Силланпяя, Франс Эмиль

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Франс Эмиль Силланпяя»)
Франс Эмиль Силланпяя
Frans Eemil Sillanpää
Место рождения Хямеэнкюрё, Великое княжество Финляндское, Российская империя
Гражданство

 Финляндия

 Российская империя
Род деятельности писатель
Годы творчества 19161945
Премии Нобелевская премия Нобелевская премия по литературе 1939 года

Франс Э́миль Си́лланпяя (фин. Frans Eemil Sillanpää произношение , 16 сентября 1888Хямеэнкюрё, Великое княжество Финляндское — 3 июня 1964, Хельсинки, Финляндия) — выдающийся финский писатель.

В 1939 году стал лауреатом Нобелевской премии по литературе «За глубокое проникновение в жизнь финских крестьян и превосходное описание их обычаев и связи с природой».

Единственный лауреат Нобелевской премии в области литературы Финляндии. Наряду с почитанием, было также противоречивое отношение к Силланпяя, поскольку в межвоенный период, когда культурный мир страны оказался расколот надвое, он не встал ни на ту, ни на другую сторону[1].

Биография

Родился в семье мелкого сельского арендатора в деревне Киериккала, недалеко от Хямеэнкюрё в 1888. Его родители также происходили из крестьянских семей, но семейные связи помогли Франсу получить образование в лицее в Тампере, что было нетипичным для выходцев из бедных семей.

Годы учёбы Силланпяя совпали с революционными событиями в обществе, а его кругозор существенно расширился благодаря знаниям, приобретённым в лицее и жизни в городе.

После окончания лицея Силланпяя работал домашним учителем в семье местного фабриканта. По совету своего патрона Лильерооса поступил в университет на медицинский факультет. Медицина его мало интересовала, но карьера врача была более надёжной в экономическом отношении.

На медицинском факультете в Хельсинки Силланпяя проучился с 1908 по 1913, всё время живя в долг. В это же время он заинтересовался новым философским течением, которое пыталось соединить религиозное мировоззрение с новым материалистическим мироощущением. Начал общение со многими представителями финской интеллигенции, как, например, Ян Сибелиус, Юхани Ахо и Пекка Халонен.

В родную деревню Силланпяя вернулся в 1913. Не имея больше средств для продолжения учёбы, он был вынужден остаться в деревне. С этого момента он начинает писать рассказы на социальные темы. В это же время женится на служанке одного из чиновников Сигрид Саломяки. В марте 1917 у них родилась дочь Саара.

Литературный дебют Силланпяя состоялся осенью 1916 после публикации романа «Жизнь и солнце». Во время литературного застоя в стране роман был встречен очень тепло.

После начала революции 1918 писатель жил вместе со своей семьёй на хуторе Ала-Вакери, не обращая внимание на революционные события. Занимался переводческой деятельностью, в частности перевёл на финский «Сокровища нищих» Мориса Метерлинка.

После публикации романа «Праведная бедность» 1919 о Силланпяя узнали и за рубежом, в частности в Швеции. В это же время начались первые обсуждения о возможности выдвинуть кандидатуру Силланпяя на Нобелевскую премию.

В 1920 гг. в Хямеен-кюрё писатель затеял постройку виллы, что повергло его в долги. Но в то же время он уже стал достаточно известным, как в Финляндии, так и в Швеции, а его сборники новелл были сразу же переведены на шведский. О Силланпяя узнают во Франции и Эстонии. Семья писателя, в которой в это время было уже шестеро детей, постоянно переезжала с места на место.

В конце 1920-х ему удалось поправить своё финансовое положение, продав своё авторское право издательству «Отава». Начинает работу над своими фундаментальными романами «Рано усопшая» (1931), «Путь мужчины» (1932) и «Люди в летней ночи» (1934).

В 1930-х гг. автор получил широкое признание и стал самым известным финским писателем. Силланпяя начинает заниматься и общественной деятельностью, занимается примирением нации, её объединение, укрепление контактов со Скандинавскими странами и выступает за культурный либерализм. Его ориентирование на Скандинавские страны встретило критику среди как правых, так и левых политических деятелей. Он также поддерживает контакты с интеллектуалами и фольклористами Мартти Хаавио, Сакари Пялси, Кустаа Вилкуном и др. Он также выступил с жёсткой критикой таких европейских диктаторов, как Гитлер, Сталин и Муссолини. Весной 1939 от воспаления лёгких умерла жена Силланпяя, мать восьмерых его детей. Это стало тяжёлым ударом для писателя.

В 1939 Силланпяя стал лауреатом Нобелевской премии по литературе.

После начала войны Силланпяя написал слова к военному маршу, который обрёл большую популярность и очень поднимал военный дух среди финских солдат.

В декабре 1939 он заключил новый брак со своей секретаршей Анной фон Герцен, с которой прожил только до 1941 года.

После 1941 здоровье Силланпяя сильно пошатнулось, как результат развода, алкоголизма и нервного истощения. Таким образом, его принудительно поместили в больницу Каммио. После больницы он вернулся с бородой, а немного спустя его стали называть в народе «дедушкой Силланпяя», так как он вёл ещё и публичные выступления на радио в канун Рождества с 1945 по 1963.

С 1930 по 1950 его произведения неоднократно экранизировались, что сделало его творчество ещё более популярным. Его произведения переведены на более чем 30 языков.

Писатель умер в 1964 в возрасте 75 лет. После смерти Силланпяя интерес к его творчеству постепенно угас, а в европейской прессе в то время появлялись заметки о сомнительной ценности его творчества. Связано это по большой части с уходящими ценностями сельской жизни, о которых писал в своём творчестве Франс Силланпяя. Тем не менее в финской литературе он считается писателем-реформатором и в наше время, а во Франции в своё время его стиль сравнивали со стилем Марселя Пруста.

Творчество

Творчество Франса Силланпяя известно большим интересом автора к сельской жизни и связи человека с природой. Сельскую жизнь он изображает по примеру писателей-импрессионистов и реалистов, но в то же время он рассматривал также связи человека в духе натуралистов, используя достижения теории эволюции и наследственности.

В первом же романе «Жизнь и солнце» писатель постарался отобразить самую душу человека. Силланпяя описывает сельскую идиллию молодых людей, которые наслаждаются природой и своими эротическими переживаниями в то время, как в Европе идёт война.

В новеллах, которые вошли в сборник «Дети человеческие в потоке жизни», автор описывал похождения бедного студента, частично затрагивая социальные проблемы.

В наиболее известном романе автора «Праведная бедность» (1919) Силланпяя исследовал истоки гражданской войны, пытаясь передать чувства «красных», которые в Финляндии потерпели поражение. Герой романа Юха Тайвола переживает период времени, начиная с голода 1860-х и заканчивая его гибелью в 1918.

В 1923 появилась его повесть «Хилту и Рагнар», которая стала своего рода дополнением темы романа «Праведная бедность». Повесть рассказывает о том, как господский мальчик соблазняет служанку, которая в отчаянии бросается в озеро. Откровенная тема в повести вызвала неоднозначную оценку публики.

В 1930-х появляются наиболее значимые романы писателя «Рано усопшая» (1931), «Путь мужчины» (1934) и «Люди в летней ночи» (1934).

В первом романе автор рассказывает о служанке Сильи Салмелус, которая умирает от туберкулёза. В этом романе Силланпяя соединяет идеализм Рунеберга с реализмом при описании гражданской войны. Из-за темы исчезающего семейного рода роман сравнивали с «Будденброками» Томаса Манна, а из-за темы крушения старого мира — с произведениями Джона Голсуорси.

В романе «Путь мужчины» Силланпяя описал образ мужчины-крестьянина и попытался рассказать о земном счастье, как он его представляет. Таким образом, автор создал произведение, в котором соединил фатализм с биологическим детерминизмом, романтизм с реализмом.

В романе «Люди в летней ночи» автор описывает события, которые происходят в одну летнюю ночь, с разными людьми в сельской местности. Поэтика этого произведения, главным героем которого является финская белая ночь, может быть сравнима с музыкальным произведением.

Последние романы автора «Август» (1941) и «Прелесть и нищета человеческого бытия» (1945), рассказывающие о художнике, который пытается вырваться из обыденности и вернуться в прошлое, несут на себе отпечаток усталости, алкоголизма и морального истощения автора. Но тем не менее в конце романов автор даёт понять о биологической вере в будущее.

Основные работы

  • Жизнь и солнце (Elämä ja aurinko), (1916)
  • Ihmislapsia elämän saatossa, (1917)
  • Праведная бедность (Hurskas kurjuus), (1919)
  • Моё любимое отечество (Rakas isänmaani), (1919)
  • Хильту и Рагнар (Hiltu ja Ragnar), (1923)
  • Enkelten suojatit, (1923)
  • Omistani ja omilleni, (1924)
  • Maan tasalta, (1924)
  • Töllinmäki, (1925)
  • Rippi, (1928)
  • Kiitos hetkistä, Herra…, (1930)
  • Усопшая в юности (Nuorena nukkunut), (1931)
  • Путь мужчины (Miehen tie), (1932)
  • Virranpohjalta, (1933)
  • Люди в летней ночи (Ihmiset suviyössä), (1934)
  • Пятнадцать (Viidestoista), (1936)
  • Август (Elokuu), (1941)
  • Ihmiselon ihanuus ja kurjuus (1945)

Примечания

  1. Коллекция биографий Сто замечательных финнов

Литература

Ссылки