Айвз, Чарлз

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Чарлз Эдвард Айвз
англ. Charles Edward Ives
(1913 год)(1913 год)
Основная информация
Дата рождения 20 октября 1874(1874-10-20)
Место рождения Данбери, Коннектикут
Дата смерти 19 мая 1954(1954-05-19) (79 лет)
Место смерти Нью-Йорк
Страна  США
Профессии композитор, исполнитель
Годы активности 1890-е — 1926
Инструменты орган

Чарлз Эдвард Айвз, Айвс (англ. Charles Edward Ives; 20 октября 1874, Данбери, Коннектикут — 19 мая 1954, Нью-Йорк) — американский композитор, основоположник американской композиторской школы XX века.

Биография

Айвз, около 1899

Чарлз Айвз — сын военного капельмейстера Джорджа Айвза (1845—1894), который стал его первым учителем музыки. С 1887 года (с 13 лет) работал органистом в церкви. Закончил Йельский университет (1894—1898), где изучал композицию (класс X. Паркера) и игру на органе (класс Д. Бака). Начал сочинять музыку с 1890-х годов. С 1899 года — церковный органист в Нью-Йорке и других городах. Работал в различных страховых компаниях, открыл собственный бизнес, ввёл ряд новшеств в страховании недвижимости. Добился значительного успеха в страховом деле, что позволило ему содержать семью, занимаясь музыкой как хобби. После 1907 года у Айвза начались проблемы с сердцем, к которым со временем добавились диабет и другие болезни. В начале 1927 года прекратил сочинять и вскоре ушёл из бизнеса[1].

До начала 1940-х годов его сочинения редко исполнялись и практически не были известны. Айвза по-настоящему признали только после смерти, когда его объявили одним из наиболее значительных американских композиторов. Первое признание пришло в 1940-х годах, когда творчество Айвза высоко оценил Арнольд Шёнберг. Айвз был награждён Пулитцеровской премией (1947) за 3-ю симфонию (1911). В 1951 году премьерой Второй симфонии Айвза (1907—1909) продирижировал Леонард Бернстайн.

Стиль

На творчество Айвза сильно повлияла народная музыка, которую он слушал в своем сельском провинциальном детстве — народные песни, духовные и религиозные гимны. Уникальный музыкальный стиль Айвза соединяет в себе элементы фольклора, традиционной бытовой музыки со сложной, острой, диссонансной атональной и политональной гармонией, приёмами звукоизобразительности. Он разработал оригинальную технику серийного письма, использовал средства четвертитоновой системы.

Наряду с Уоллингфордом Риггером, Генри Коуэллом, Карлом Рагглсом и Джоном Беккером входил в «Американскую пятёрку» авангардных композиторов.

Избранные сочинения

Для оркестра

  • Симфония № 1 (1898)
  • Симфония № 2 (1902)
  • Симфония № 3 (1904)
  • Симфония № 4 (1916)
  • Симфония № 5 «Праздники в Новой Англии» (1913)
  • Вопрос, оставшийся без ответа (1906)
  • Центральный парк ночью (Central park in the dark, 1907)
  • Три места в Новой Англии (Three places in New England, 1903—14)
  • «Роберт Браунинг» и др. увертюры (1901—12)
  • Рэгтаймы (Ragtime dances, 1900—11) для театрального оркестра

Для фортепиано

  • Трёхстраничная соната (1905)
  • Соната № 1 (1909)
  • Соната № 2 «Конкорд» (1915)
  • Три четвертитоновые пьесы («Three quartertone piano pieces») для двух фортепиано (1924)
  • 19 этюдов для фортепиано (разные годы)

Для прочих составов

  • Кантата «Небесная страна» (Celestial country, 1899).
  • Струнный квартет (1896) и другие камерно-инструментальные ансамбли
  • 5 скрипичных сонат (в том числе четвёртая соната для скрипки с фортепиано — «Детский день в лагере» — «Children’s day at the camp meeting», 1915).
  • 114 песен на стихи американских поэтов (1884—1921).
  • Сочинения для хора, в том числе псалмы 14, 24, 25, 42, 54, 67, 90, 100, 135, 150.

Незавершенные

Вселенная (Universe symphony, 1911—16)

Литературные сочинения

  • Memos/ John Kirkpatrick, ed. New York: W. W. Norton, 1972.
  • Статьи (в том числе «Some quartertone impressions», 1925).

Память

C 1970 года Американская академия искусств и литературы присуждает молодым композиторам ежегодную премию Чарлза Айвза. В честь Айвза назван кратер на Меркурии.

Примечания

Библиография

  • Ивашкин А. Чарльз Айвз и музыка XX века. Москва: Советский композитор, 1991.
  • Шнеерсон Г. M. Айвс Чарлз Эдуард // Музыкальная энциклопедия в 6 томах. М.: БСЭ, 1973—1982, Т. 1, с. 74-75.
  • Акопян Л. О. Музыка XX века: энциклопедический словарь / Научный редактор Двоскина Е. М.. — М.: «Практика», 2010. — С. 21—23. — 855 с. — 2500 экз. — ISBN 978-5-89816-092-0.
  • Рахманова М. Чарльз Айвс // Советская музыка, 1971, № 6, с. 97-108.
  • Cowell H. Cowell S. R. Charles Ives and His Music. New York: Oxford UP, 1955.
  • Rossiter F. R. Charles Ives and his America. New York: Liveright, 1975.
  • Block G. Charles Ives: a bio-bibliography. New York: Greenwood Press, 1988.
  • Burkholder J. P. All Made of Tunes: Charles Ives and the Uses of Musical Borrowing. New Haven: Yale UP, 1995.
  • Charles Ives and his world, ed. by J. Peter Burkholder. Princeton (NJ): Princeton University Press, 1996 (сборник статей).
  • Swafford J. Charles Ives: A Life with Music. New York: W. W. Norton, 1996.
  • Sherwood G. Charles Ives: a guide to research. New York : Routledge, 2002.
  • Copland A. The Ives case in our new music, N. Y., 1941.
  • Letters from Ch. Ives to N. Slonimsky, в кн.: Slonimsky N., Music since 1900, N. Y., 1971, p. 1318-48.

Ссылки