Выдержка от руки
Вы́держка от руки́, Ручна́я вы́держка — режим работы затвора фотоаппарата, при котором кадровое окно открывается при нажатии на спусковую кнопку, и закрывается при её отпускании[1]. При этом выдержка задаётся вручную. В современной аппаратуре обозначается латинской буквой «B» от англ. Bulb (лампа). Такое название ведёт своё происхождение от эпохи ручной синхронизации магниевых фотовспышек и одноразовых баллонов на ручной выдержке из-за отсутствия синхроконтактов на большинстве фотоаппаратов. В ранних немецких камерах «Leica» и их советских копиях «ФЭД» и «Зоркий» ручной выдержке соответствовала латинская буква «Z» от нем. Zeit (время)[2].
Применение
Ручная выдержка используется для получения длинных экспозиций при слабом освещении или для съёмки в технике светографики. Кроме того, на такой выдержке возможна ручная синхронизация фотовспышки, когда момент её единичного или многократного срабатывания задаётся произвольно при открытом затворе. Съёмка с ручной выдержкой возможна только со штатива, предотвращающего смещение фотоаппарата. В большинстве случаев для предотвращения «шевелёнки» должен использоваться спусковой тросик, автоспуск или дистанционный спуск, изолирующий камеру от движений рук. В фотоаппаратах с механическим затвором режим Bulb необходим для получения выдержек, более длительных, чем отрабатываемые автоматически — как правило больше 1 секунды. Большинство современных фотоаппаратов с электронноуправляемыми затворами могут автоматически отрабатывать длительные выдержки до 30 секунд, поэтому ручная выдержка используется для более длинных экспозиций, например, в астрофотографии. Ручная выдержка электронноуправляемого затвора энергозависима, поэтому в случае отключения питания затвор закрывается. Современная любительская аппаратура, главным образом, зеркальные камеры потребительского уровня и псевдозеркальные фотоаппараты, оснащаются ручной выдержкой, ограниченной по времени, как правило до 8 минут, чтобы предотвратить перерасход батарей.
Длительная выдержка
Режим, обозначаемый в импортной аппаратуре, как «T» (англ. Time, длительная или «вечная» выдержка) можно считать разновидностью ручной выдержки. При этом затвор открывается при нажатии кнопки спуска и остаётся открытым до отключения режима, не требуя удержания кнопки. Способ прекращения длительной выдержки у разных типов фотоаппаратуры может быть различным. Например, в камерах Nikon F и Asahiflex II для закрытия затвора требуется передвинуть диск выдержек из положения «T» в соседнее. В фотоаппарате Nikon F2 длительная выдержка включается отдельной муфтой, поворот которой в нейтральное положение закрывает затвор. В советских фотоаппаратах такой режим работы затвора имел обозначение «Д» (длительная) и закрытие затвора происходило после повторного нажатия на спусковую кнопку[3][1]. В некоторых типах камер, например «Зенит-Е» и «Старт», длительная выдержка реализована за счёт фиксатора спусковой кнопки, включаемого её поворотом после нажатия[4][5]. Подобный автоматический фиксатор входил в конструкцию специальных спусковых тросиков. При нажатии на кнопку такого тросика она фиксировалась в нажатом положении, а освобождалась другой кнопкой.
В отличие от общепринятой ручной выдержки, длительная встречалась только в профессиональных камерах с механическим затвором, потому что электронноуправляемые требуют постоянного действия удерживающих электромагнитов. Во время съёмки на плёнку с выдержками более 1 секунды следует учитывать эффект Шварцшильда, приводящий к отклонению от закона взаимозаместимости экспозиции. При выдержках в несколько часов увеличение оптической плотности непропорционально выдержке, поэтому необходима поправка при измерении экспозиции. В цветных многослойных плёнках также возможно искажение цветопередачи из-за различного отклонения от закона взаимозаместимости для разных слоёв.
В цифровой фотографии при длительных выдержках происходит разогрев матрицы, приводящий к росту количества шумов и снижению качества изображения[6]. Выдержки в несколько часов сопровождаются непрерывным расходом батарей и могут привести к повреждению светочувствительного сенсора из-за перегрева. В большинстве случаев цифровая фотография с длительной выдержкой делается в несколько экспозиций с последующей склейкой полученных фотографий программными средствами[7]. Технология совпадает со способом цейтраферной киносъёмки цифровой аппаратурой: из полученного материала может быть создан как ускоренный видеоролик, так и единый снимок, эквивалентный длительной выдержке[6]. При этом разогрев матрицы проявляется в меньшей степени.
В 2012 году компания Olympus в модели Olympus E-M5 реализовала режим Live Time с непрерывным отображением на OLED-дисплее текущих результатов экспонирования при длительной выдержке[8]. По мере экспонирования получаемое изображение периодически обновляется на экране, облегчая управление съёмкой.
См. также
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Общий курс фотографии, 1987, с. 27.
- ↑ Борис Бакст. Leica. Парад совершенства . Статьи о фототехнике. Фотомастерские РСУ (6 февраля 2012). Дата обращения: 25 апреля 2015. Архивировано 29 декабря 2016 года.
- ↑ Микулин, 1961, с. 22.
- ↑ Руководство по эксплуатации фотоаппарата «Зенит-Е» . Zenit Camera. Дата обращения: 26 августа 2013. Архивировано 13 ноября 2012 года.
- ↑ Руководство по эксплуатации фотоаппарата «Старт» . Zenit Camera. Дата обращения: 26 августа 2013. Архивировано 20 апреля 2013 года.
- ↑ 6,0 6,1 Владимир Копылов. Цейтраферная съемка . Изображение в числах. iXBT.com (12 июля 2007). Дата обращения: 31 мая 2015. Архивировано 21 августа 2015 года.
- ↑ Искандер Рубинин. Как фотографировать ночью звёздное небо и луну . Работаем с техникой. Цифровая фотография (20 марта 2012). Дата обращения: 24 августа 2013. Архивировано 25 июня 2013 года.
- ↑ Дмитрий Крупский. Арт-фильтры, Live Bulb . Обзоры. OnPhoto.ru. Дата обращения: 26 августа 2013. Архивировано 22 июля 2013 года.
Литература
- Фомин А. В. Глава I. Фотоаппараты // Общий курс фотографии / Т. П. Булдакова. — 3-е. — М.,: «Легпромбытиздат», 1987. — С. 27—32. — 256 с. — 50 000 экз.
- В. П. Микулин. Урок 1. Знакомство с фотографией // 25 уроков фотографии / Н. Н. Жердецкая. — 11-е изд.. — М.,: «Искусство», 1961. — С. 19—22. — 480 с.