Видор, Шарль-Мари

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Шарль Мари Видор»)
Шарль-Мари Видор
Ш.-М. Видор в 1870 годуШ.-М. Видор в 1870 году
Основная информация
Профессии органист, композитор, музыкальный педагог
Инструменты орган
Жанры симфония, опера, концерт
Награды
Кавалер ордена Почётного легиона
Главный орган фирмы Cavaillé-Coll в Парижской церкви Сен-Сюльпис (1863)

Ша́рль-Мари́ Видо́р (фр. Charles-Marie Widor; 21 февраля 1844, Лион — 12 марта 1937, Париж) — французский органист, композитор и музыкальный педагог.

Биография

Отец Видора был органистом и строителем органов, другом крупнейшего органного мастера XIX века Аристида Кавайе-Колля, по рекомендации которого Видор поступил в Брюссельскую консерваторию, где учился органу у Жака Николя Лемменса и композиции у Франсуа Жозефа Фети. По окончании курса Видор в 1869 г. был приглашён временно занять пост органиста в парижской церкви Сен-Сюльпис, взамен умершего Лефебюра-Вели, и состоял в этой должности в течение 64 лет, хотя постоянный контракт с ним так и не был заключён (в 1934 г. Видора сменил один из наиболее значительных его учеников, Марсель Дюпре).

C 1890 года Видор был профессором органа, а с 1896 года композиции в Парижской консерватории. Среди учеников Видора были такие крупные фигуры французской и мировой музыки, как Луи Вьерн, Дариюс Мийо, Эдгар Варез, Альберт Швейцер, Димитрие Куклин.

Творчество

Композиторское наследие Видора довольно обширно и включает:

  • десять симфоний для органа,
  • четыре оперы,
  • ряд оркестровых сочинений (из которых наибольшей известностью пользуются симфоническая поэма «Вальпургиева ночь», фортепианный и виолончельный концерты),
  • песни и романсы.

Однако основу творчества Видора составляют масштабные органные сочинения, которые Видор непривычно называл симфониями (отчасти в связи с тем, что реформа органостроительства, произведённая Кавайе-Колем, значительно расширила диапазон и выразительные возможности этого инструмента). Видор всё время, на протяжении десятилетий, возвращался к музыке своих симфоний — некоторые из них существуют в восьми различных редакциях. Из десяти симфоний для органа Видора самыми знаменитыми и часто исполняемыми являются пятая (завершающаяся знаменитой Токкатой) и шестая (обе опубликованы в 1887 г.).

Примечания

Литература

Ссылки