Кавасима, Юдзо

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Юдзо Кавасима»)
Юдзо Кавасима
яп. 川島雄三
англ. Yûzô Kawashima
Дата рождения 4 февраля 1918(1918-02-04)
Место рождения Муцу, префектура Аомори, Япония
Дата смерти 11 июня 1963(1963-06-11) (45 лет)
Место смерти Токио, Япония
Гражданство  Япония
Профессия кинорежиссёр,
сценарист
Карьера 1944—1963
Направление комедиограф
IMDb ID 0442929

Юдзо Кавасима (яп. 川島雄三 Кавасима Юдзо), англ. Yûzô Kawashima. (4 февраля 1918, Муцу, префектура Аомори, Япония11 июня 1963, Токио, Япония) — японский кинорежиссёр и сценарист. Когда уважаемый японский журнал о кино «Кинэма Дзюмпо» в 1999 году опубликовал список лучших японских фильмов XX века, в нём было много фильмов неоспоримых классиков, таких как Акира Куросава, Кэндзи Мидзогути, Микио Нарусэ и Ясудзиро Одзу. Тем не менее, многие западные наблюдатели были в недоумении от фильма, который занял почётное 5 место — «Солнце в последние дни сёгуната» режиссёра Юдзо Кавасимы[1] . Этот фильм, выпущенный кинокомпанией «Никкацу» в 1957 году был практически неизвестен за пределами Японии, как и его постановщик Кавасима. Хотя теперь его фильмы начали выходить на Западе на DVD и Blu-ray, и по мнению одного из ведущих западных знатоков японского кинематографа критика Александра Джейкоби, работы Кавасимы являются недостающим звеном между классикой японского кино 1950-х и модернизмом 1960-х[2].

Биография

Ранние годы

Родившийся в 1918 году в купеческой семье, Юдзо Кавасима ещё с юных лет заинтересовался литературой и кинематографом. Фильмы великого американского кинорежиссёра Дэвида Уорка Гриффита произвели на молодого Кавасиму неизгладимое впечатление, и он просто загорелся мечтой о работе в кино[3]. После окончания средней школы юноша поехал в Токио, где он становится членом киноклубов Eigashudan и Nihon Eiga Kenkyukai[3], поступает в университет Мэйдзи[4], где будет изучать литературу. Когда студия «Офуна» кинокомпании «Сётику» в 1938 году объявила очередной конкурсный набор на вакантные должности ассистентов режиссёра, двадцатилетний Кавасима успешно прошёл трудный экзамен и попал в восьмёрку избранных, которых студия отобрала из 2000 претендентов.

Карьера в кино

После того, как Юдзо Кавасима поработал ассистентом у таких мэтров режиссуры, как Ясудзиро Симадзу и Ясудзиро Одзу, а также у только недавно начавших свой путь в профессии, а впоследствии ставших классиками Кодзабуро Ёсимуры и Кэйсукэ Киноситы, он в 1944 году получил возможность дебютировать самостоятельной постановкой, сняв фильм «Человек, который вернулся»[4]. Эта дебютная его работа не имела успеха у зрителя, поэтому в двух последующих своих картинах он был только сорежиссёром. Первые успешные в коммерческом прокате киноленты Кавасимы, фильмы снятые в 1948 году, «Последователь» и «О, граждане!» показали элементы будущего стиля режиссёра[2]. В своих постановках того периода Кавасима обращался преимущественно к комедийному материалу, став к середине 1950-х одним из признанных мастеров кинокомедии компании «Сётику», хотя он сам был крайне не удовлетворён и своими работами тех лет и жёстким диктатом студийных боссов.

В 1951 году состоялось знакомство Кавасимы с Сёхэем Имамурой, пришедшем тогда на студию также как и он когда-то в 1938-м, по конкурсному набору и получившему место ассистента режиссёра. Общие взгляды на жизнь и бунтарский дух объединило и сдружило этих двух художников. Они вместе покинули «Сётику» в 1954-м, перейдя в кинокомпанию «Никкацу», взбунтовавшись против пресловутого «духа студии «Офуна» — духа умеренности и конформизма[5]. Имамура был его главным ассистентом по киноленте «Бремя любви» (1955), социальной сатире, в которой показана история министра правительства, выступающего за контроль над рождаемостью, но не способного контролировать рождаемость в собственной семье. Кавасима продемонстрировал мастерство в умении манипулирования большим количеством персонажей в фильме «Наш город» (1956), рассказе о жизни в пригороде Осаки периода Мэйдзи в 1930 году. В то же самое время в кинолентах «Двадцать четыре вида Гиндзы» (1955) и «Рай Сусаки: Район красных фонарей» (1956), где действие по большей части происходит в барах и борделях ночного Токио, продемонстрирован интерес Кавасимы к неприглядным сторонам жизни японского общества.

В 1957 году Юдзо Кавасима поставил по сценарию бывшего ассистента и лучшего друга Имамуры свой лучший фильм «Солнце в последние дни сёгуната» (в главной роли — Фрэнки Сакаи), придав новую глубину традиционной комедии. В этой киноленте остроумно и непристойно изложены события в борделе времён Реставрации Мэйдзи, где внимание режиссёра сконцентрировано на показе сексуальных и финансовых проблем героев. И хотя сотрудничество Кавасимы и Имамуры было не столь долгим, тем не менее, каждый из них обогатился совместным опытом. Комедии Кавасимы, их чёрный юмор и несколько бурлескный дух произвели сильное впечатление на молодого Имамуру и отразилось затем в первых его самостоятельных постановках[5]. Кавасима же, в свою очередь, стал больше обращаться к низам общества и социальным проблемам, что привил ему друг Имамура. В то время как Имамура начал самостоятельную режиссёрскую деятельность, Кавасима ушёл из компании «Никкацу» и его дальнейшие работы сняты в павильонах студий «Токио фильм» и «Тохо»[3].

Успех фильма «Солнце в последние дни сёгуната» способствовал появлению ряда сатирических и фарсовых комедий, снятых Кавасимой на рубеже 1950-х1960-х годов, где главную роль неизменно играл актёр Фрэнки Сакаи. Наиболее характерной из этих комедий была «Сдаётся комната» (1959), весёлый портрет жизни низов общества в Осаке.

Режиссёр также успешно работал с более традиционным драматургическим материалом: «Храм Диких Гусей» (1962), основанная на романе Цутому Мицуками — мастерски созданная мелодрама о неоднозначных взаимоотношениях между коррумпированным священником, его возлюбленной и его псаломщиком; в то время как «Тень цветка» и «Женщина рождается дважды» (оба фильма 1961 года) были нежными и трогательными исследованиями жизни хозяйки бара и гейши, отмеченные тонким психологическим рисунком характеров героинь и сочувственным отношением к падшим женщинам. «Изящное чудовище» (1962) — один из последних фильмов режиссёра был снят с использованием необычных ракурсов в условиях замкнутого пространства и очень близок к лентам «новой волны».

Режиссёр умер в 45 лет от сердечного приступа, вызванного довольно редким заболеванием, — лёгочным сердцем. За 19 лет карьеры Юдзо Кавасима снял 51 фильм[4].

В 1991 году режиссёр и близкий друг Кавасимы, Сёхэй Имамура представил четыре его фильма на ретроспективе в Роттердаме. Это были четыре основных его работы: «Рай Сусаки: Район красных фонарей» (1956), «Солнце в последние дни сёгуната» (1957), «Женщина рождается дважды» (1961) и «Изящное чудовище» (1962)[3]. В 2003 году Дом культуры Японии в Париже отдаст дань памяти Юдзо Кавасиме, устроив его ретроспективный показ[3]. В феврале 2012 года мини-ретроспективу фильмов Юдзо Кавасимы устроили в рамках 62-го Берлинского международного кинофестиваля[6]. С 19 февраля по 11 марта 2020 года ретроспектива из восьми фильмов Юдзо Кавасимы прошла в Москве (в кинозале Инженерного корпуса Государственной Третьяковской Галереи).

Признание

Кинопремия «Майнити» (1964)

  • Специальная премия за достижения в карьере (посмертно)[7].

Фильмография

Фильмография Юдзо Кавасимы [8][9][10]
Год Русское название Японское название Название на ромадзи Английское название в международном прокате
1940-е годы
1944 «Человек, который вернулся» 還って来た男 Kaette kita otoko The Man Who Came Back
1946 «Конкурс улыбок» ニコニコ大会 Nikoniko taikai Smiling Competition
«Смешная неделя» (к/м) お笑い週間 Owarai shukan Comical Week
1947 «Мэр в полночь» 深夜の市長 Shin’ ya no shicho Mayor at Midnight
1948 «Последователь» 追跡者 Tsuisekisha The Follower
«О, граждане!» シミ金のオオ!市民諸君 Shimikin no Ci Shimin shokun O Citizens (lit. Shimikin’ s O Citizens)
1949 «Симикин — спортивный король» シミ金のスポーツ王 Shimikin no Supotsu-o King of Sports (lit. Shimikin the King of Sports)
1950-е годы
1950 «Просто сон» 夢を召しませ Yume o meshimase Just Dream
«Актриса и детектив» (к/м) 女優と名探偵 Joyfi to meitantei The Actress and the Detective
1951 «И ангелы видят сны» 天使も夢を見る Tenshi mo yume o miru Even Angels Dream
«Три девушки фертильного возраста» 適齢三人娘 Tekirei sannin musume Three Nice Nubile Girls
1952 «Бытовая жареная свинина» とんかつ大将 Tonkatsu taisho Fried Pork General
«Пара очень большой любви» 相惚れトコトン同志 Aibore tokoton doshi A Couple Very Much in Love
«Девушки отстаивают свои права» 娘はかく抗議する Musume wa kaku kogi suru Girls Claim Their Rights
«Я не был таким» こんな私じゃなかったに Konna watashi ja nakatta ni I Wasn' t Like That
«Завтра день зарплаты» 明日は月給日 Asu wa gekkyubi Tomorrow Is Payday
1953 «Студент-директор компании» 学生社長 Gakusei shacho Student President
«Цветы на ветру» 花吹く風 Hana fuku kaze Flowers in the Wind
«Новый Токио в марте» 新東京行進曲 Shin Tokyo koshinkyoku New Tokyo March
«Сексуальная революция» 純潔革命 Junketsu kakumei Sexual Revolution
«Мадам Токио и леди Осака» 東京マダムと大阪夫人 Tokyo madamu to Csaka fujin Madame Tokyo and Lady Osaka
«Госпожа президент» お嬢さん社長 Ojosan shacho Miss President
1954 «Дорога истины» 真実一路 Shinjitsu ichiro The Road of Truth
«Между вчера и завтра» 昨日と明日の間 Kino to asu no aida Between Yesterday and Tomorrow
1955 «Бремя любви» 愛のお荷物 Ai no onimotsu Burden of Love
«Человек, приезжающий завтра» あした来る人 Ashita kuru hito Till We Meet Again
«Двадцать четыре вида Гиндзы» 銀座二十四帖 Ginza nijfiyonjo Ginza / Twenty-four Views of Ginza (lit.)
1956 «Воздушный шарик» 風船 Fusen Balloon
«Рай Сусаки: Район красных фонарей» 洲崎パラダイス 赤信号 Suzaki Paradaisu: Akashingo Suzaki Paradise: Red Light District
«Наш город» わが町 Waga machi Our Town
«Голодные души» 飢える魂 Ueru tamashii Hungry Souls
«Голодные души 2» 続・飢える魂 Zoku ueru tamashii Hungry Souls 2
1957 «Солнце в последние дни сёгуната» 幕末太陽伝 Bakumatsu taiyoden The Sun Legend of the End of the Tokugawa Era
1958 «Быть женщиной» 女であること Onna de aru koto Being a Woman
«Репутация» 暖簾 Noren The Shop Curtain
1959 «Искушение на роскошном острове» グラマ島の誘惑 Gurama-to no yuwaku Temptation on Glamor Island
«Сдаётся комната» 貸間あり Kashima ari Room to Let
1960-е годы
1960 «Если человек может ходить» 人も歩けば Hito mo arukeba If a Man Could Walk
«Вор поцелуев» 接吻泥棒 Seppun dorobo The Thief of Kisses / The Dangerous Kiss
«Ночной поток» (сорежиссёр — Микио Нарусэ) 夜の流れ Yoru no nagare Evening Stream
«Сёстры Акасака: Ночная кожа» 赤坂の姉妹 夜の肌 Akasaka no shimai: Yoru no hada The Akasaka Sisters: Skin of Night / Soft Touch of Night
1961 «Пин-стрип боссы» 縞の背広の親分衆 Shima no sebiro no oyabunsho Pin-Stripe Bosses
«Японский экспресс» 特急にっぽん Tokkyu Nippon Japan Express
«Женщина рождается дважды» 女は二度生れる Onna wa nido umareru A Woman Is Born Twice / A Geisha’ s Diary
«Тень цветка» 花影 Kaei Shadow of a Flower
1962 «Храм Диких Гусей» 雁の寺 Gan no tera Temple of Wild Geese
«В этой мирской суете» 青べか物語 Aobeka monogatari The Story of Aobeka / This Madding Crowd
«Гора Хаконэ» 箱根山 Hakoneyama Hakone Mountain
«Изящное чудовище» しとやかな獣 Shitoyakana kemono Elegant Beast
1963 «Комедия: Жизнь в шашлычной» 製作=東京映画 配給=東宝 Kigeki: Tonkatsu ichidai A Life in the Fried Pork Business
«Дай мне шанс» イチかバチか Ichi ka bachi ka Take a Chance

Примечания

  1. Learning from the Masters of Cinema: Kawashima Yuzo's Bakumatsu Taiyo-Den (The Sun in the Last Days of the Shogunate) Архивная копия от 2 мая 2015 на Wayback Machine на сайте Twitchfilm.com (англ.)
  2. 2,0 2,1 Jacoby Alexander. A Critical Handbook of Japanese Film Directors. — Berkeley, California: Stone Bridge Press, 2008. (англ.)
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 KAWASHIMA Yuzo Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine на сайте Cinemasie.com (фр.)
  4. 4,0 4,1 4,2 Japanese Masters: Kawashima Yuzo (film director) Архивная копия от 3 октября 2015 на Wayback Machine на сайте Japan Navigator (англ.)
  5. 5,0 5,1 Генс, Инна Юлиусовна. «Бросившие вызов: Японские кинорежиссёры 60-70-х гг.» / Послесов. В. Цветова; ВНИИ Искусствоведения. — М. : Искусство, 1988. — 271 С. (стр. 104-105) (рус.)
  6. Text über die Filme von Yūzō Kawashima Архивная копия от 19 января 2016 на Wayback Machine auf Critic.de (нем.)
  7. Yûzô Kawashima—Awards на сайте IMDb (англ.)
  8. Jacoby, Alexander. A Critical Handbook of Japanese Film Directors (англ.). — Berkeley, California: Stone Bridge Press  (англ.), 2008. — ISBN 978-1-933330-53-252295. (англ.)
  9. 川島雄三 (Юдзо Кавасима) Архивная копия от 30 декабря 2015 на Wayback Machine на сайте JMDb (Japanese Movie Database) (яп.)
  10. Yûzô Kawashima (1918–1963) Архивная копия от 15 апреля 2016 на Wayback Machine на сайте IMDb (англ.)

Ссылки

Литература

  • Jacoby Alexander. A Critical Handbook of Japanese Film Directors. — Berkeley, California: Stone Bridge Press, 2008. — ISBN 978-1-933330