Велосипед с фиксированной передачей
Велосипед с фиксированной передачей (англ. fixed-gear, сленг. глухарь, fix gear, fixie, фиксед, фикс) — велосипед, у которого отсутствует свободный ход и постоянно крутятся педали, если крутится заднее колесо. Появились такие велосипеды благодаря трековым гонкам. На классическом трековом «фиксе» ручные тормоза отсутствуют[1], а для резкой остановки возможно «торможение скидом» (он же «скиддинг»), когда заднее колесо блокируется усилием сопротивления ног на педали, и велосипед идёт юзом[2]. Некоторые велосипедисты всё же снабжают «фиксы» ручным тормозом, если велосипед предполагается использовать в дорожных условиях, где экстренное и моментальное торможение часто является необходимым для предотвращения ДТП. Часто обходятся лишь передним тормозом, как более эффективным (задний на «фиксе» по большому счёту не нужен).
Одним из главных преимуществ велосипеда с фиксированной передачей является его дешевизна, хотя и это не всегда правда (см. Трековый велосипед): из-за применения дорогих материалов и сплавов стоимость рамы может быть сравнима со стоимостью рам профессиональных горных велосипедов; также в данных велосипедах ценится предельная простота и лёгкость конструкции, а как следствие — высокая надёжность и малая потребность в обслуживании. Из-за этих факторов велосипеды с фиксированной передачей применяются не только в профессиональном спорте: они зачастую используются для прогулок по городу, развлечения, поездок на работу; популярны среди велокурьеров[1]. Считается, что такой велосипед практически не привлекает внимание велосипедных воров, которые часто судят о ценности данного вида транспорта по внешнему виду и количеству «наворотов».
Существуют и экзотические виды спорта, в которых участвуют велосипеды с фиксированной передачей: велобол, велосипедное поло, фигурное катание на велосипеде, треклокросс. Игра (гонка) «аллейкэт», хоть технически и не требует фиксированного велосипеда,[3] имитирует работу велокурьера и потому ассоциируется именно с «фиксами»[4].
Критика и проблемы
- Существует опасность касания дорожного полотна педалью в повороте, так как ездок вынужден вращать педали постоянно. Аналогично и при преодолении препятствий.
- Торможение только замедлением вращения педалей в опасных ситуациях недостаточно.
- Адаптировать каденс к наклонам, спускам и другим обстоятельствам так же невозможно, как дать отдых ногам во время свободного хода велосипеда, не вращая педали.
- Повышенный износ частей привода вследствие использования более высокого крутящего момента при въезде в гору и трогании с места.
- Вследствие отсутствия «дорожного оснащения» и, зачастую, двух независимых тормозов — представляет опасность на дорогах общего пользования, однако, как ни странно, в велосипедной субкультуре на «фиксах» традиционно принято ездить именно по проезжей части[5].
В культуре
- Главный герой фильма «Срочная доставка» признаёт только фиксированную передачу на велосипеде.
См. также
- Трековый велосипед
- Ригид
- Аллейкэт
- «Срочная доставка» — фильм о велокурьерах Нью-Йорка, ездящих на велосипедах fixed-gear.
- «Брокер» (Quicksilver).
- Треклокросс
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Fixed-Gear Bikes an Urban Fixture Архивная копия от 23 января 2009 на Wayback Machine (англ.)
- ↑ 7 вопросов о фикседах . Дата обращения: 27 мая 2012. Архивировано 16 октября 2011 года.
- ↑ INTERVIEW: Lucas Brunelle - street racer, film maker - BikeRadar (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 февраля 2014. Архивировано 9 января 2012 года.
- ↑ Регламент гонки Alleycat 5 сентября 2009 года в Москве Архивная копия от 23 февраля 2014 на Wayback Machine
- ↑ Michael Gressmann. Fahrradphysik und Biomechanik. — Delius Klasing, 11. Auflage. — С. 7. — 34 с. — ISBN 978-3-7688-5222-7.
Ссылки
Для улучшения этой статьи желательно: |