Энгельсский завод локомотивов

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Энгельсский завод локомотивов
Секция 2ЭВ120-001 в сборочном цехе заводаСекция 2ЭВ120-001 в сборочном цехе завода
Основание 2015
Прежние названия Энгельсский локомотивный завод
Отрасль железнодорожное машиностроение
Продукция электровозы
Сайт enzl.ru

Энгельсский завод локомотивов (ранее, до 2023 года Энгельсский локомотивный завод) — локомотивостроительное предприятие в России расположенное в промышленной зоне на окраине города Энгельс Саратовской области.

Торжественное открытие завода состоялось 19 августа 2015 года[1]. К моменту открытия завода уже была изготовлена одна секция электровоза (конструктивно и по учёту это половина локомотива).

Завод строился в чистом поле, с нуля, специально для выпуска электровозов двойного питания по конструкции разработанной совместно ООО «Первая Локомотивная Компания» (ПЛК) и компанией Bombardier Inc. (отделение Bombardier Transportation) для эксплуатации на железных дорогах с шириной колеи 1520 мм на линиях постоянного тока 3 кВ и переменного тока 25 кВ 50 Гц.[2]

История создания завода

В 2011 году руководство Саратовской области приняло решение о создании в городе Энгельс нового завода по производству электровозов колеи 1520 мм[3]. Строительство нового локомотивостроительного завода было начато в 2013 году, основным инвестором проекта выступил Внешэкономбанк[4], общий объём инвестиций к моменту начала производства электровозов составил 6,7 миллиарда рублей[5].

Весной 2015 года ЭЛЗ начал изготовление первого двухсистемного двухсекционного электровоза нового поколения[6], получившего обозначение серии 2ЭВ120, запланировав изготовить в составе опытной партии три локомотива серии[7]. Первая секция электровоза с порядковым номером 001 была изготовлена в августе 2015 года[8], осенью того же года в процессе сборки находилась первая секция второго электровоза. В 2016 году были достроены вторые секции. В 2017 году было начато изготовление третьего электровоза серии[9].

Изначально завод планировал начать с 2017 года серийный выпуск локомотивов этой серии[10] с проектной мощностью в 150 локомотивов в год[7]. Однако РЖД отказались серийно закупать локомотивы данной серии ввиду дороговизны импортных комплектующих и предпочтения в пользу более дешёвых электровозов[11]. Ранее руководством завода озвучивались планы на возможную поставку локомотивов 2ЭВ120 в Азербайджан и страны Прибалтики, однако операторы этих стран не приняли решения о закупке локомотивов данной серии и заказов от них и представителей каких-либо других компаний не поступило[7].

Не найдя покупателя, ЭЛЗ понёс серьёзные убытки, и возмещать вложенные в производство средства стало нечем. Компания-инвестор, АО «ВЭБ-Лизинг», подала иск о несостоятельности ЭЛЗ (претензии инвестора на сумму 396,4 млн рублей). В свою очередь, ЭЛЗ начал судебные тяжбы с ПЛК, подав 1 июня 2020 года к ПЛК два иска на общую сумму 7,3 млрд рублей — заявитель потребовал с компании 6,9 млрд рублей по договору займа от 27 февраля 2013 года и 679,6 млн рублей долга по договорам аренды имущества.

Судьба серии 2ЭВ120 оставалась неясной[12], до тех пор, пока 9 декабря 2020 Арбитражным судом Саратовской области не было объявлено о полном банкротстве предприятия и открытии конкурсного производства сроком на шесть месяцев до 8 июня 2021 года[13][14][15].

Завод несколько раз выставляли на торги. Наконец в январе 2023 года весь имущественный комплекс завода был приобретён компанией «Интер Карго Компани» из Москвы[16][17].

Согласно сайта завода в 2023 году произошло переименование. Теперь это Энгельсский завод локомотивов. Также согласно сайта предприятия 1 марта 2023 года произошёл запуск машиностроительного предприятия АО «ЭЗЛ»[18].

Продукция завода

По состоянию на конец 2020 года выпущено два электровоза серии (номера 001 и 002); сборка следующих трёх локомотивов (номера 003, 004 и 005) не завершена[9].

Примечания

  1. В Энгельсе открылся локомотивный завод "Bombardier". Дата обращения: 16 сентября 2023.
  2. Грузовой электровоз двойного питания серии 2ЭВ120. ООО «Первая Локомотивная Компания». Дата обращения: 10 сентября 2015. Архивировано 10 сентября 2015 года.
  3. О компании (недоступная ссылка). АО «Энгельсский локомотивный завод». Дата обращения: 20 ноября 2017. Архивировано 17 ноября 2017 года.
  4. На локомотивы, которые будут выпускаться в Саратовской области, уже поступают заказы. Бизнес-вектор (28 мая 2015). Дата обращения: 17 сентября 2023.
  5. Новый российский электровоз. LiveJournal. Блог Ru_Railway (19 августа 2015). Дата обращения: 20 ноября 2017. Архивировано 1 декабря 2017 года.
  6. Полпред президента Михаил Бабич посетил локомотивный завод в Энгельсе (недоступная ссылка). АО «Энгельсский локомотивный завод» (= 2015-05-23). Дата обращения: 20 ноября 2017. Архивировано 21 ноября 2017 года.
  7. 7,0 7,1 7,2 «Энгельсский локомотивный завод» намерен поставлять свою продукцию в Азербайджан. 1news.az (7 августа 2015). Дата обращения: 11 сентября 2015. Архивировано 19 августа 2015 года.
  8. First Russian TRAXX Completed (англ.). Railvolution (20 августа 2015). Дата обращения: 11 сентября 2015. Архивировано 27 августа 2016 года.
  9. 9,0 9,1 2ЭВ120 — TrainPix.
  10. Первая локомотивная компания представила на ЭКСПО-1520 новейший электровоз. ООО «Первая Локомотивная Компания» (2 сентября 2015). Дата обращения: 10 сентября 2015. Архивировано 10 сентября 2015 года.
  11. Алексей Лебедев. Локомотивостроение в поисках формулы успеха. ИА РЖД-Партнёр.ру (интернет-портал). Редакция журнала «РЖД-Партнёр» (8 сентября 2015). Дата обращения: 28 октября 2020. Архивировано 4 ноября 2020 года.
  12. Энгельсский двухсистемный локомотив доехал до первой стадии банкротства: на ЭЛЗ введено наблюдение. Официальный сайт. Агентство деловых новостей «Бизнес-вектор» (10 июля 2020). Дата обращения: 2 ноября 2020. Архивировано 18 сентября 2020 года.
  13. Решение. Дело № А57-2931/2020. Картотека арбитражных дел // Электронное правосудие. Дата обращения: 16 января 2021.
  14. «Энгельсский локомотивный завод», не продавший ни одного локомотива, объявлен банкротом. Рамблер/финансы. Дата обращения: 15 января 2021. Архивировано 3 марта 2021 года.
  15. Суд не увидел сговора «Энгельсского локомотивного завода» и «Первой локомотивной компании». Корни субсидиарки на 27 млрд отыщут в офшорах?. Бизнес-Вектор (30 июня 2022). Дата обращения: 30 августа 2022.
  16. "Энгельсский локомотивный завод" продан московской компании. СарБК (30 января 2023). Дата обращения: 16 сентября 2023.
  17. "Интер Карго компани" приобрела Энгельсский локомотивный завод за 2,85 млрд рублей. Интерфакс (27 января 2023). Дата обращения: 16 сентября 2023.
  18. ЗАПУСК МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ. Дата обращения: 16 сентября 2023.