Соборе в Селевкии-Ктесифоне произошло обособление от церковной структуры Римской империи. Таким образом, Церковь Востока стала Поместной церковью Сасанидской империи.

Церковь Востока активно занималась миссионерством, в том числе в Индии, Китае и Восточном Туркестане. В V-VI веках она проникла в Согдиану. В VIII веке патриарх Церкви Востока Тимофей I хотел назначить митрополита в Тибет.

В период Арабского халифата христиане Церкви Востока стали подвергаться притеснениям. Были запрещены крестные ходы и шумные похоронные процессии.

С XIV века территория влияния Церкви Востока сократилась. В 1497 году её патриарший престол был перенесен из Мосула в Гзирту, а в XVI веке — в монастырь Раббана Ормизда рядом с Алкошем в Курдистане. За пределами Сирии и Курдистана Церковь Востока уцелела лишь в Индии[7].

К XVI веку, после нашествий Тимура и османских завоеваний, Церковь Востока уцелела лишь в неприступных горах Хаккяри, в районах Урмии и Салмаса и на юге Индии.

В 1551 году католикос Мар Шимун VII[англ.] в соответствии со сложившейся традицией наследования патриаршего престола от дяди к племяннику, назначил своим преемником ребёнка восьмилетнего возраста. Недовольство некоторых епископов таким порядком привело церковь в следующем году к расколу. В результате возникло две иерархические линии наследования патриаршества. Одна из них — традиционная, передающая титул по наследству, продолженная патриархом Мар Илией VI (1558—1576) (линия Илии); вторая — выборная, продолженная Шимуном VIII Сулакой (линия Сулаки). Патриархи Ассирийской церкви Востока продолжают линию Сулаки.

Современный период

В период владычества Тамерлана резиденцией патриархов стало селение Алкош на севере современного Ирака, с XVII века и до 1914 года — селение Кочанис в Турции.

В конце Первой мировой войны, после поражения антиосманского восстания и последовавшего геноцида ассирийцев (по некоторым данным, погибло не менее полумиллиона ассирийцев[8]), последователи Ассирийской церкви Востока были вынуждены бежать в различные страны мира. Большая часть ассирийцев переселилась в Ирак, находившийся под английским мандатом. Однако в 1933 году, после окончания английского управления в Ираке, конфликт между ассирийцами и иракскими войсками закончился новой резнёй[8] и дальнейшим рассеиванием общины. Иракские власти, лишив ассирийского патриарха Мар Шимуна XXIII гражданства, выслали его из страны. Резиденцией патриарха стал город Сан-Франциско (США).

В 1964 году часть духовенства оказалась настроена против принятия григорианского календаря. Вызывали неодобрение обычай наследования патриаршества и расположение патриаршей резиденции за границей. Главой оппозиции стал ассирийский митрополит Индии Мар Фома Дармо. В 1968 году он прибыл из Индии в Багдад и рукоположил трех епископов. На собранном после этого соборе они избрали его новым патриархом. Себя раскольники назвали Древняя Ассирийская церковь Востока. После смерти Мар Фомы Дармо его сменил Мар Аддай II.

В 1973 году Мар Шимун сложил с себя сан патриарха и женился. Преемника его долгое время не могли избрать. В 1976 году патриархом был избран епископ Тегерана, который принял имя Мар Дынха IV и поселился в США. Новый патриарх объявил, что обычай наследования патриаршего титула будет прекращен, и данный факт устранил главную причину внутрицерковного конфликта. Однако раскол не преодолен до конца, хотя в ходе встреч епископов, поддерживающих разные стороны, удалось достичь большого прогресса. В настоящее время в подчинении Мар Дынхи IV находятся одиннадцать епископов, в подчинении Мар Аддая II — пять.

11 ноября 1994 года глава Ассирийской церкви Востока Мар Дынха IV и папа Иоанн Павел II подписали в Ватикане «Совместную Христологическую Декларацию», где говорилось, что католики и ассирийцы «объединены ныне в общем исповедании Сына Божия». Была учреждена двусторонняя комиссия по богословскому диалогу, которая собирается ежегодно. Вследствие этого улучшились отношения Ассирийской церкви Востока и с ранее отколовшейся от неё Халдейской Католической Церковью. В ноябре 1996 года Мар Дынха IV и халдейский патриарх Рафаэль I Бидавид встретились в Саутфилде, штат Мичиган, и подписали «Совместное патриаршье заявление».

Структура

Возглавляет Ассирийскую церковь Востока католикос-патриарх Мар Ава (с сентября 2021)[9]. Резиденция патриарха расположена в городе Эрбиль, Ирак.

Число верующих по различным данным составляет от 200 до 400 тысяч человек. Последователи Ассирийской церкви Востока живут в Ираке, Сирии, Иране, США, Армении, Швеции и других странах.

Российские верующие находятся в подчинении епископа Дохука и СНГ. В 1998 году в Москве построен храм Мат Марьям.

Храм Мат Марьям в Москве

Епархии Ассирийской церкви Востока

  • Епархия Западной Америки
  • Епархия Восточной Америки
  • Архиепархия Австралии, Новой Зеландии и Ливана
  • Епархия Западной Европы
  • Епархия Германии и Скандинавии
  • Епархия Канады
  • Епархия Ирана
  • Епархия Сирии
  • Епархия Дианы и Киркука
  • Епархия Багдада, Украины и Грузии
  • Епархия Северного Ирака и СНГ
  • Халдейская Сирийская Церковь во главе с Митрополитом в Триссуре (Индийская архиепархия)[10]

Епархии Древней Ассирийской церкви Востока

  • Епархия Багдада
  • Епархия Киркука
  • Епархия Ниневии
  • Епархия Сирии и Ливана
  • Епархия Запада США

См. также

Примечания

  1. Напр.: Macomber W.F. The Christology of the Synod of Seleucia-Ctesiphon, A.D. 486 // Orientalia Christiana Periodica 24 (1958), pp.142-154.
  2. Bethune-Baker J.F. Nestorius and his teaching: a fresh examination of the evidence. Cambridge: Cambridge University Press, 1908.
  3. Ассирийская церковь Востока / Селезнев Н. Н. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  4. Baum, Wilhelm (2003), The Church of the East: a concise history, ISBN 0-415-29770-2, <http://books.google.com/books?id=yt0X840SjpEC&dq=baum%20winkler&source=gbs_book_other_versions>  (англ.)
  5. Л. Н. Гумилёв. История Востока. Глава XIV. Новоассирийское царство. http://gumilevica.kulichki.net/HE1/he114.htm Архивная копия от 11 декабря 2013 на Wayback Machine
  6. Селезнев Н. Н. Характерные особенности традиции Церкви Востока в вопросах и ответах Архивная копия от 4 января 2014 на Wayback Machine. Assyrianchurch.Ru
  7. Ассирийская Церковь Востока: историческое введение и московская община. Дата обращения: 17 августа 2022. Архивировано 17 августа 2022 года.
  8. 8,0 8,1 Андрей Езеров «Ассирийская Церковь Востока. Краткий исторический очерк, с V века до наших дней и полемика с Н. Н. Селезневым. Часть 3» Архивная копия от 20 июня 2008 на Wayback Machine
  9. Избран новый Патриарх Ассирийской Церкви Востока. Дата обращения: 10 сентября 2021. Архивировано 10 сентября 2021 года.
  10. Церковь Востока в Индии Архивировано 15 мая 2011 года.

Литература

  1. Болотов В. В. Из истории церкви Сиро-Персидской. — СПб.: Тип. А. П. Лопухина, 1901.
  2. Гаек С. Ассирийская церковь Востока. // Католическая энциклопедия. Т. 1. — М.: Изд-во францисканцев, 2002. — ISBN 5-89208-037-4
  3. Иларион (Алфеев). Ассирийская церковь Востока: взгляд на историю и современное положение (недоступная ссылка) // Научно-церковная конференция «История Древней Церкви в традициях XX века», посвящённая памяти проф. СПбДА В. В. Болотова. 18-20 апреля 2000 г.
  4. Михайлов С. С. Московский приход храма Март-Марьям Ассирийской церкви Востока. // Московский регион: этноконфессиональная ситуация / Ред. Логашова Б.-Р. — М.: ИЭА РАН, 2000.
  5. Пигулевская Н. В. Культура сирийцев в средние века. — М.: Наука, 1979.
  6. Пучков П. И. Несторианство // Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков. Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6
  7. Селезнёв Н. Н. Ассирийская Церковь Востока // Большая Российская энциклопедия. Т. 2.
  8. Селезнёв Н. Н. Ассирийская Церковь Востока. Исторический очерк. — М.: АЦВ, 2001.
  9. Селезнёв Н. Н. Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. — М.: Euroasiatica, 2002.
  10. Селезнёв Н. Н. Несторий и церковь Востока / РГГУ, Центр изучения религий. — М.: Путь, 2005.
  11. * Робертсон Р. Восточные христианские церкви. Церковно-исторический справочник = Roberson R. The Eastern Christian Churches: A Brief Survey (1986) / пер. с англ. Науч. ред. Д. Н. Федотенко. — СПб.: Высш. религ.-филос. шк., 1999. — 191 с. — ISBN 5-900291-13-8.
  12. Шабуров Н. В. Древний народ прижился в России // «НГ-Религии», 19.06.2002.

Ссылки