Подниекс, Юрис

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Юрис Подниекс»)
Юрис Подниекс
Juris Podnieks
Место смерти озеро Звиргзду,
Кулдигский район, Латвия
Профессия кинорежиссёр, кинооператор
Карьера 19771992
Направление документальное кино
Награды
Командор Большого креста ордена Виестура Медаль «За трудовое отличие» — 1986
Государственная премия СССР — 1988

Ю́рис По́дниекс (латыш. Juris Podnieks; в русскоязычных источниках СССР — Юрий Борисович Подниекс; 5 декабря 1950, Рига — 23 июня 1992, Кулдигский район, Латвия) — советский латвийский режиссёр, сценарист и оператор.

Биография

Родился 5 декабря 1950 года в Риге. Отец — Борис Карлович Подниекс[1], актёр, диктор радио, который по уровню идеологического влияния на аудиторию Латвии соответствующего периода, по мнению ряда источников, сравнивался со значимостью Юрия Левитана в масштабах СССР[2].

В 1975 году Юрис Подниекс закончил заочное отделение операторского факультета ВГИКа (мастерская О. Родионова). С 1967 года работал на Рижской киностудии ассистентом оператора, оператором, а с 1977 года — режиссёром. Одна из первых работ Юриса Подниекса «Колыбель» (латыш. «Šūpulis»), вышедшая в 1977 году отдельным сюжетом в 3-м номере киножурнала «Советская Латвия» (латыш. «Padomju Latvija»), получила премию на Лейпцигском фестивале документального кино.

Долгое время сотрудничал как ассистент и оператор с классиком рижской школы документального кино Герцем Франком. Заметный фильм этого времени — «Старше на 10 минут» (латыш. «Vecāks par 10 minūtēm») (1978). В 1981 году картина Юриса Подниекса «Братья Кокарс» (латыш. «Brāļi Kokari») об известных дирижёрах народных хоров получила первый приз на Киевском МКФ «Молодость».

В 1982 году вышел фильм «Созвездие стрелков» (латыш. «Strēlnieku zvaigznājs»), который рассказывал о Латышских стрелках. Фильм стал документальным фильмом года на латвийском кинофестивале «Большой Кристап», также Юрис получил Премию Ленинского комсомола Латвийской ССР[3]. В самой Латвии фильм вызвал настоящее потрясение. О нём много писали, на него ходили трудовыми коллективами, обсуждали на собраниях. В остальном Союзе фильм вышел небольшим количеством копий и остался практически не замеченным массовым зрителем[4].

С 1983 по 1986 годы вместе с Артемием Троицким и Янисом Шипкевицем вёл на латвийском телевидении программу «Видеоритмы» (латыш. «Videoritmi»). Это была молодёжная программа, которая шла в ночное время и в которой можно было увидеть западные видеоклипы. По заказу ресторана Cabourgh снимал клипы с Валерием Леонтьевым и Аллой Пугачёвой[5].

Всесоюзную и международную известность Юрис Подниекс получил в 1987 году благодаря фильму «Легко ли быть молодым?» (латыш. «Vai viegli būt jaunam?»). Фильм в начале социально-политических изменений середины 1980-х годов становится первым документальным событием одного из новых жанров: «проблемного» фильма о молодёжи. Фильм получает множество отечественных и зарубежных призов, включая Государственную премию СССР[6]. Картину закупают телекомпании десятков стран мира[5].

Позже к Юрису обратился английский продюсер Ричард Кризи с Central TV и предложил снять фильм о российской молодёжи для британского телевидения. Англичане не ставили никаких специальных условий и Юрис мог снимать то, что сам считал нужным. Но в это время начали происходить процессы, предшествующие распаду СССР, и несколько лет Подниекс ездил из одного конца Союза в другой, снимая все эти события. В 1989 году из всего этого материала был смонтирован 5-серийный фильм «Мы». В Англии фильм шёл под названием «Hello, Do You Hear Us?», в США как «Soviets»[7].

Вернувшись в Латвию на заработанные деньги Юрис основал свою студию[8]. После его смерти студия будет называться его именем — «Студия Юриса Подниекса» (латыш. «Jura Podnieka Studija» (JPS))[9].

В 1990 году Подниекс закончил фильм «Крестный путь» (латыш. «Krustceļš») о Празднике песни и движении латвийского народа к независимости. В январе 1991 года съёмочная группа Подниекса снимала столкновения в Вильнюсе и Риге. Во время событий в Риге были убиты операторы группы Юриса Андрис Слапиньш и Гвидо Звайгзне. Позже эти съёмки войдут в фильм-послесловие к фильму «Крестный путь»[10].

В 1991 году вышел в свет фильм «Конец Империи»[11].

Гибель

Юрис Подниекс трагически погиб 23 июня 1992 во время Лиго на озере Звиргзду, где нырял с аквалангом. По официальной версии — утонул. Тело было найдено в озере лишь спустя неделю[12][13].

Юрис вместе с друзьями и своим сыном отправились на одно из озёр, расположенных на Балтийском взморье. В компании ограниченно выпивали алкогольные напитки. Юрис Подниекс нырнул, а спустя некоторое время его, на мгновение вынырнувшего, увидел сын. На Юрисе уже не было маски, что-то крикнув, он снова ушёл под воду. Тело было найдено только на восьмой день. Вскрытие тела вызвало вопросы: асфиксия наступила на глубине 8 метров. Как Подниекс мог там оказаться, если начал ощущать, что с аквалангом что-то не в порядке?; акваланг оказался неисправным, клапан пропускал воду. Уголовного дела возбуждено не было. Через 7 лет из архива Генпрокуратуры Латвии пропали все данные экспертизы и обследования, которые проводились на месте трагедии[14].

Годом ранее, во время январских событий 1991 года в Риге, погибли два операторов из команды Подниекса (Андриса Слапиньша и Гвидо Звайгзне). Возможно, Юриса Подниекса контролировали спецслужбы[какие?] с задачей уничтожить и режиссёра[источник не указан 942 дня]. Тему активно обсуждали СМИ: «кому-то нужно было сделать из Юриса героя, но и дразнить могучих гусей из КГБ тоже не хотелось, положение в Латвии тогда было взрывоопасное, достаточно было одной искры»[15]. Юрис Подниекс снимал почти все кровавые конфликты при развале СССР. Он хотел уйти[когда?] от хроники в чистое искусство. Но его съёмки помогали прокуратуре[какой?] в расследовании дел, которые не хотели открывать спецслужбы. Так произошло и после январских событий 1991 года в Вильнюсе. «В его объектив почему-то всегда попадало главное. Может быть, за это и поплатились его операторы, он сам?» (журнал «Огонёк»)[14]. В российском фильме-расследовании «Цветной сектор» (2018), посвящённом в том числе и событиям 1991 года в Риге, бывший командир Рижского ОМОНа заявил, что Юрис Подниекс «очень много знал»[16].

Фильмография

Режиссёр
Оператор

Награды

  • 1982 — Приз «Большой Кристап» СК Латвии за лучший документальный фильм года «Созвездие стрелков»
  • 1983 — Премия Ленинского комсомола Латвийской ССР за фильм «Созвездие стрелков».
  • 1985 — Приз «Большой Кристап» СК Латвии за лучший документальный фильм года «Катит Сизиф камень»
  • 1986 — Приз «Большой Кристап» СК Латвии за лучший документальный фильм года «Легко ли быть молодым?»
  • 1986 — ВКФ «Молодость» в Киеве, приз за лучший фильм «Катит Сизиф камень»
  • 1987 — Премия Американской международной ассоциации документального кино  (англ.) за фильм «Легко ли быть молодым?» (одна из пяти наград)[17]
  • 1987 — Премия «Ника» за лучший неигровой фильм за фильм «Легко ли быть молодым?»
  • 1987 — МКФ к/м фильмов в Кракове приз FIPRESCI за фильм «Легко ли быть молодым?»
  • 1987 — ВКФ молодых кинематографистов в Тбилиси, Главный приз за фильм «Легко ли быть молодым?»
  • 1988 — МКФ в Каннах, приз FIPRESCI за фильм «Легко ли быть молодым?»
  • 1988 — МКФ в Берлине, участие в Программе «Panorama» «Легко ли быть молодым?»
  • 1988 — Государственная премия СССР за фильм «Легко ли быть молодым?»
  • 1991 — Приз Британского Королевского телевизионного общества, Главный приз за фильм «Мы»
  • 1991 — Приз «Большой Кристап» СК Латвии, за лучший документальный фильм года «Крестный путь»
  • 1991 — МКФ социальных документальных фильмов во Флоренции, Главный приз за фильм «Крестный путь»[18]
  • 2010 — Орден Виестура (посмертно)[19]

Примечания

  1. 4.Родом из Рижской киностудии :: Freecity.lv. Дата обращения: 19 августа 2014. Архивировано 20 августа 2014 года.
  2. Игорь Мейден. Пожиратели энергии (недоступная ссылка). Izdevniecibas nams FENSTER (2 января 2009). Дата обращения: 2 сентября 2011. Архивировано 13 июля 2012 года.
  3. Энциклопедия отечественного кино (недоступная ссылка)
  4. 7.Обманутые и обманувшие :: Freecity.lv. Дата обращения: 19 августа 2014. Архивировано 20 августа 2014 года.
  5. 5,0 5,1 8.Запретная зона :: Freecity.lv. Дата обращения: 19 августа 2014. Архивировано 20 августа 2014 года.
  6. Энциклопедия отечественного кино (недоступная ссылка)
  7. 10.Три года в английском плену :: Freecity.lv. Дата обращения: 19 августа 2014. Архивировано 24 сентября 2015 года.
  8. 11."Россия поработила и сохранила нас" :: Freecity.lv. Дата обращения: 19 августа 2014. Архивировано 4 марта 2016 года.
  9. 18."Он взял на себя слишком много чужого горя" :: Freecity.lv. Дата обращения: 19 августа 2014. Архивировано 20 августа 2014 года.
  10. 14."Это стреляли в меня…" :: Freecity.lv. Дата обращения: 19 августа 2014. Архивировано 23 октября 2018 года.
  11. Энциклопедия отечественного кино (недоступная ссылка)
  12. 1.Роковое Лиго Архивная копия от 20 августа 2014 на Wayback Machine :: Freecity.lv
  13. 2.Смерть на вздохе Архивная копия от 20 августа 2014 на Wayback Machine :: Freecity.lv
  14. 14,0 14,1 Татьяна Фаст. Свидетель рождения. Журнал «Огонёк», №2 (5161) (17 января 2011). Дата обращения: 3 сентября 2011. Архивировано 17 апреля 2013 года.
  15. Юрий Москаленко. Почему режиссёр фильма «Легко ли быть молодым?» сам ушел из жизни слишком рано?. Издательский дом «Ройбер». Дата обращения: 2 сентября 2011. Архивировано 11 января 2011 года.
  16. Sputnik. "Цветной сектор": московская премьера фильма о госпереворотах. ru.sputniknewslv.com. Дата обращения: 3 июля 2018. Архивировано 3 июля 2018 года.
  17. http://www.imdb.com/event/ev0000351/1987 Архивная копия от 28 марта 2015 на Wayback Machine IMDB о награде IDA-1987
  18. Энциклопедия отечественного кино (недоступная ссылка)
  19. Latvijas Valsts prezidenta kanceleja. Prezidenta preses dienests. Viestura ordeņa nodošana glabāšanā. Valsts prezidents varoņu tuviniekiem nodot nopelnītos apbalvojumus. (латыш.). Журнал "Latvietis", №119 (18 ноября 2010). Дата обращения: 24 декабря 2014. Архивировано 20 сентября 2020 года.

Литература

  • И. Волкова. И никто не похож на остальных… — Советская молодёжь, 1977, 25 октября
  • Е. Быкова. Постигая законы жанра… — Советская Латвия, 1977, 19 ноября
  • E. Riekstiņš. Cilvēki un konflikti. — Lit. un Māksla, 1977, 11 ноября. — С. 4—5.

Ссылки