Перейти к содержанию

Абулафия, Хаим бен Яаков

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Хаим Абулафия»)
Хаим Абулафия
-
Имя при рождении Хаим бен Яаков Абулафия
Религия иудаизм
Титул раввин
Место рождения Хеврон, Османская империя
Место смерти Тиверия, Османская империя

Хаим бен Яаков Абулафия («второй», ок. 1660, Хеврон, Османская империя — март 1744, Тиверия, Османская империя) — раввин, талмудист. Известен ключевой ролью в восстановлении города Тиверия, долгое время разрушенного и заброшенного, занимал также пост главного раввина Измира и Сафеда.

Биография

Хаим бен Яаков Абулафия родился около 1660 года в Хевроне[1][2]. Будучи внуком известного талмудиста, носившего то же имя, впоследствии стал известен в литературе как «второй»[3]. Отец Хаима Абулафии, Яаков бен Хаим, ранее был главным раввином Тиверии[4] (в 1660 году разрушенной друзами и оставленной еврейской общиной).

В 1666 году семья Абулафия перебралась из Хеврона в Иерусалим, где Хаим изучал Тору. Его учителями были раввины Моше Галанти (младший)[ивр.], Авраам Амиго и Соломон Альгази. В 1699 году Хаим Абулафия был отправлен с миссией в Салоники[1], где и осел. В 1712 году к нему обратились евреи Хеврона, обложенные непосильными налогами со стороны османских властей, и попросили организовать сбор средств среди еврейской диаспоры в турецких владениях. Выполняя эту просьбу, он в том же году прибыл в Измир, где занял пост раввина[2].

В 1718 году вернулся в Палестину, где поселился в Сафеде, став главным городским раввином, но три года спустя снова отправился в Измир, где оставался в аналогичной должности до 1740 года[2]. Затем Абулафию вновь привели в Палестину его мессианские воззрения. Он был приверженцем теории о скором пришествии Мессии и считал необходимым условием для этого события восстановление Тиверии, лежавшей в развалинах около 70 лет[3]. Согласно Абулафии и его единомышленникам, Мессия должен был появиться в 1740 году в Тиверии, но для этого было необходимо возрождение еврейской общины города[5]. Поэтому когда в 1738 году галилейский шейх Захир аль-Умар направил Абулафии приглашение вернуться и заняться восстановлением Тиверии, раввин откликнулся на это предложение[2].

Абулафия перебрался из Измира в Тиверию в 1740 году[3]. Хотя надежды на приход Мессии в 1740 году не осуществились, раввин продолжал работу по восстановлению города из руин[5]. Своих сыновей он отправил за границу для сбора пожертвований на этот проект. Согласно различным легендам, под руководством Абулафии были разбиты новые сады, поля и виноградники, налажено производство кунжутного масла, построены синагога и иешива, баня, лавки и жилые дома[6].

Могила Хаима Абулафии на старом городском кладбище Тверии

Когда в 1742 году началась война между Захиром и пашой Дамаска Сулейманом, Абулафии удалось убедить евреев Тиверии не покидать свои дома. Он выказал полную поддержку Захиру, который одержал победы в двух кампаниях. Первая из них завершилась 4 Кислева 1743 года, а вторая — смертью Сулеймана 5 Элула; обе даты Абулафия объявил в Тиверии праздничными, и местные евреи продолжали отмечать их ежегодно[6].

Хаим бен Яаков Абулафия скончался в месяце Нисане 5504 года по еврейскому летосчислению (разные источники указывают дату 7 или 16 Ниссана), что соответствует 20 или 29 марта 1744 года. Местом смерти раввина современные источники указывают Тиверию, на старом городском кладбище которой он и был похоронен[2][6], хотя в более ранних источниках говорится о Дамаске[4][7]. После смерти отца его сыновья Исаак и Иссахар продолжали руководить еврейской общиной Тиверии[2].

Наследие

Помимо своей деятельности по восстановлению Тиверии, Хаим бен Яаков Абулафия известен как мыслитель и автор книг на религиозные темы. Ряд его сочинений был напечатан в Измире[6]:

Среди учеников Хаима Абулафии — Хаим Модаи[ивр.], один из крупнейших религиозных авторитетов следующего поколения[2].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Leah Bornstein-Makovetsky. Abulafia (Abū ʾl-ʿĀfiya), Ḥayyim ben Jacob // Encyclopedia of Jews in the Islamic World / Executive Editor Norman A. Stillman. — 2010.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Мудрец Хаим Абулафия (иврит). Ежедневный мудрец. Архивировано 12 августа 2020 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 Encyclopaedia Judaica, 2007, p. 339.
  4. 4,0 4,1 Абулафия, Хаим бен Яаков // Оцар Исраэль. Энциклопедия = אוצר ישראל (иврит) / Редактор Иехуда Давид Айзенштейн. — Нью-Йорк: Пардес, 1902. — Т. 1. — С. 24.
  5. 5,0 5,1 Marc D. Engel. The Concept of Exile and Diaspora in Sephardi Thought // Encyclopedia of the Jewish Diaspora: Origins, Experiences, and Culture (англ.) / M. Avrum Erlich, editor. — ABC CLIO, 2009. — P. 32. — ISBN 978-1-85109-874-3.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 Encyclopaedia Judaica, 2007, p. 340.
  7. Ḥayyim ben Jacob Abulafia // Jewish Encyclopedia (англ.). — Funk and Wagnalls, 1902. — Vol. I. Aach—Apocalyptic Literature. — P. 142.

Литература