Гурецкий, Хенрик Миколай

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Хенрик Гурецкий»)
Хенрик Гурецкий
Основная информация
Полное имя Хенрик Миколай Гурецкий
Место рождения Черница (ныне — Силезское воеводство, Польша)
Место смерти Катовице, Силезское воеводство, Польша
Профессии композитор
Годы активности 19582010
Жанры симфоническая музыка
Награды
Орден Белого орла Кавалер Командорского креста со звездой ордена Возрождения Польши Кавалер Командорского креста ордена Возрождения Польши
Золотая медаль «За заслуги в культуре Gloria Artis» Большой крест ордена Святого Григория Великого

Хе́нрик Мико́лай Гуре́цкий (польск. Henryk Mikołaj Górecki [ˈxɛnrɨk mʲiˈkɔwaj ɡuˈrɛtski]; 6 декабря 1933, Черница, под Рыбником, Силезия — 12 ноября 2010, Катовице) — польский композитор.

Биография

Родился в скромной семье, любящей музыку. Двухлетним ребёнком потерял мать. Заболел костным туберкулёзом, почти два года провёл в больнице, пережил четыре операции. В 1952 году начал учиться в Рыбникской высшей музыкальной школе (кларнет, скрипка, фортепиано, теория музыки), закончил четырёхлетний курс за 3 года. Начал сочинять. Впервые его сочинения, отмеченные влиянием К. Шимановского и Б. Бартока, были исполнены в 1958 году. К 1960-м годам он уже вобрал авангардный опыт А. Веберна, Я. Ксенакиса, П. Булеза. Его Первая симфония, исполненная на фестивале молодежи в Париже, получила международное признание. Он продолжил учёбу в Париже, где испытал влияние О. Мессиана и К. Штокхаузена. Несмотря на признание во Франции, Гурецкий вернулся в Польшу и, за исключением короткого пребывания в Берлине, никогда не покидал страну. С 1968 года преподавал композицию в Катовицкой высшей музыкальной школе, с 1975 года — профессор; воспитал нескольких известных учеников, в их числе Эугениуш Кнапик, и родного сына Миколая Гурецкого (р. 1971), который также является профессиональным композитором[1].

Подал в отставку в 1979 году в знак протеста против запрета польских властей на приезд в страну Папы Римского Иоанна Павла II.

Умер 12 ноября 2010 года. Был кремирован и похоронен на кладбище в городе Катовице.

Творчество

Зрелая музыка Гурецкого — образец сакрального минимализма, направления, которое представляют также Арво Пярт, Петерис Васкс, Гия Канчели, Владимир Мартынов, София Губайдулина и др.

Ключевое и наиболее известное сочинение — Третья симфония для сопрано и оркестра «Симфония скорбных песнопений» (1976). Исполненная Дон Апшоу и Лондонской симфониеттой (1992), запись симфонии разошлась более чем миллионом экземпляров и принесла композитору мировую известность.

Последним произведением Хенрика Гурецкого является Симфония № 4, посвящённая польскому композитору Александру Тансману, впервые исполненная посмертно Лондонским филармоническим оркестром в 2014 году[2].

Сочинения

  • op. 1 Cztery preludia для фортепиано (1955)
  • op. 2 Toccata для двух фортепиано (1955)
  • op. 3 Trzy pieśni (1956)
  • op. 4 Wariacje для скрипки и фортепиано (1956)
  • op. 5 Quartettino для двух флейт, гобоя и скрипки (1956)
  • op. 6 I Sonata для фортепиано (1956/1984/1990)
  • op. 7 Pieśni o radości i rytmie для двух фортепиано и камерного оркестра (1956)
  • op. 8 Sonatina w jednej części для скрипки и фортепиано (1956)
  • op. 9 Pięć małych preludiów для фортепиано (1956)
  • op. 10 Sonata для двух скрипок (1957)
  • op. 11 Koncert для пяти инструментов и струнного квартета (1957)
  • op. 12 Epitafium для смешанного хора и камерного ансамбля (1958)
  • op. 13 Pięć utworów для двух фортепиано (1959)
  • op. 14 I Symfonia «1959» для струнного оркестра и перкуссии
  • op. 15 Trzy diagramy для флейты соло (1959)
  • op. 16 Monologhi для сопрано, двух арф и перкуссии (1960)
  • op. 17 Scontri для оркестра (1960)
  • op. 18 Diagram IV для флейты соло
  • op. 19 Genesis — цикл из трёх сочинений для разных инструментальных ансамблей:
  • I — Elementi per tre archi для струнного трио (1962)
  • II — Canti strumentali per 15 esecutori (1962)
  • III — Monodram per soprano, metalli di percussione e sei violbassi для сопрано, перкуссии и шести контрабасов (1963)
  • (b.op.) Trzy utwory w dawnym stylu для струнного оркестра (1963)
  • op. 20 Choros I для струнного оркестра (1964)
  • op. 21 Refren для оркестра (1965)
  • op. 22 Muzyczka I для двух скрипок и гитары (1967)
  • op. 23 Muzyczka II для 4 труб, четырёх тромбонов, двух фортепиано и перкуссии (1967)
  • op. 24 Muzyka Staropolska для оркестра (1969)
  • op. 25 Muzyczka III для трех альтов (1967)
  • op. 26 Cantata для органа соло (1968)
  • op. 27 Canticum graduum для оркестра (1969)
  • op. 28 Muzyczka IV «Koncert puzonowy» для кларнета, тромбона, виолончели и фортепиано (1970)
  • op. 29 Ad Matrem для сопрано, смешанного хора и оркестра (1971)
  • op. 30 Dwie pieśni sakralne для баритона и оркестра (1971); op. 30b — для баритона и фортепиано
  • op. 31 II Symfonia «Kopernikowska» для сопрано, баритона, смешанного хора и оркестра (1972)
  • op. 32 Euntes ibant et flebant для смешанного хора a cappella (1972)
  • op. 33 Dwie piosenki на стихи Ю.Тувима для четырёх голосов (1972)
  • op. 34 Trzy tańce для оркестра (1973)
  • op. 35 Amen для смешанного хора (1975)
  • op. 36 Третья симфония «Симфония печальных песен» («Symfonia pieśni żałosnych») для сопрано и симфонического оркестра (1976)
  • op. 37 Trzy małe utworki для скрипки и фортепиано (1977)
  • op. 38 Beatus Vir для баритона, смешанного хора и оркестра, посвящено папе Иоанну Павлу II (1979)
  • op. 39 Szeroka woda, 5 песен для смешанного хора a cappella (1979)
  • op. 40 Koncert для клавесина (или фортепиано) и струнного оркестра (1980)
  • op. 41 Mazurki для фортепиано (1980)
  • op. 42 Dwie pieśni на слова Ф.Гарсиа Лорки для голоса и фортепиано (1956/1980)
  • op. 43 Błogosławione pieśni malinowe на слова Ц. К.Норвида для голоса и фортепиано (1980)
  • op. 44 Miserere для большого смешанного хора a cappella (1981)
  • op. 45 Wieczór ciemny się uniża, 5 народных песен для смешанного хора a cappella (1981)
  • op. 46 Wisło moja, Wisło szara, народные песни для смешанного хора a cappella (1981)
  • op. 47 Kołysanki i tańce для скрипки и фортепиано (1982)
  • op. 48 Śpiewy do słów J. Słowackiego для голоса и фортепиано (1983)
  • op. 49 Trzy kołysanki для смешанного хора a cappella (1984/1991)
  • op. 50 Ach, mój wianku lewandowy, 7 песен для смешанного хора a cappella (1984)
  • op. 51 Idzie chmura, pada deszcz, 5 народных песен для смешанного хора a cappella (1984)
  • op. 52 Utwory różne для фортепиано (19561961/1990)
  • op. 53 Recitativa i ariosa «Lerchenmusik» для кларнета, виолончели и фортепиано (1984/1985/1986)
  • op. 54 Pieśni Maryjne, 5 песен для смешанного хора a cappella (1985, исп. 13.11.2005)
  • op. 55 O Domina nostra. Medytacje o Jasnogórskiej Pani Naszej для сопрано и органа (1985)
  • op. 56 Pod Twoją obronę для 8 голосов смешанного хора a cappella (1985)
  • op. 57 Na Anioł Pański biją dzwony для смешанного хора a cappella на слова К. Тетмайера (1986)
  • (b.op.) Pieśni kościelne, 21 песня для смешанного хора a cappella (1986)
  • op. 58 Dla Ciebie, Anne-Lill для флейты и фортепиано (1986/1990)
  • op. 59 Aria «scena operowa» для тубы, фортепиано, тамтама и большого барабана (1987)
  • op. 60 Totus Tuus для смешанного хора a cappella (1987)
  • op. 61 Przybądź Duchu Święty для смешанного хора a cappella (1988)
  • op. 62 Już się zmierzcha, muzyka na kwartet smyczkowy (1988)
  • op. 63 Good Night для сопрано, альт-флейты, фортепиано и 3 тамтамов (1990)
  • (b.op.) Intermezzo для фортепиано (1990)
  • op. 64 Quasi una fantasia (II струнный квартет) (19901991)
  • op. 65 Concerto-cantata для флейты и оркестра (1992)
  • op. 66 Kleines Requiem für eine Polka для камерного ансамбля (1993)
  • op. 67 III струнный квартет …pieśni śpiewają (19931995/2005, исп. 15.10.2005, Кронос-квартет)
  • op. 68 Trzy pieśni do słów Marii Konopnickiej для голоса и фортепиано (19541955/1995)
  • op. 69 Trzy fragmenty do słów Stanisława Wyspiańskiego для голоса и фортепиано (1996)
  • op. 70 Valentine Piece для флейты и колокольчика (1996)
  • op. 71 [Кларнетный квинтет, для кларнета и струнного квартета] (1996)
  • op. 72 Salve, Sidus Polonorum для большого смешанного хора, органа, двух фортепиано и перкуссии (1997)
  • op. 73 Mała fantazja для скрипки и фортепиано (1997)
  • op. 75 Hej, z góry, z góry! kóniku bury, 5 народных песен для хора a capella или для голоса и фортепиано (2003)
  • op. 76 Lobgesang для смешанного хора и колокольчиков (2000)
  • op. 78 Quasi una fantasia, версия для большого струнного оркестра op.64) (2002)
  • op. 79 Dla Jasiunia, три пьесы для скрипки и фортепиано (2003)
  • op. 80 Po co żeś tu przyszło Siwa Mgło, для двух скрипичных групп (2003)
  • op. 81 Pieśń Rodzin Katyńskich для смешанного хора a cappella (2004, исп. 13.11.2005)
  • op. 83 Kyrie для хора и камерного оркестра (20042005)
  • op. 85 Четвёртая Симфония «Эпизоды Тансмана» для фортепиано, органа и симфонического оркестра (2006)

Признание и награды

Орден Белого орла (2010), Орден Возрождения Польши 2 степени (2003), Орден Возрождения Польши 3 степени (1994), Орден Святого Григория Великого (2009), Орден Ecce Homo (2000). Доктор honoris causa Университета кардинала С. Вышиньского (Варшава) (1993).

Примечания

  1. culture.pl Mikołaj Górecki. Дата обращения: 16 марта 2019. Архивировано 20 апреля 2018 года.
  2. ninateka.pl IV Symfonia „Tansman Epizody” op. 85. Дата обращения: 16 марта 2019. Архивировано 19 июля 2019 года.

Литература

  • Thomas A. Górecki. Oxford: Clarendon Press; New York: Oxford UP, 1997.
  • Bogusław M. Maciejewski. Gorecki — His Music And Our Times. — London: Allegro Press, 1994. ISBN 0-9505-6196-7.
  • Вискова И. В. Хенрик Миколай Гурецкий: путь композитора от авангарда к духовной музыке // XXXI Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы. — Москва: Изд-во ПСТГУ, 2021. — 236 с. — С. 227—230

Ссылки