Халс, Франс
Франс Халс | |
---|---|
нидерл. Frans Hals | |
Дата рождения | около 1582 |
Место смерти | Харлем |
Жанр | живопись |
Франс Халс, также Хальс[1] (нидерл. Frans Hals, МФА: [ˈfrɑns ˈɦɑls]) (1582/1583 год, Антверпен — 1666 год, Харлем) — голландский художник, писал в эпоху так называемого Золотого века.
Биография
Родился в 1582 или 1583 году в семье ткача Франсуа Франса Халса ван Мехелена и его второй жены Адриантье. В 1585 году после падения Антверпена семья перебралась в Харлем, где Франс Халс прожил всю свою жизнь.
В 1600-1603 годах молодой художник учился у Карела ван Мандера, хотя влияние этого представителя маньеризма в последующих работах Халса не прослеживается.
В 1610 году Халс стал членом Гильдии святого Луки и начал работать реставратором при городском муниципалитете. В начале следующего года Халс женился на Анетье Хармансдр, и уже 2 сентября 1611 года чета крестила своего первенца — Хармена[2].
Первый портрет Халс создал также в 1611 году, однако известность пришла к нему после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (1616).
В июне 1615 года Анетье умерла при родах; вслед за матерью умер и второй сын семейства Халсов, имя которого неизвестно. В 1617 году Франс Халс женился на Лисбет Рейнерс, с которой прожил почти полвека. У них было 11 детей[2].
«Ранней манере Халса свойственно пристрастие к тёплым тонам, чёткой моделировке форм при помощи тяжёлых плотных мазков. В 1620-х Халс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы („Евангелист Лука“, „Евангелист Матфей“, около 1623-1625 гг.)»[3].
В 1620-1630 годах Халс написал целый ряд портретов, на которых изображены брызжущие жизненной энергией представители народа («Шут с лютней», 1620-1625, «Весёлый собутыльник», «Малле Баббе», «Цыганка», «Мулат», «Мальчик-рыбак»; все — около 1630 года).
Единственным портретом в полный рост является «Портрет Виллема Хейтхейссена» (1625—1630).
«В этот же период Халс радикально реформировал групповой портрет, порвав с условными системами композиции, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций, обеспечивающие непосредственную связь картины и зрителя („Банкет офицеров стрелковой роты св. Адриана“, около 1623-1627 годов; „Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия“, 1627; „Групповой портрет стрелковой роты св. Адриана“, 1633; „Офицеры стрелковой роты св. Георгия“, 1639)»[3]. Не желая покидать Харлем, Халс отказывался от заказов, если для этого необходимо было ехать в Амстердам. Единственный групповой портрет, начатый им в Амстердаме, пришлось заканчивать другому художнику.
В 1620-х -1640-х годах, в период наивысшей популярности, Халс написал много двойных портретов супружеских пар: муж на левом портрете, а жена — на правом. Единственная картина, на которой супруги изображены вместе, — «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» (1622 год).
В 1644 году Халс стал президентом Гильдии святого Луки. В 1649 году выполнил портрет Декарта.
«Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х годов („Регенты госпиталя св. Елизаветы“, 1641; „Портрет молодого человека“, около 1642-1650; „Яспер Схаде ван Веструм“, около 1645); в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон. Поздние произведения Халса исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов („Мужчина в чёрной одежде“, около 1650—1652, „Портрет Виллема Круса“, около 1660); в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма („Регенты приюта для престарелых“, „Регентши приюта для престарелых“, обе — 1664 год)»[3].
«В старости Халс перестал получать заказы и впал в нищету. Художник умер в харлемской богадельне 26 августа 1666 года»[3].
Наиболее крупным собранием картин живописца обладает музей Халса в Харлеме.
Избранные работы
- «Портрет Виллема Хейтхейссена», 1625—1630. Старая пинакотека, Мюнхен.
- «Весёлый собутыльник», 1628—1630. Государственный музей, Амстердам.
- «Семейный портрет на фоне пейзажа», 1645—1648. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
Факты
Этот раздел представляет собой неупорядоченный список разнообразных фактов о предмете статьи. |
- Из сыновей Халса пятеро стали художниками-портретистами.
- Ван Гог однажды заметил, что у Халса «не менее чем 27 оттенков чёрного»[4].
- Халс был изображён на нидерландской банкноте в 10 гульденов, имевшей хождение в 1970—1990 годах.
Галерея
-
«Святой Лука» (1623–1625). Одесский музей западного и восточного искусства
-
«Иоанн Богослов» (1625–1628). Музей Гетти, Лос-Анджелес
-
«Смеющийся мальчик» (1625). Маурицхёйс, Гаага
-
«Портрет Виллема Хейтхейссена» (1625–1630). Старая Пинакотека, Мюнхен
-
«Весёлый собутыльник» (1626–1627). Государственный музей, Амстердам
-
«Шут с лютней» (1628–1630). Лувр, Париж
-
«Встреча офицеров роты святого Адриана в Харлеме» (1633). Музей Халса, Харлем
-
«Малле Баббе» (1633). Берлинская картинная галерея
-
«Регенты госпиталя Святой Елизаветы в Харлеме» (1641). Музей Халса, Харлем
-
Портрет мужчины (1650–1653). Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
-
Портрет мужчины (1655–1660), Государственный музей искусств. Копенгаген
-
Портрет Виллема Круса (ок. 1660). Старая Пинакотека, Мюнхен
-
Портрет мужчины. Национальный музей искусств Азербайджана
-
«Портрет молодого человека с черепом» (1626–1628). Лондонская национальная галерея
Примечания
- ↑ БРЭ, т. 33, с. 732 Архивная копия от 2 января 2020 на Wayback Machine.
- ↑ 2,0 2,1 Франс Хальс (рус.), МирТесен. Архивировано 1 декабря 2018 года. Дата обращения 1 декабря 2018.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Седова Т. А. Франс Халс // Большая советская энциклопедия / Гл. ред. С. И. Вавилов. — 2-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1965.
- ↑ The painter with 27 kinds of black - Rough Guides (англ.), Rough Guides. Архивировано 28 ноября 2018 года. Дата обращения 28 ноября 2018.
Литература
- Гальс // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Булгаков, Ф. И. Франс Гальс // Сто шедевров искусства. — СПб. : изд. ред. «Нового журнала иностранной литературы», 1903. — С. 21.
- Сененко М. С. Франс Хальс. — М., 1965.
- Линник И. В. Франс Хальс. — Л., 1967.
- Лазарев В. Н. Франс Гальс // Старые европейские мастера. — М., 1974. — С. 119—155.
- Descargues P.[фр.] Hals, Geneva: Skira, 1968. (фр.)
- Grimm C.[нем.] Frans Hals. B.: Mann, 1972. (нем.)
- Slive S. Frans Hals. v. 1-3, L.: Phaidon, 1970—1974. (англ.)