Белое духовенство
Белое духовенство (также приходское духовенство) — неформальное общее название для немонашествующих христианских священнослужителей и церковнослужителей. Священников-монахов (иногда всех монахов) называют чёрным духовенством[1].
В православии
В белое духовенство, кроме священнослужителей (протопресвитеров, протоиереев, иереев, протодиаконов, диаконов) обычно включают представителей низшего клира[2]: иподиаконов и чтецов (псаломщиков)[3].
В Российской империи белое духовенство по подчинению разделялось на епархиальное (в составе которого были причты кафедральные, приходские и домовые), военное и морское под управлением протопресвитера военного и морского духовенства, придворное под управлением духовника императора, а также заграничное, подчинённое непосредственно синоду, но финансировавшееся министерством иностранных дел[3].
Вступление в брак
Исторически выбор своего пути в сторону белого духовенства в Русской православной церкви молодой человек должен был сделать перед рукоположением во дьяконы: он мог по окончании духовной семинарии перед рукоположением во дьяконы жениться на девице «доброго поведения», вскоре после чего обычно рукополагался и назначался в приход[4]. В отличие от мирян, овдовевшему священнослужителю запрещено вступать во второй брак, что делало рукоположение вдовца невозможным, хотя правила и делали исключение для 40-летних[3]. В Русской православной церкви с 2011 года рукоположение лица, не состоящего в браке (неженатого, вдовца или разведённого) и не являющегося монахом, стало возможным при выполнении определённых условий[5].
Сословие
Статус духовенства как сословия в Российской империи спорен. Согласно общим положениям в начале IX тома Свода законов (статья 2) христианское духовенство являлось одним из четырёх основных сословий, наряду с дворянами, городскими и сельскими обывателями. При этом многие исследователи отмечают, что духовенство на практике не образовывало сословия, так как духовное звание напрямую не наследовалось (требовалось рукоположение); дети духовенства, не пошедшие по отцовской дороге, причислялись к мещанам. Кроме того, духовные лица, сложившие с себя сан, возвращались в первоначальное своё состояние; священник мог одновременно принадлежать и к дворянству. Тем самым особые права духовенства на практике не были сословными правами, а просто преимуществами, присвоенными духовному сану[6][3]. Другие исследователи считают, что де-факто наследование занятий и сословный статус у белого духовенства возникли не позднее XVII века и закрепились в конце XVIII, когда прекратилась практика выборов священников и появился образовательный ценз, при этом иногда исключая из рассмотрения чёрное духовенство, которое не могло передать прав состояния по наследству из-за обета безбрачия[7].
Вдовы священнослужителей пользовались правами личного дворянства, их дети — потомственного почётного гражданства, вдовы и дети причетников — личного почётного гражданства[3].
Поведение
Согласно ЭСБЕ, в священническом сане не могут состоять предающиеся пьянству или блуду, также замеченные в лжесвидетельстве и воровстве. Если жена священнослужителя ему изменяет, то он должен или развестись с нею, или устранить себя от священнослужения. Клирикам запрещено заниматься торговлей и иметь своё дело, плясать и смотреть на танцы, посещать театры, участвовать в сходках, вмешиваться в мирские дела, играть в карты. Вдовым священнослужителям запрещено держать у себя в доме женщин, кроме близких родственниц. Как и всему духовенству, им запрещено стричь волосы на голове и бороду и предписано носить скромную одежду, преимущественно тёмных цветов (рясу и подрясник).
Пёстрые власти
Православные архиереи традиционно носят пёстрые одежды, историк русской церкви Е. Е. Голубинский использовал в их отношении также термины «пёстрое духовенство»[8], «пёстрые власти»[9].
В католицизме
В католичестве латинского обряда безбрачие обязательно для всех священников, к белому духовенству при этом относятся епархиальные священники, не принимавшие монашеских обетов (лат. clerici saeculares), а к чёрному — священники, принадлежащие одному из монашеских орденов.
См. также
Примечания
- ↑ Голубинский, 1901, с. 305.
- ↑ Валентин Лаврентьевич Янин. Отечественная история: Д-К. Большая Российская энциклопедия, 1994. С. 104.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 ЭСБЕ, 1893.
- ↑ Ольга Йокояма. Письма русских крестьян. Тексты и контексты Архивная копия от 16 декабря 2021 на Wayback Machine. Языки славянской культуры, М., 2014. С. 270.
- ↑ О хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве. Историко-правовой комментарий Архивная копия от 10 апреля 2019 на Wayback Machine // ЖМП № 1, январь 2012 года.
- ↑ Коркунов Н. М. Русское государственное право. — Т. I. — Гл. III. — СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1901. Архивная копия от 27 ноября 2021 на Wayback Machine
- ↑ Мангилева, А. В. Белое приходское духовенство Российской империи: от сословия к профессии // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2014. — № 3 (130). — 2014. Архивная копия от 23 ноября 2018 на Wayback Machine
- ↑ Голубинский, 1901, с. 356.
- ↑ Голубинский, 1901, с. 378.
Литература
- Мангилева, Анна Владимировна. Белое приходское духовенство Российской империи: от сословия к профессии Архивная копия от 23 ноября 2018 на Wayback Machine // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2014.№ 3 (130) (2014).
- Белое духовенство и его интересы / Сост. под ред. Н. В. Елагина. — Санкт-Петербург : тип. Р. Голике, 1881.
- Ростиславов, Д. И. О православном белом и черном духовенстве в России. [В 2-х т.]. — Лейпциг : Ф. Вагнер, 1866.
- Скутнев А. В. Православное духовенство на закате империи. — Киров, 2012. ISBN 978-5-91371-022-2
- Е. Е. Голубинский. История Русской Церкви. — Имп. о-во истории и древностей российских при Моск. ун-те, 1901. — Т. 1. Период первый. Киевский или домонгольский, 1-я половина тома. — 968 с.
- Духовенство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1893. — Т. XI. — С. 253—266.