Язид I ибн Муавия

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Язид I»)
Язид I
يزيد بن معاوية بن أبي سفيان
680 — 683
Предшественник Муавия I
Преемник Муавия II

Дата рождения 645(0645)
Дата смерти 683(0683)
Род Омейяды
Отец Муавия I
Отношение к религии ислам

Язид I (645683) — второй арабский халиф из династии Омейядов c 680, сын Муавии I. Был конкурентом рода Али и политическим конкурентом имама Хусейна. Его правление стало первым наследственным правлением в истории ислама. Посланные его наместником Убайдуллахом войска разбили при Кербеле сторонников Хусейна — сына Али и внука пророка Мухаммада — и убили самого Хусейна. В ответ в Хиджазе вспыхнуло восстание. После неудачных попыток восстановить порядок посредством дипломатии, Язид послал армию, чтобы положить конец восстанию. Армия разбила мединцев в битве при Аль-Харре в августе 683 года, и Медина была отдана войскам на три дня грабежа. Позже была осаждена Мекка. Осада закончилась со смертью Язида в ноябре 683 года, и халифат вступил в гражданскую войну.

Многие мусульмане считают Язида нелегитимным правителем и тираном из-за наследственной преемственности, убийства Хусейна и нападения на Медину.

Ранние годы

Генеалогическое древо Язида I

Язид родился в Сирии в 646 году в семье Муавии ибн Аби Суфьяна, тогдашнего правителя Сирии при халифе Усмане (644—656), и Майсуны, дочери Бахдала ибн Унайфа, вождя могущественного племени бану калб[1]. Язид рос вместе со своими родственниками по материнской линии[2]. В молодости он проводил часть года в пустыне в своем бедуинском клане, оставшуюся часть — в компании греческих и сирийских придворных своего отца[3], который стал халифом в 661 году. Язид руководил несколькими кампаниями против Византии и в 670 году участвовал в нападении на Константинополь. Он также несколько раз совершил хадж[4].

Восхождение на престол

К концу первой исламской гражданской войны (август 661) Муавия стал единственным правителем Халифата в результате мирного договора с Хасаном ибн Али, который контролировал большую часть Халифата после убийства его отца Али. Условия договора предусматривали, что Муавия не будет назначать себе преемника. Однако в 676 году Муавия назначил Язида своим наследником[5][6]. Муавия и шура (совет) созвал в Дамаск влиятельных людей из всех провинций и убедили их признать наследование Язида[7]. Муавия приказал Марвану ибн аль-Хакаму, тогдашнему губернатору Медины, сообщить народу Медины о решении Муавии. Марван столкнулся с протестом, особенно со стороны Хусейна ибн Али, Абдаллаха ибн аз-Зубайра, Абдаллаха ибн Умара и Абд ар-Рахмана ибн Аби Бакра. Муавия лично отправился в Медину и заставил четырёх несогласных смириться с его решением, но те бежали в Мекку. Муавия последовал за ними и угрожал некоторым из них смертью, но они все равно отказывались поддержать его. Тем не менее, халифу удалось убедить народ Мекки в том, что все четверо заявили о своей верности и дали клятву верности Язиду. На обратном пути в Дамаск Муавия обеспечил верность и народа Медины. После этого противники Язида молчали. Немецкий востоковед Ю. Веллхаузен сомневается в правдивости этой истории[8], в то время как Бернард Льюис пишет, что согласие населения обоих городов было обеспечено дипломатией и взятками и, в меньшей степени, силой[7].

Перед смертью Муавия оставил Язиду завещание, дав наставления по вопросам управления государством. Он посоветовал ему остерегаться Хусейна и Ибн аз-Зубайра и предсказал, что народ Ирака соблазнит Хусейна на восстание, а затем оставит его. Далее Язиду было предписано относиться к Хусейну с осторожностью и не проливать его крови, поскольку он был внуком Мухаммеда. Ибн аз-Зубайр, с другой стороны, должен был подвергнуться жестокому обращению, если не смирится. Муавия также посоветовал сыну хорошо относиться к народу Хиджаза[9]. Почти все заветы отца Язид вольно или невольно нарушил после его смерти.

Правление

Клятвы верности

После вступления на престол Язид запросил и получил клятвы верности от губернаторов провинций Халифата. Он написал своему двоюродному брату, губернатору Медины Валиду ибн Утбе ибн Абу Суфьяну, сообщив ему о смерти отца и поручив обеспечить верность Хусейна ибн Али, Ибн аз-Зубайра и Ибн Умара. Инструкции, содержащиеся в письме, были следующими: схватить Хусейна, ибн Умара и ибн аз-Зубайра, чтобы заставить их дать клятву верности, действовать настолько решительно, чтобы у них не было шансов избежать этого[10]}.

Валид обратился за советом к Марвану ибн аль-Хакаму по этому вопросу. Марван предложил, чтобы Ибн аз-Зубайр и Хусейн были принуждены дать клятву верности, поскольку они опасны, а Ибн Умар не представляет угрозы. Хусейн ответил на вызов Валида, а Ибн аз-Зубайр — нет. Когда Хусейн встретился с Валидом и Марваном, ему сообщили о смерти Муавии и вступлении Язида на трон. Когда его спросили о его клятве верности Язиду, Хусейн ответил, что давать такую клятву в частной беседе недостаточно, её следует обнародовать. Валид согласился, но Марван перебил, требуя задержать Хусейна, пока он не поклянется в верности. Хусейн отругал Марвана и вышел из помещения. У Хусейна рядом стояла вооружённая охрана на случай, если власти попытаются его задержать. Сразу же после ухода Хусейна Марван предупредил Валида, что Хусейну верить не следует, на что Валид ответил: «В День Воскресения человек, который [отвечает] за кровь Хусейна, [будет весить] очень немного в глазах Аллаха». Ибн аз-Зубайр в ту же ночь уехал в Мекку. Утром Валид послал за ним восемьдесят всадников, но тот скрылся. Вскоре после этого Хусейн тоже уехал в Мекку, не поклявшись в верности Язиду[11]. Недовольный этой неудачей, Язид заменил Валида на Амра ибн Саида[12]. В отличие от Хусейна и Ибн аз-Зубайра, Ибн Умар, Абд ар-Рахман ибн Аби Бакр и Абдаллах ибн Аббас, которые ранее также осуждали выдвижение Муазией Язида, поклялись в верности новому халифу[13].

Битва при Кербеле

В Мекке Хусейн получил письма от старейшин Куфы, алидов, в которых ему предлагалось возглавить их восстание против Язида. Впоследствии Хусейн отправил своего двоюродного брата Муслима ибн Акиля оценить ситуацию в городе. Он также отправил письма в Басру, но его посланник был выдан губернатору Убайдаллаху ибн Зияду и убит. Ибн Акиль проинформировал Хусейна о масштабной поддержке возможного восстания жителями Куфы и пригласил прибыть туда. Получив письмо Ибн Зияда о посланнике Хусейна, Язид приказал тому отправиться в Куфу и казнить или заключить в тюрьму Ибн Акиля. Ибн Зияд жестоко подавил восстание и убил Ибн Акиля[14].

Тем не менее, воодушевленный письмом Ибн Акиля, Хусейн отправился в Куфу, игнорируя предупреждения Ибн Умара, Ибн аз-Зубайра и Ибн Аббаса о том, что куфанцам нельзя доверять. По дороге в город он получил известие о смерти Ибн Акиля и о том, что куфанцы перешли на сторону Язида[14]. Тем не менее, Хусейн и его спутники продолжили путь в Куфу, и Ибн Зияд послал около 4000 солдат, чтобы противостоять им. Его войска заставили сторонников Хусейна разбить лагерь в пустыне около Кербелы. В ходе последующих боевых действий 10 октября 680 года Хусейн и 72 его сторонника были убиты, а семья Хусейна попала в плен[14][15]. Это событие вызвало широкий резонанс среди мусульман, и образ Язида сильно пострадал[13]. Это также помогло превратить оппозицию Язиду в полномасштабное движение против Омейядов, основанное на устремлениях Алидов[7] и способствовало развитию шиитской идентичности[15].

Мятеж Ибн аз-Зубайра

В это же время Ибн аз-Зубайр начал тайно принимать клятвы верности в Мекке. Узнав об этом, Язид послал ему серебряную цепочку с намерением подкупить его, но тот не принял дар[16]. Тогда Язид послал войско под руководством собственного брата Амра, который был в ссоре с Ибн аз-Зубайром, с приказом арестовать Ибн аз-Зубайра. Однако войска халифа были разгромлены, а Амр убит[13]. После гибели Хусейна влияние Ибн аз-Зубайра достигло Медины и Куфы[17]. Чтобы противостоять растущему влиянию Ибн аз-Зубайра в Медине, Язид пригласил видных деятелей города в Дамаск и попытался завоевать их симпатию подарками. Это не убедило мединскую знать, и по возвращении в город они рассказывали истории о роскошной и нечестивой жизни халифа (употреблении вина, гончей охоты и музыки). Мединцы отказались от верности Язиду, услышав эти подробности, и изгнали его губернатора и всех Омейядов, проживавших в городе. Язид послал армию из 12 000 человек под командованием Муслима ибн Укбы, чтобы отвоевать Хиджаз. К концу августа 683 года Ибн Укба подошел к Медине и дал мединцам три дня на смирение, но ему было отказано. Когда ультиматум закончился, началась битва, в которой мединцы были разбиты. После трехдневного разграбления города и принуждения повстанцев дать повторные клятвы верности, сирийская армия направилась в Мекку, чтобы смирить Ибн аз-Зубайра[16][13]. По одной из версий, город не был разграблен, казнили только лидеров восстания[16]. Ибн Укба умер по дороге в Мекку, и командование перешло к Хусейну ибн Нумайру ас-Сакуни, который осадил Мекку в сентябре 683 года. Осада длилась несколько недель, в течение которых загорелась Кааба. Внезапная смерть Язида в ноябре 683 года закончила кампанию и привела халифат в смятение и хаос. Ибн аз-Зубайр объявил себя халифом, а Ирак и Египет признали его власть[13][17].

Зарубежные кампании

Язид прекратил политику набегов Муавии на земли Византии и сосредоточился на стабилизации своих границ. Базы на островах в Мраморном море были заброшены[18]. Он вновь назначил Укбу ибн Нафи, которого сверг Муавия, губернатором Ифрикии. В 681 году Укба начал широкомасштабную экспедицию в западную Африку. Победив берберов и византийцев, Укба добрался до побережья Атлантического океана и захватил Танжер и Волюбилис. Несмотря на эти успехи, он не смог установить постоянную власть на этих территориях. По возвращении на восток Укба попал в засаду и был убит берберско-византийскими силами, что привело к потере завоеванных территорий[19].

Смерть и наследие

Язид умер 12 ноября 683 года в Хувварине в возрасте от 35 до 39 лет. Его сын Муавия II стал халифом. Однако его власть была ограничена лишь некоторыми частями Сирии, и он умер через несколько месяцев от неизвестной болезни. В некоторых ранних источниках говорится, что Муавия II отрекся от престола до своей смерти[16]. В любом случае Марван ибн аль-Хакам впоследствии стал халифом, и династия Муавии I (суфьянидов) на престоле пресеклась[20]. По словам Веллхаузена, история отречения от Муавии II, вероятно, является выдумкой марванидов, поскольку они откололись от суфьянидов, несмотря на существование договора о том, что второй сын Язида, Халид, сменит Марвана на престоле. Сторонники суфьянидов были недовольны развитием событий, и поэтому возникла идея, что Суфьяни, потомок Абу Суфьяна, восстановит власть Суфьянидов в Сирии[16].

Многие мусульмане, особенно шииты, считают Язида роковой фигурой в истории ислама[4]. Он был первым правителем в истории халифата, который был назначен наследником на основе кровного родства, и это впоследствии стало традицией[21]. Он считается тираном, который был ответственен за три главных преступления за время его халифата: смерть Хусейна ибн Али и его последователей в битве при Кербеле; последствия битвы при аль-Харре, когда войска Язида разграбили город Медину; и сожжение Каабы во время осады Мекки, в котором обвиняли командира Язида Хусейна ибн Нумайра. Кроме того, из-за его привычки пить спиртное, танцевать и охотиться, а также содержать домашних животных, таких как собаки и обезьяны, он считается нечестивым и недостойным руководить мусульманским сообществом[4].

Несмотря на свою репутацию в религиозных кругах, некоторые западные историки изображают Язида более благосклонно. Согласно Веллхаузену, Язид был мягким правителем, который прибегал к насилию только тогда, когда это было необходимо, и не был тираном, каким религиозная традиция его изображает[22]. Майкл Ян де Гойе описывает его как «миролюбивого, щедрого правителя»[17]. По словам Г. Р. Хоутинга, он пытался продолжить дипломатическую политику своего отца. Однако, в отличие от Муавии, ему не удалось одержать победу над оппозицией с помощью подарков и взяток[4].

Примечания

  1. Sprengling, 1939, pp. 182, 193–194.
  2. Goldschmidt, al-Marashi, 2019.
  3. Sprengling, 1939, p. 194.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Hawting, 2002, pp. 309–311.
  5. Morony, 1987, p. 183.
  6. Madelung, 1997.
  7. 7,0 7,1 7,2 Lewis, 2002.
  8. Wellhausen, 1927, pp. 141–145.
  9. Lammens, 1921, pp. 5–6.
  10. Howard, 1990, pp. 2–3.
  11. Howard, 1990, pp. 3–7.
  12. Wellhausen, 1927, pp. 145–146.
  13. 13,0 13,1 13,2 13,3 13,4 Donner, 2010.
  14. 14,0 14,1 14,2 Madelung, Wilferd, Hosayn b. ali, Encyclopædia Iranica, <http://www.iranicaonline.org/articles/hosayn-b-ali-i>. Проверено 4 января 2019.. 
  15. 15,0 15,1 Daftary, 1992.
  16. 16,0 16,1 16,2 16,3 16,4 Wellhausen, 1927.
  17. 17,0 17,1 17,2 de Goeje, 1911.
  18. Kennedy, 2004, p. 90.
  19. Christides, 2000, p. 790.
  20. Hawting, 2000, p. 47.
  21. Kennedy, 2016, p. 40.
  22. Wellhausen, 1927, p. 168.

Литература