Альбрехтсбергер, Иоганн Георг

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Иоганн Георг Альбрехтсбергер
Johann Georg Albrechtsberger
Портрет работы Леопольда КупельвизераПортрет работы Леопольда Купельвизера

Иога́нн Гео́рг А́льбрехтсбергер (нем. Johann Georg Albrechtsberger; 3 февраля 1736, Клостернойбург — 7 марта 1809, Вена) — австрийский композитор, органист, музыковед и музыкальный педагог.

Биография

Иоганн Георг Альбрехтсбергер родился 3 февраля 1736 года в Клостернойбурге. С 1749 года пел в хоре знаменитого Мелькского монастыря.

В 1753 году отправился в Вену для изучения философии у иезуитов; здесь подружился с Михаэлем Гайдном, через которого познакомился и с Йозефом Гайдном. В 17551757 гг. органист в Раабе, затем в городке Мариа-Таферль, с 1759 г. непосредственно в Мельке, в 17661768 гг. вновь в Раабе. В дальнейшем работал в Вене, в 1770 г. органист Собора Святого Стефана, в 1771 г. регент монастыря кармелиток в Дёблинге, с 1772 г. второй органист венского императорского двора. Альбрехтсбергер сочинял также музыку для частного музицирования при дворе (император Иосиф II играл на виолончели). В 1793 г. Альбрехтсбергер сменил Леопольда Гофмана на посту капельмейстера Собора Святого Стефана и занимал этот пост до конца своих дней.

Среди учеников Альбрехтсбергера в разное время были такие выдающиеся музыканты, как Иоганн Непомук Гуммель, Карл Черни, Игнац Мошелес, а также Венцель Галенберг, Фердинанд Рис, братья Пиксис, Франц Ксавер Гебель[1] и многие другие; у него учился и Людвиг ван Бетховен (прежде всего, контрапункту), про которого Альбрехтсбергер однажды в сердцах заметил, что тот не может сделать ничего как следует (нем. [Er wird] … nie was Ordentliches machen).

Обширное композиторское наследие Альбрехтсбергера почти поровну разделяется на церковные и светские сочинения. По мнению музыковеда Ю. Бочарова, «искусство Альбрехтсбергера демонстрирует уникальный пример органичного синтеза стиля венского классицизма со многими традициями музыкального барокко»[2].

В 1765 году Альбрехтсбергер написал семь концертов для варгана, мандоры и струнных инструментов. Три из этих концертов были найдены в Будапеште и впоследствии получили широкую известность. Альбрехтсбергер, трактуя мелодии и ритмику австрийской народной музыки в современной ему светской манере, создал выдающиеся и необычные по звучанию музыкальные произведения.

В педагогическом наследии Альбрехтсбергера основное место занимает учебник «Фундаментальное руководство по композиции...» (нем. Gründliche Anweisung zur Composition mit deutlichen und ausführlichen Exempeln, zum Selbstunterrichte, erläutert; und mit einem Anhange: Von der Beschaffenheit und Anwendung aller jetzt üblichen musikalischen Instrumente; Лейпциг, 1790). Альбрехтсбергер наравне с Ауманом был одним из любимых композиторов Антона Брукнера. Полное собрание трудов Альбрехтсбергера по гармонии и композиции было выпущено в 1837 году[3].

Изображён на австрийской почтовой марке 1986 года.

Источники

  1. Финдейзен Н. Ф. Гебель, Франц Ксаверий // Русский биографический словарь: в 25 томах. — Императорское Русское историческое общество. — СПб.М., 1896—1918.
  2. Ю. С. Бочаров. Двухчастная соната: век восемнадцатый Архивная копия от 17 февраля 2009 на Wayback Machine // «Старинная музыка», 2003, № 2-3.
  3. Albrechtsberger J.G. Sämmtliche Schriften über Generalbaß, Harmonie-Lehre und Tonsetzkunst. 3 Bände. 2. sorgfältig revidierte Auflage. Wien: Haslinger, 1837.