Андрей Смоленский

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Икона «Святой Благоверный князь Андрей Смоленский (Переяславский)». Россия, середина XIX в.

Андрей Смоленский (?—1390) — святой князь. Для умерщвления своей плоти он постоянно носил на себе тяжелые железные вериги, претерпевая в то же время всякое оскорбление и нужду.

Жизнь среди княжеских стяжаний

Андрей происходил от потомков князя Ростислава Мстиславича, а отечество и княжение своё имел во граде Смоленске: год же его рождения и время княжения его неизвестны; но кончину его относят к 1390 году. Отцом его называют князя Феодора Слепого Фоминского, современника великому князю Симеону Гордому[1].

Смоленское княжество при умножении князей Смоленских (которых в одно время бывало до 17-ти) раздроблено было на мелкие части; поэтому при дележе достояний происходили ссоры между родичами. Прискорбно было князю Андрею быть предметом зависти своих братьев и видеть вражду их из-за земных стяжаний. Он восхотел сохранить мир души и покой непорочной совести своей; поэтому после смерти своих родителей добровольно отказался от княжества, раздал всё своё имение, совлачился светлых княжеских одежд, облачился в рубища нищих и в образе нищего тайно от родных и знакомых ушёл из Смоленска, оставил княжество и направил путь свой к северным странам.

Не было у него обдумано заранее места, где бы поселиться ему, чтобы в неизвестности совершать подвиги благочестия; но совершенно предался водительству Божию, творя в пути молитву: «Призри на мя, Господи, и помилуй мя: стопы моя направи по словеси Твоему и да необладает мною всякое беззаконие: избави мя от клеветы человеческия и сохраню заповеди Твоя». И так шествуя по многим градам и странам, остановился наконец в Переславле-Залесском — и нашёл здесь удобное для своих подвигов место, близ городских ворот, именуемых Никольскими, при церкви Святителя и Чудотворца Николая.

Непрестанные труды и подвиги

Чтобы иметь возможность всегда видеть красоту церковную и поучаться в ней заповедям и оправданиям Господним, блаженный князь принял на себя пономарское служение в этом храме: строго хранил чистоту в церкви и со всякою благопокорностию служил священнику, служащему в ней. По окончании же служб церковных пребывал в непрестанных трудах и подвигах благочестия: днем он занимался ручными работами, а ночи проводил в молитве и коленопреклонениях. Во все время своего служения при церкви он соблюдал строгое молчание, безропотно перенося и голод, и жажду, и наготу, лишая себя даже необходимого в жизни. Для умерщвления своей плоти он постоянно носил на себе тяжелые железные вериги, претерпевая в то же время всякое оскорбление и нужду. И пребыл блаженный в таких строгих подвигах самоотвержения, со времени прихода его из Смоленска, 30 лет, будучи никому неизвестен, кто он такой и откуда пришёл.

Уготовав таким образом праведную душу свою, блаженный преставился ко Господу для вселения в небесные обители. Когда сделалось известным о его кончине, то священник с несколькими гражданами пришёл к нему, чтобы предать тело его, яко единого от убогих, обычному погребению. Тогда увидели в правой руке его хартию, в которой было написано: Аз есмь Андрей, един от Смоленских князей: зависти же ради и крамолы от братий моих, оставих княжение мое и дом мой и прочее все. В то же время сняли с святого тела его княжескую цепь и гривну, золотой перстень и железные вериги. Потом воспевши над ним надгробные песни, погребли его у той же церкви святителя Николая, при которой он с таким усердием и тщанием проходил своё служение.

Обретение благоуханных мощей

В 1540 году в царствование Ивана Грозного был в Москве преподобный старец Даниил, устроитель Данилова монастыря в Переславле на месте скудельничем. Объясняя царю и преосвященному митрополиту о ветхостях Переславских храмов святого Предтечи Иоанна и святого Николая, преподобный Даниил известил их, что у ветхого храма святого Николая лежат в земле мощи святого князя Андрея Смоленского, которому в прежнее время, как он это верно знает, была служба со стихирами и каноном и образ его писан был на иконах; но почему ныне не отправляется памяти ему — не известно.

Преподобный Даниил просил дозволить ему с местным духовенством осмотреть гроб святого князя Андрея. Царь и первосвятитель дозволили ему это сделать. Преподобный Даниил немедленно возвратился в Переславль и возвестил местному духовенству царское повеление и святительское благословение на взыскание мощей святого князя Андрея: все обрадовались вести Даниила и хотели учинить звон, чтобы собрать народ. Тогда один из священников заметил: Если угодно будет Богу явить мощи раба своего, то без звону совершим молебное пение и изыдем на дело: тогда ясно уразумеем, будет ли оно угодно Богу и угоднику Его. Этот благоразумный совет был принят всеми. После молебна разобрали надгробный памятник и начали копать могилу. Народ собрался во множестве — и иные из духовных лиц пришли со свечами; все молили Господа об откровении благой воли Его.

Наконец обрели и святые мощи целыми и нетленными, положенные не в гробу, но обвитые берестовыми скалами и издававшие благоухание: волосы на главе его были длинные и русые, яко цвет цветяхуся; одежда его с медными пуговицами скутана была на одну сторону и оказалась целою с головы до ног. Крупицы бересты, осыпавшиеся при отгребании земли, многие недужные брали с верою — и исцелялись.

Преподобный Даниил немедленно послал священника Константина известить об обретении мощей митрополита и великого князя.

Из Москвы присланы были Чудовский архимандрит Иона, впоследствии Суздальский епископ, и Успенского собора протоиерей Гурий для поверки донесения и перенесения мощей в храм. Так же, как и в первый раз священнослужители прежде всего отпели молебен в соборной Преображенской церкви, и потом с церковным ходом при стечении множества народа пошли к церкви святителя Николая. И свидетельствовали мощи святого благоверного князя и пели над ними панихиду.

Вероятно, в это время принадлежавшие святому князю Андрею златая цепь, гривна и перстень взяты были к царю Иоанну Васильевичу Грозному на благословение царского дома. А царем Иоанном повелено за это выдать Никольской церкви жалованье.

Чудеса святого преподобного князя Андрея

После панихиды архимандрит Иона, в церкви же, начал спрашивать преподобного Даниила: по какой причине и с чьего дозволения и благословения он стал отыскивать мощи? — Преподобный старец отвечал ему: Я, святый отче, предварительно извещал о том благочестивейшего Государя и преосвященнейшего митрополита, и с их дозволения открыл мощи святого князя. Ныне же благоволил Бог и вашему священству видеть мощи сего святого князя нетленными: вот и образ его на иконе написан, вот и служба ему, стихиры и канон в прежнее время написаны. Не мною это написано, добавил преподобный, — книга, как видите, старая. Спросите и народ, как недужные молитвами преподобного сего получали исцеления: от него вы узнаете всю правду и истину.

По требованию архимандрита Ионы и протоиерея Гурия призваны были исцелившиеся, которые вслух всех поведали о себе и о бывших над ними исцелениях так:

Приставник над царскими селами Иван Окляча объявил, что он много лет страдал головною болью, столь сильною, что не мог кланяться; но как только прикоснулся к святым мощам, тотчас же перестала боль, и теперь он совершенно здоров.

Женщина из Переславля сказала о себе: Три года болело у меня горло так, что не могла говорить и ждала постоянно смерти себе. Когда же обретены были сии святые мощи, я пришла поклониться им, и нашедши несколько крупиц от бересты, которою обернуты были святые мощи, потерла ими своё больное горло, и внезапно перестала боль, и я стала говорить: это могут засвидетельствовать мой муж и соседи мои. И они свидетельствовали, что все то правда.

Другая женщина объявила: Много лет была я слепая и не могла видеть. На обретение сих святых мощей привели меня мои родственники и дали мне несколько крупиц от святых мощей. Ими я потерла свои глаза и лицо — и стала видеть.

После сих неопровержимых свидетельств о нетлении и чудотворении мощей благоверного князя, святые мощи его положили в новый гроб, обвили их плащаницею и совершили службу. Храм святителя Николая с того времени стали называть ещё храмом святого князя Андрея Переславского чудотворца. Это было в 1540 году, в год кончины преподобного Даниила.

Спустя много лет после открытия святых мощей благоверного князя Андрея был в г. Переславле пожар, от которого загорелась и деревянная церковь святителя и чудотворца Николая. В то время, когда церковь объята была пламенем, вокруг гроба святого князя был такой сильный вихрь, что всех привел в ужас и удивление. По окончании пожара, когда церковь сгорела до основания, оказалось, что гроб святого князя Андрея и стоявший на гробе образ его, пелена, покрывавшая гроб, и находившийся также на гробе образ Пресвятой Богородицы — Одигитрии остались целыми и неповрежденными. Все граждане тут бывшие и видевшие это чудо прославили Бога и Его Пречистую Матерь-Богородицу и угодника Божия, благоверного князя Андрея.

Церковное почитание преподобного князя

Память князя Андрея церковью совершается 27 октября. Указом Святейшего Синода в 1749 году было установлено на всех богослужениях в Переславле поминать преподобных отец — Даниила Игумена, Никиту Столпника и Благоверного князя Андрея, Переславских чудотворцев. В 1825 годы была издана служба святому благоверному князю Андрею. В ней напечатаны два тропаря.

Примечания

Литература