Абисарихи

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Абисарихи
аккад. A-bi-sa-ri-e
ок. 1906 — 1895 до н. э.
Предшественник Гунгунум
Преемник Суму-Эль
ок. 1906 — 1895 до н. э.
Предшественник Гунгунум
Преемник Суму-Эль

Род Династия Ларсы
Отношение к религии шумеро-аккадская мифология

Абисарихи (Абисаре) — царь Ларсы, царь Шумера и Аккада, правил приблизительно в 1906 — 1895 годы до н. э.

Нет никаких данных указывающих на родственные связи Абисарихи с его предшественником Гунгунумом, однако создаётся впечатление, что он не был узурпатором и переход власти от Гунгунума к Абисарихи происходил плавно и не сопровождался какими-либо бурными событиями.

Царствование

Абисарихи, как и большинство, если не все из предыдущих правителей списка царей Ларсы, носил аморрейское имя. Его имя, как правило, написанное A-bi-sa-ri-e, следует понимать как ‘Abī-ḏāriyī. Оно содержит аморейский корень ḏry/w, родственный аккадскому глаголу zaržû, и означает «Отец его породивший». Обычно это имя читается Абисаре, однако раздельное написание гласных в аморейских именах собственных обычно указывает на наличие придыхания, поэтому правильнее всё же — Абисарихи.

Официальный титул указанный в его надписи — «Абисарихи, чуткий пастырь, возлюбленный Сина, могущественный царь Ура, вождь амореев» — не носит никаких ссылок на город Ларсу, а называет его царём Ура и приверженцем бога-покровителя этого города Сина. Возможно это объясняется тем, что из-за более славного прошлого или важного значения как порта для торговли с Дильмуном, возобновлённой в предыдущее царствование, столица царства была перенесена в Ур. Однако в одной частной посвятительной надписи на навершии булавы Абисарихи назван как царём Ура, так и царём Ларсы. В надписи на двух кирпичах, найденных в развалинах Ларсы Абисарихи назван «могущественным царём Ларсы». В этой надписи прославляется возведение дворца и укрепление стен этого города. Интересно, что эта его деятельность никак не отражена в списке его датировочных формул, если только это не было частью единого проекта по улучшению города, нашедшего отражение в названии 6-го года Абисарихи: «Год, когда чистка рва Ларсы была произведена». Также необычно, что эти надписи на кирпичах были написаны на аккадском языке, ещё только надпись Забайи была смешанной шумеро-аккадской, все остальные надписи царей Ларсы, как до Абисарихи, так и после, были исполнены исключительно на шумерском языке.

Следует однако отметить, что титул «царь Шумера и Аккада», который принял его предшественник Гунгунум, Абисарихи не носил. Историки объясняют это тем, что Абисарихи утерял контроль над Ниппуром — важным религиозным центром.

В его правление сила царства Ларсы значительно возросла. К 1898 году до н. э. вражда с Исином перешла в активную стадию, так как 9-й год правления Абисаре назван в честь победы, одержанной Ларсой над этим городом. Войско Абисарихи разгромило войско Ур-Нинурты и границы Ларсы продвинулись по Итурунгалю вплотную и Ниппуру. Возможно, в ходе этой борьбы Ур-Нинурта и погиб (1896 год до н. э.)[1].

Деятельность по рытью и улучшению каналов в царстве Ларсы при Абисарихи усердно продолжалась. Впервые от Абисирихи до нас дошло уже довольно значительное количество хозяйственно-учётных и частно-правовых документов из Ларсы, Ура и Лагаша[2].

Согласно списку царей Ларсы правил Абисарихи 11 лет.

Список датировочных формул Абисарихи


Династия Ларсы
Votive dog Louvre AO4349 n2.jpg
Предшественник:
Гунгунум
царь Ларсы
ок. 1906 — 1895 до н. э.
(правил 11 лет)
Votive dog Louvre AO4349 n2.jpg
Преемник:
Суму-Эль

Примечания

  1. Боттеро Ж. и др. Ранние цивилизации Ближнего Востока. — С. 207.
  2. История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 1. Месопотамия. — С. 318.

Литература

Ссылки