Эбб, Фред

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Fred Ebb»)
Фред Эбб
Fred Ebb
Фред Эбб в 1991 годуФред Эбб в 1991 году
Дата рождения 8 апреля 1928(1928-04-08)
Место рождения Нью-Йорк, США
Дата смерти 11 сентября 2004(2004-09-11) (76 лет)
Место смерти Нью-Йорк, США
Гражданство  США
Род деятельности поэт, либреттист
Годы творчества 1953–2004
Жанр мюзикл, песня
Язык произведений английский
Премии «Тони» (1967, 1981, 1993)
«Эмми» (1973, 1976, 1993)

Фред Эбб (англ. Fred Ebb; 8 апреля 1928 года — 11 сентября 2004 года) — американский поэт, либреттист, автор стихов к мюзиклам и кинофильмам. Широко известен своим сотрудничеством с композитором Джоном Кандером. К их совместным работам, среди прочих, относятся «Кабаре» и «Чикаго».

Биография

Ранние годы

Родился на Манхэттэне Нью-Йорка. По ряду источников годом его рождения следует считать 1933-й, но по утверждениям родственников, подтверждённых медицинскими исследованиями после смерти, он родился в 1928 году.[1] Детство пришлось на период экономической депрессии, работал с раннего детства — чистильщиком обуви, помощником водителя грузовика, на трикотажной фабрике. В 1955 году сумел закончить Нью-Йоркский университет, а через два года защитил степень магистра в Колумбийском университете.

Одним из первых творческих опытов стало создание с композитором Филом Спрингером в 1953 году песни «Разбитое сердце» (англ. Heartbroken), которую исполнила Джуди Гарленд (мать исполнительницы, в последующем, многих произведений Эбба Лайзы Миннелли). Его работой для театра стала постановка музыкального ревю Baker’s Dozen в 1951 году. Далее последовало участие в создании для театров-кабаре музыкальных постановок Isn’t America Fun (1959 год), From A to Z (1960 год, первый опыт совместной работы с режиссёром и хореографом Бобом Фоссом), Put It in Writing (1962 год).

Сотрудничество с Джоном Кандером

С композитором Джоном Кандером Фред Эбб познакомился в 1962 году. Написав нескольких пробных песен, они создают свой первый мюзикл «Золотые ворота» (англ. Golden Gate), который так и не был поставлен. В 1965 году на Бродвее состоялась премьера мюзикла Кандера и Эбба «Флора — красная угроза» (англ. Flora the Red Menace), который принёс Лайзе Минелли премию «Тони».[2]

Вторая их совместная работа, мюзикл «Кабаре», была принята очень успешно. Сюжет основан на пьесе Джона ван Друтена «I Am a Camera», которая является сценической адаптацией романа Кристофера Ишервуда. Шоу получило 8 из 11 номинаций на премию «Тони». Спектакль демонстрировался три года, в 1987 году был поставлен вновь. Очередная Бродвейская редакция 1998 года была показана более 2300 раз.[3] На основе музыкального спектакля в 1972 году снят одноимённый фильм, режиссёром и хореографом которого стал Боб Фосс.

Следующий творческий период не был отмечен успехом, сопоставимым с «Кабаре». Так мюзикл «70, Girls, 70» (1971 год) выдержал всего 35 представлений.[4] В начале 1970-х годов на волне популярности Лайзы Миннелли и её Салли Боулз, Кандер и Эбб работают над телевизионным шоу «Лайза, через „З“» (англ. Liza with a Z) и концертными сольными выступлениями актрисы на Бродвее.

В 1975 году выходит мюзикл «Чикаго» с Читой Ривера (Вельма Келли), Джерри Орбахом (Билли Флинн) и Гвен Вердон (Рокси Хат). Спектакль имел смешанные отзывы критиков, но демонстрировался более 2 лет. Экранизация этого мюзикла 2002 года получила более 10 высших кинематографических наград.

В 1977 году Кандер и Эбб работают совместно с Мартином Скорсезе и Лайзой Минелли над музыкальным фильмом «Нью-Йорк, Нью-Йорк», где звучит их наиболее известная музыкальная тема с тем же названием.

После мюзикла «Каток» (англ. The Rink, 1984 год) с Читой Ривера и Лайзой Минелли в главных ролях творческий дуэт «замолкает» практически на 9 лет. В 1993 году выходит музыкальный спектакль «Поцелуй Женщины-паука» (англ. Kiss of the Spider Woman), который принёс авторам третью премию «Тони». После ещё двух проектов, которые не имели успеха, Кандер и Эбб значительно снижают творческую активность.

Фред Эбб умер в Нью-Йорке в возрасте 76 лет от сердечного приступа.

Незадолго до этого Кандер и Эбб начали работу над новым произведением «„Кто убил Дэвида Меррика?“» (англ. Who Killed David Merrick?), переименованное позже в «Занавес!» (англ. Curtains), которое преследовали беды. В 2003 году умер автор сценария Питер Стоун, чуть позже — аранжировщик Майкл Гибсон. В 2004 году умирает Фред Эбб. По злой иронии мюзикл имел второе название «A Backstage Murder Mystery Musical Comedy».[a] Работа над мюзиклом была завершена Кандером в 2006 году, но мистические совпадения. сопровождавшие работу над ним, отмечались журналистами.[5]

Творческий союз композитора и поэта продолжался 42 года.

В 2010 году на сцены Бродвея и Миннеаполиса выходит мюзикл «The Scottsboro Boys» (Буквально — Парни из Скоттсборо, американский термин, относящийся к череде реальных исторических событий начала 1930-х годов в США и последовавшим судебным процессом, ставшим началом пересмотра межрасовых отношений в американском обществе). В качестве авторов указаны Кандер и Эбб. Время фактического создания произведения не указано. По ряду источников это — 2003 год, непосредственно перед смертью Эбба.[6] Мюзикл отмечен премией «Драма Деск» за лучшие поэтические тексты.

Награды и признание

  • 1967 Кабаре — Премия «Тони», лучший мюзикл;
  • 1967 Кабаре — «Тони», лучшие композитор и автор стихов;
  • 1969 Зобра — Премия «Драма Деск», лучшие поэтические тексты;
  • 1973 Лайза, через «З» — Премия «Эмми», за выдающиеся достижения в музыке и стихах;
  • 1976 Gypsy in My Soul — Премия «Эмми», специальная премия за комедию или мюзикл;
  • 1981 Женщина года — «Тони», лучший оригинальный сценарий;
  • 1993 Поцелуй Женщины-паука — «Тони», лучший оригинальный сценарий;
  • 2007 Личный вклад Ф.Эбба — Премия «Драма Деск», специальная награда «За мастерство и вклад в развитие музыкального театра на протяжении 42 лет карьеры»;
  • 2010 The Scottsboro Boys — Премия «Драма Деск», лучшие поэтические тексты.

Заметки

  1. В названии мюзикла — игра слов: Закулисье душераздирающего и таинственного Мюзикла, но и Загадочная смерть за кулисами музыкального театра

Примечания

Ссылки