Юсуф (бей Алайе)
Юсуф б. Караман | |
---|---|
тур. Yûsuf b. Karaman | |
бей Алайе
|
|
1300/08 — после 1333/34 | |
Преемник | Алаэддин |
|
|
Отец | Караман-бей |
Дети | Алаэддин |
Юсуф б. Караман (тур. Yûsuf b. Karaman) — правитель бейлика Алайе в первой трети XIV века. С Юсуфом встречался Ибн Баттута, когда в 1333/34 году посетил Алайе. Юсуф-бей признается историками основателем бейлика Алайе.
Биография
Согласно Анонимному «Сельджукнаме», в 1292[1]/93[2] году Бедреддин Махмуд[англ.], сын Карамана-бея, отвоевал Алайе у крестоносцев[1][3]. До смерти Махмуда в 1308 году город, вероятно, оставался вассально зависимым от Караманогуллары[1][2]. Кроме того, из отчеканенных монет следует, что, хотя с 1292/93 года проповедь читалась от имени султана мамлюков, влияние в Алайе в конце века имели ильханы, особенно во время правления Газан-Хана[1].
После смерти Караманоглу Махмуда-бея источники упоминали как правителя Алайе Юсуфа-бея. Связь между Махмудом и Юсуфом точно не установлена, но, предположительно, они были братьями. Аль-Умари, передавая сведения от венецианца Дориа, писал, что Алайе принадлежал Караманидам и находился под управлением бея по имени Юсуф, назначенного Караманидами. Он не упоминал происхождения Юсуфа, тогда как Ибн Баттута называл Юсуфа «сын Карамана»[2][4]. В источниках нет информации о том, когда и как Юсуф-бей приехал в город. Считается, что это могло произойти либо после смерти Гюнери-бея в 1300 году, когда Махмуд стал беем Караманогуллары, либо после смерти Махмуда-бея в 1308 году. В 1333/34 году, когда Ибн Баттута посетил Алайе, город всё ещё находился под властью Юсуфа. Со слов путешественника, Юсуф был уже в преклонном возрасте и был независимым правителем. Ибн Баттута встречался с Юсуфом, к которому прибыл вместе с кади Джалаледдином: «В субботу мы сели на лошадей и отправились на встречу с Караманоглу Юсуфом Беем, султаном Алая. Бей означает правитель. Его особняк находился в десяти милях от города. Я нашёл его сидящим в одиночестве на берегу реки, на холме на берегу моря. Его визири и командиры расположились ниже, а его солдаты были справа и слева. Его волосы были окрашены в чёрный цвет». Юсуф интересовался у Ибн Баттуты, откуда тот прибыл, и послал ему после встречи дары[1][4]. Караманоглу Юсуф-бей признается историками основателем бейлика Алайе[1].
Сообщения источников о доходной торговле древесиной, смолой, шёлком и рабами, которая обогащали Алайе, сосредоточены между 1300—1334 годами. Процветание и богатство региона связываются с периодом правления Юсуфа. По словам Ибн-Баттуты, торговля для Алайе была самой важной деятельностью. Чтобы обеспечить ей безопасность, необходимо было иметь хорошие отношения с Кипром и хорошо ладить с мамлюками, которым они продавали свою продукцию[1]. Слабость мамлюкского флота давала королю Кипра Гуго IV преимущество. Он начал собирать пошлину с туркменских беев на юге Анатолии, Юсуф тоже платил ему ради обеспечения безопасности торговых путей[1].
В связи с малым количеством источников датировки начала и конца правления Юсуфа неизвестны. И. Узунчаршилы не упоминает Юсуфа[3], турецкий историк М. Аккуш датирует начало правления Юсуфа 1308 годом, а начало правления Алаэддина, сына Юсуфа — 1350-ми годами[1]. Турецкий историк И. Сари называет 1300—1337 годы как период правления Юсуфа[5].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 Akkus, 2018.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Merçil, 1989.
- ↑ 3,0 3,1 Uzunçarşılı, 1969.
- ↑ 4,0 4,1 Ibn Battuta, 1929, p. 417.
- ↑ Sarı, 2018, p. 1120.
Литература
- Ibn Battuta. Travels in Asia and Africa: 1325-1354 / H.a.r. Gibb. — London: Broadway House, 1929.
- Akkus M. XVII. Alâiye Beyliği // Anadolu Beylikleri. — Siyer Basim Yayin Dagitim San. Ve Tic. Ltd. Sti., 2018. — Vol. 11. — (İslam Tarihi ve Medeniyeti). — ISBN 9786052375495.
- Merçil E. Alâiye Beyliği (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 1989. — Vol. 2. — S. 332—333.
- Sarı İ. Alâiye Beyliği // Türk Tarihi: Türk Milletini sevmek ve Türk Milletinin kuvvetine, büyüklüğüne inanmak demektir.. — 2018. — S. 1119—1124.
- Uzunçarşılı İ. H. Alaiye beyleri // Anadolu beylikleri ve Akkoyunlu, Karakoyunlu devletleri. — Türk Tarih Kurumu Basımevi, 1969. — S. 92—95.