Ржевски, Фредерик
Фредерик Ржевски | |
---|---|
англ. Frederic Anthony Rzewski | |
Основная информация | |
Дата рождения | 13 апреля 1938 |
Место рождения | Уэстфилд, Массачусетс, США |
Дата смерти | 26 июня 2021 (83 года) |
Профессии | композитор, пианист |
Жанры | |
Фредерик Энтони Ржевски (англ. Frederic Anthony Rzewski; 13 апреля 1938, Уэстфилд, Хампден, Массачусетс — 26 июня 2021, Montiano, Тоскана) — американский композитор, пианист, представитель музыкального авангарда.
Биография
Родился в Уэстфилде (штат Массачусетс), в семье еврейских эмигрантов из Польши[1]. Учился в Гарварде и Принстоне. В 1960 году едет в Италию, где в течение года учится у Даллапиккола. Сначала он обратил на себя внимание как исполнитель новой фортепианной музыки. Ржевски знакомится с Джоном Кейджем и Дэвидом Тюдором, которые повлияли на его формирование, как композитора, так и пианиста. В 1966 году Ржевски основывает вместе с другими музыкантами группу Musica Elettronica Viva (MEV), где свободная импровизация соединяется с электроникой.
Ржевски продолжает двигаться в этом русле, но также дают себя знать социалистические взгляды музыканта. В знак поддержки борьбы чилийского народа против диктаторского режима, он пишет «The People United Will Never Be Defeated» (1975 г.) — цикл из 36 вариаций для фортепиано на тему чилийской песни Серхио Ортеги. Это произведение Ржевски иногда называют Гольдберг-вариациями XX века. Большая часть работы использует музыкальный язык эпохи романтизма, но также присутствуют элементы современной музыки вплоть до сериальной техники.
В ряде пьес 1979—1981 гг. Ржевски экспериментирует с графической нотацией.
С 1983 по 2003 год Ржевски — профессор композиции Королевской консерватории в Льеже[2].
В работах 80-х показывает новые пути использования 12-тоновой техники. В 1987—1988 годах Ржевски написал двухчасовую ораторию «Триумф смерти», посвящённую теме Холокоста (на текст пьесы Петра Вайса), а также вариации для фортепиано на тему мелодии песни «מײַן ייִנגעלע» (Майн ингеле — мой мальчик) американского еврейского поэта Мориса Розенфельда (1862—1923).
90-е годы отмечены импровизационным подходом к композиции, напоминая о его экспериментах поздних 60-х.
Среди произведений 2000-х годов любопытны Cadenza con o senza Beethoven (2003) и «Наносонаты» (2006—2010). В первой из них Ржевски вставляет свои каденции в бетховенскую музыкальную форму. Одно из знаковых произведений начала XXI века в наследии Ржевски — «Падение империи», в котором воплощена «концепция жизни и смерти, в чём-то связанная с политическими моментами, с несогласием с правящими в то время структурами США, в чём-то раскрывающая собственное видение композитором философских основ человеческого бытия. Поскольку произведение состоит из восьми актов со вступлением, жанровое определение может выглядеть следующим образом — „камерная опера для инструменталиста“. Композитор включает в музыкальное действо вербальное начало, обращаясь к текстам литературных классиков, выдуманных сказочных персонажей, чьи цитаты, вышедшие из народа, известны в современном мире, к высказываниям политиков и философов, компилируя их или адаптируя к современности, прибегая к сочинению собственных текстов. Все они, несмотря на то, что относятся к разным эпохам и спровоцированы разными стимулами, связаны между собой тематически»[3].
Умер 26 июня 2021 года из-за сердечного приступа[4][5].
Примечания
- ↑ Biography of Frederic Rzewski . Дата обращения: 4 февраля 2017. Архивировано 5 февраля 2017 года.
- ↑ Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 марта 2014. Архивировано 30 марта 2014 года.
- ↑ http://www.21israel-music.com/Rzhevski.htm Архивная копия от 14 августа 2014 на Wayback Machine< // Петров, Владислав Олегович. «ПАДЕНИЕ ИМПЕРИИ» ФРЕДЕРИКА РЖЕВСКИ: КАМЕРНАЯ ОПЕРА ДЛЯ ИНСТРУМЕНТАЛИСТА
- ↑ The American composer and pianist Frederic Rzewski has died (англ.). Gramophone. Дата обращения: 27 июня 2021. Архивировано 27 июня 2021 года.
- ↑ Page, Tim. Frederic Rzewski, 'daredevil pianist' and iconoclastic composer, dies at 83, Washington Post (June 27, 2021). Архивировано 28 июня 2021 года. Дата обращения 27 июня 2021.
Ссылки
- Петров В. О. Цикл «Дорога» Фредерика Ржевски для поющего пианиста: к вопросу о взаимодействии музыки и слова // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития: Сборник статей по материалам III Международной научной конференции 13-14 ноября 2013 года / Гл.ред. — Л. В. Саввина, ред.-сост. — В. О. Петров. — Астрахань: Издательство ШАОУ АО ДПО «АИПКП», 2013.
- Петров В. О. Синтез музыкальных и вербальных рядов в фортепианном опусе «De Profundis» Фредерика Ржевски [1]
- Петров В. О. О взаимодействии музыки и слова в цикле «Дорога» Фредерика Ржевски для поющего пианиста // Израиль XXI: музыкальный журнал. — 2015. — № 5 (53) / Электронный ресурс: https://web.archive.org/web/20160805123433/http://21israel-music.com/Rzevski_Road.htm
- Петров В. О. «Падение империи» Фредерика Ржевски: камерная опера для инструменталиста [2]
- Петров В. О. Фредерик Ржевски: путь обновления традиций: Монография. — Астрахань: ГАОУ АО ДПО «АИПКП», 2011. — 100 с.
- Информация на сайте Санкт-Петербургского центра современной академической музыки
- http://www.sonograma.org/num_06/articles/sonograma06_Frederic-Rzewski-interview.pdf Архивная копия от 30 марта 2014 на Wayback Machine
- http://www.pytheasmusic.org/rzewski.html