Аим, Эммануэль

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Эммануюль Аим
Emmanuelle Haïm
Основная информация
Дата рождения 1962(1962)
Место рождения Париж
Страна  Франция
Профессии клавесинист, дирижёр, руководитель оркестра
Инструменты клавесин
Коллективы Le Concert d’Astrée
Награды Кавалер ордена Почётного легиона Офицер ордена Искусств и литературы (Франция)

Эммануэль Аи́м, также Айм (фр. Emmanuelle Haïm; род. 11.5.1962, Париж) — французская клавесинистка и дирижёр.

Биография

Была воспитана в католической вере, несмотря на то, что отец Аим — еврей[1]. Окончила Парижскую консерваторию как пианистка (класс Ивонн Лефебюр) и как органистка (класс Андре Изуара). Стажировалась в искусстве игры на клавесине у Кеннета Гилберта и Кристофа Руссе.

На протяжении ряда лет играла партию continuo (на клавесине) в ансамбле «Цветущие искусства» под управлением Уильяма Кристи. Была ассистентом дирижёра Саймона Рэттла. В 2000 г. основала собственный ансамбль старинной музыки (барочный оркестр) «Le Concert d’Astrée»; с 2004 г. оркестр — в штате государственной Оперы Лилля.

В качестве дирижёра Аим неоднократно участвовала в крупных международных фестивалях — Глайндборнском (с 2001), Би-Би-Си Промс (c 2008) и др. В 2007 г. впервые гастролировала как дирижёр в США (в Лирической опере Чикаго) дирижировала оперой «Юлий Цезарь» Г.Ф. Генделя. В 2011 гастролировала в США как дирижёр Лос-Анджелесского симфонического оркестра[2].

Возглавляла вокальный факультет в Центре барочной музыки Версаля, в 1990-2002 преподавала в Парижской консерватории.

В дискографии Аим и руководимого ею коллектива выделяются записи «Дидоны и Энея» Г. Пёрселла (2003), «Орфея» (2003) и «Коронации Поппеи» (концертная запись 2008) К. Монтеверди, сопрановых кантат (2005) и оратории «Триумф Времени и Правды» (2007) Г.Ф. Генделя.

Призы и награды

«Le Concert d’Astrée» дважды удостоен премии «Виктуар де ля мюзик»: в 2003 г. как лучший инструментальный ансамбль года, в 2008 г. вместе с солистом Филиппом Жаруски — за лучшую запись года «Карестини: История кастрата». В 2009 г. осуществлённая Аим и её ансамблем, при участии ряда выдающихся солистов, запись альбома барочных любовных арий «Lamenti» вновь получила премию как лучшая запись года.

Пресса

Критики называют Аим одной из «самых интересных и небанальных интерпретаторов барочной оперы»[3] и одним «из самых необычных дирижёров в новом поколении аутентистов»[4]. Борис Филановский поясняет:

Она какая-то неистовая. У неё словно имеется нечто очень личное по отношению к играемой музыке — никогда не знаешь, что именно, и не можешь предугадать её решения. Скажем, после её записи пёрселловской «Дидоны и Энея» — пожалуй, самой человечной, самой чувственной в истории этой оперы — можно было ожидать от неё той же глубины и пристальности вслушивания в Баха и Генделя. Но нет, и в Магнификате, и в Dixit Dominus Аим даёт волю своему необузданному нраву. Возможно, потому, что обе вещи — основа основ барочного ораториального репертуара, их играли и записывали бессчетное число раз, и Аим чувствует необходимость встряхнуть слушателя, привыкшего к «идеальным прочтениям». Темпы здесь бескомпромиссны и тяготеют к крайностям, и независимо от темпа исполнение Аим оставляет ощущение чего-то скорее вылепленного, нежели произнесённого. Она как бы представляет музыкальное целое в одновременности, так что его остается только развернуть в пространстве. Эта сила воображения и порождает исполнительскую неистовость.

Примечания

Источники