Абулафия, Хаим бен Яаков
Хаим Абулафия | |
---|---|
- | |
Имя при рождении | Хаим бен Яаков Абулафия |
Религия | иудаизм |
Титул | раввин |
Место рождения | Хеврон, Османская империя |
Место смерти | Тиверия, Османская империя |
Хаим бен Яаков Абулафия («второй», ок. 1660, Хеврон, Османская империя — март 1744, Тиверия, Османская империя) — раввин, талмудист. Известен ключевой ролью в восстановлении города Тиверия, долгое время разрушенного и заброшенного, занимал также пост главного раввина Измира и Сафеда.
Биография
Хаим бен Яаков Абулафия родился около 1660 года в Хевроне[1][2]. Будучи внуком известного талмудиста, носившего то же имя, впоследствии стал известен в литературе как «второй»[3]. Отец Хаима Абулафии, Яаков бен Хаим, ранее был главным раввином Тиверии[4] (в 1660 году разрушенной друзами и оставленной еврейской общиной).
В 1666 году семья Абулафия перебралась из Хеврона в Иерусалим, где Хаим изучал Тору. Его учителями были раввины Моше Галанти (младший)[ивр.], Авраам Амиго и Соломон Альгази. В 1699 году Хаим Абулафия был отправлен с миссией в Салоники[1], где и осел. В 1712 году к нему обратились евреи Хеврона, обложенные непосильными налогами со стороны османских властей, и попросили организовать сбор средств среди еврейской диаспоры в турецких владениях. Выполняя эту просьбу, он в том же году прибыл в Измир, где занял пост раввина[2].
В 1718 году вернулся в Палестину, где поселился в Сафеде, став главным городским раввином, но три года спустя снова отправился в Измир, где оставался в аналогичной должности до 1740 года[2]. Затем Абулафию вновь привели в Палестину его мессианские воззрения. Он был приверженцем теории о скором пришествии Мессии и считал необходимым условием для этого события восстановление Тиверии, лежавшей в развалинах около 70 лет[3]. Согласно Абулафии и его единомышленникам, Мессия должен был появиться в 1740 году в Тиверии, но для этого было необходимо возрождение еврейской общины города[5]. Поэтому когда в 1738 году галилейский шейх Захир аль-Умар направил Абулафии приглашение вернуться и заняться восстановлением Тиверии, раввин откликнулся на это предложение[2].
Абулафия перебрался из Измира в Тиверию в 1740 году[3]. Хотя надежды на приход Мессии в 1740 году не осуществились, раввин продолжал работу по восстановлению города из руин[5]. Своих сыновей он отправил за границу для сбора пожертвований на этот проект. Согласно различным легендам, под руководством Абулафии были разбиты новые сады, поля и виноградники, налажено производство кунжутного масла, построены синагога и иешива, баня, лавки и жилые дома[6].
Когда в 1742 году началась война между Захиром и пашой Дамаска Сулейманом, Абулафии удалось убедить евреев Тиверии не покидать свои дома. Он выказал полную поддержку Захиру, который одержал победы в двух кампаниях. Первая из них завершилась 4 Кислева 1743 года, а вторая — смертью Сулеймана 5 Элула; обе даты Абулафия объявил в Тиверии праздничными, и местные евреи продолжали отмечать их ежегодно[6].
Хаим бен Яаков Абулафия скончался в месяце Нисане 5504 года по еврейскому летосчислению (разные источники указывают дату 7 или 16 Ниссана), что соответствует 20 или 29 марта 1744 года. Местом смерти раввина современные источники указывают Тиверию, на старом городском кладбище которой он и был похоронен[2][6], хотя в более ранних источниках говорится о Дамаске[4][7]. После смерти отца его сыновья Исаак и Иссахар продолжали руководить еврейской общиной Тиверии[2].
Наследие
Помимо своей деятельности по восстановлению Тиверии, Хаим бен Яаков Абулафия известен как мыслитель и автор книг на религиозные темы. Ряд его сочинений был напечатан в Измире[6]:
- Яшреш Яаков (1729, комментарии к аггадическому сборнику «Эйн Яаков»)
- Микраей Кодеш (1729, включает темы Песаха, книги Есфирь, проповеди и дополнения к талмудической литературе и работам Маймонида)
- Эц ха-Хаим (1729, комментарии к недельным главам Торы)
- Йосеф Леках (комментарии к книгам Торы: 1-й и 2-й тома, 1730 — книга Бытия, Исход Левит; 3-й том, 1732 — книга Чисел и Второзаконие)
- Швут Яаков (1734, комментарии к «Эйн Яаков»)
- Ханан Элохим (1737, дополнение к книге «Хаим ва-Хесед» Исаака Нисима бен Гамила, второго деда автора).
Среди учеников Хаима Абулафии — Хаим Модаи[ивр.], один из крупнейших религиозных авторитетов следующего поколения[2].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Leah Bornstein-Makovetsky. Abulafia (Abū ʾl-ʿĀfiya), Ḥayyim ben Jacob // Encyclopedia of Jews in the Islamic World / Executive Editor Norman A. Stillman. — 2010.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Мудрец Хаим Абулафия (иврит). Ежедневный мудрец. Архивировано 12 августа 2020 года.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Encyclopaedia Judaica, 2007, p. 339.
- ↑ 4,0 4,1 Абулафия, Хаим бен Яаков // Оцар Исраэль. Энциклопедия = אוצר ישראל (иврит) / Редактор Иехуда Давид Айзенштейн. — Нью-Йорк: Пардес, 1902. — Т. 1. — С. 24.
- ↑ 5,0 5,1 Marc D. Engel. The Concept of Exile and Diaspora in Sephardi Thought // Encyclopedia of the Jewish Diaspora: Origins, Experiences, and Culture (англ.) / M. Avrum Erlich, editor. — ABC CLIO, 2009. — P. 32. — ISBN 978-1-85109-874-3.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 Encyclopaedia Judaica, 2007, p. 340.
- ↑ Ḥayyim ben Jacob Abulafia // Jewish Encyclopedia (англ.). — Funk and Wagnalls, 1902. — Vol. I. Aach—Apocalyptic Literature. — P. 142.
Литература
- Ḥayyim ben Jacob Abulafia // Jewish Encyclopedia (англ.). — Funk and Wagnalls, 1902. — Vol. I. Aach—Apocalyptic Literature. — P. 142.
- Abulafia, Ḥayyim ben Jacob (II) // Encyclopaedia Judaica / Ed. Fred Skolnik[англ.], Michael Berenbaum[англ.]. — Second edition. — Macmillan Reference USA[англ.], 2007. — Vol. 1 (Aa-Alp). — P. 339—340. — ISBN 978-0-02-865929-9.
- Абулафия, Хаим бен Яаков // Оцар Исраэль. Энциклопедия = אוצר ישראל (иврит) / Редактор Иехуда Давид Айзенштейн. — Нью-Йорк: Пардес, 1902. — Т. 1. — С. 24.
- Н. А. Преферкович. Абулафия, Хаим // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908. — Т. I. — Стб. 188—190.