Архонт

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

родительный падеж ἄρχοντος, «начальник, правитель, глава», от ἄρχη — «начало, власть») — высшее должностное лицо в древнегреческих полисах (городах-государствах). В Византийской империи этот титул носили высокопоставленные вельможи. Слово архонт имело во многом то же значение, что и славянское слово «князь»[1]. После падения Константинополя титул архонта присваивался Константинопольским патриархом некоторым православным мирянам за особые заслуги (см. Архонты Вселенского патриархата)[2].

Афинские архонты

Наиболее известны архонты в Афинах, где эта должность появилась ещё при басилевсах. Согласно преданию, в XI веке до н. э. царская власть была отменена и представители царского рода Кодридов стали пожизненными архонтами. В середине VIII века до н. э. доступ к этой должности получили евпатриды и срок власти архонта сократился до десяти лет, а с первой половины VII века до н. э. — до одного года.

Наиболее древними были должности первого архонта эпонима (глава исполнительной власти, его именем называли год), второго архонта басилевса (ведал культом), третьего архонта полемарха (был военачальником). Около середины VII века до н. э. были добавлены ещё шесть архонтов фесмофетов (тесмотетов) с судебными функциями. Все девять архонтов составляли коллегию высших должностных лиц. После реформ Солона (VI век до н. э.) архонтами могли стать члены высшего имущественного разряда — пентакосиомедимны, позднее — также гиппеи, то есть всадники (второй разряд), с 457/456 до н. э. — зевгиты (третий разряд). Коллегия архонтов в V веке до н. э. утратила своё политическое значение, сохранившись как почётный, выполнявший различные государственные обязанности орган, до конца V в. н. э. В классическую эпоху выборы архонтов проводились путём жребия[3].

Архонты в Византийской империи

До конца X века архонт, в византийском понимании, — это правитель государства (архонтии)[4], в той или иной степени признававший сюзеренитет императора. Супруга такого правителя именовалась архонтиссой[4].

Весьма не определён статус архонта в Византии XI — начала XII веков. Его присваивали себе (возможно, получали из Константинополя) фактические владетели лимитрофных территорий, ранее принадлежавших империи и продолжающих считаться таковыми в Константинополе[5].

Кроме того, существовали должности: архонт аллагии (командующий императорскими конными и пешими частями), архонт влаттии (начальник государственной мастерской, где изготовляли и красили наиболее ценные ткани), архонт соли (начальник имперской солеварни, следивший за производством и оптовой продажей соли)[4].

Был также титул архонт архонтов, который соответствовал армянскому титулу ишханац ишхан (или шаханшах), и относился к сфере внешней политики империи[5].

Архонты в православии

После падения Византии титул присваивался патриархом Константинопольским, который при турецком владычестве возглавлял греческую общину не только в церковном, но и в гражданском отношении (Рум-миллет). Титул архонта стал означать нечто вроде «церковного дворянства»[2].

Ныне институт архонтства существует в некоторых Церквях греческой традиции. В 2012 году архонтство было введено также в Болгарской православной церкви, что вызвало неоднозначную реакцию[6].

Само это слово архонт, особенно за пределами грекоязычного мира, звучит двусмысленно. В греческом оригинале Евангелия выражение «άρχων του κόσμου τούτου» (а́рхон ту ко́сму ту́ту; в славянском и русском переводах — «князь мира сего») означает дьявол. Архонтами в гностицизме именовались злые духи-мироправители[6].

Примечания

  1. Внутренний строй Киевского княжества в X в.. Дата обращения: 3 августа 2008. Архивировано 23 марта 2008 года.
  2. 2,0 2,1 Словарь иконописца — А Архивная копия от 4 марта 2018 на Wayback Machine.
  3. Анн-Мари Бюттен. Классическая Греция. Москва «Вече», 2006.
  4. 4,0 4,1 4,2 Предметный указатель АР Архивная копия от 16 мая 2015 на Wayback Machine.
  5. 5,0 5,1 Степаненко В. П., Шандровская В. С. Татул и Пакурианы // Античная древность и средние века. — Екатеринбург, 2005. — Вып. 36. — С. 171—193. Архивировано 10 февраля 2013 года.
  6. 6,0 6,1 Два болгарских митрополита выступили против института архонтства — Новости — Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» Архивная копия от 24 сентября 2015 на Wayback Machine.

Ссылки

См. также