Инфанте, Франсиско

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Франсиско Инфанте»)
Франсиско Инфанте
исп. Francisco Infante
Имя при рождении Франсиско Инфанте-Арана
Дата рождения 4 июня 1943(1943-06-04) (81 год)
Место рождения с. Васильевка, Марксовский район, Саратовская область, СССР
Гражданство  СССР
 Россия
Жанр пространственные инсталляции
Учёба Московская средняя художественная школа, Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова
Стиль геометрическое искусство, кинетическое искусство
Награды Медаль академика Королевской академии изящных искусств (Кадис) Испания
Звания
Заслуженный художник Российской Федерации — 1999
Премии
Государственная премия Российской Федерации — 1996

Первая беседа с Франсиско Инфанте-Арана, записанная Н.В. Лепешонковой для Фонда «Устная история».
Вторая беседа с Франсиско Инфанте-Арана, записанная Н.В. Лепешонковой для Фонда «Устная история».
Франсиско Инфанте. Конструкция "Пространство-движение-бесконечность". 1963-1965. Авторская реплика 2008 года.

Франсиско Инфа́нте-Ара́на (исп. Francisco Infante-Arana; р. 4 июня 1943, с. Васильевка, Саратовская область, РСФСР, СССР) — российский художник, фотограф, теоретик искусства. Заслуженный художник Российской Федерации (1999)[1].

Биография

Родился в семье испанского политэмигранта 4 июня 1943 года в селе Васильевка (ныне Марксовский район) Саратовской области, СССР. С 1956 по 1962 год учился в Московской средней художественной школе, в 1966 окончил Московское Высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское). С 1962 по 1964 год — член Содружества художников геометрического и метафизического направления «Движение».[2] В 1968 году начал выступать с инсталляциями в открытом природном пространстве. С 1968 года работает совместно с Нонной Горюновой. Их сыновья Северин Инфанте и Платон Инфанте (жена Коновалова-Инфанте, Дарья ) — тоже художники. У художника восемь внуков — Екатерина, Серафим, Пелагея, Тихон, Полина, Тимофей, Евдокия, Евфросиния. Живёт и работает в Москве.

В 1970 году организовал группу художников и инженеров «Арго» с целью создания искусственных систем, аналогичных естественным явлениям. С 1973 года — член Московского союза художников.

С 1975 года он сосредоточивается на создании артефактов, выражая с их помощью свою основную идею — совмещать природное и искусственное через инсталляции на открытом воздухе и затем представлять их публике ограниченным выпуском фотографий.

Участник международных выставок, его творчество представлено в государственных и частных собраниях. Отмечен в 1996 году Государственной премией Российской Федерации в области изобразительного искусства.

Начав как «кинетический художник» в 1960-е годы, Инфанте внес свой вклад в лэнд-арт, делая инсталляции на природе. Художник называет свои работы артефактами. Построенные на эффектах отражения, многозначности и интерактивности, они часто взывают к традициям русского авангарда, особенно работам Малевича и Татлина. Интерпретируя «кинетический» как «подвижный», «мобильный», Инфанте создаёт абстрактные и искусственные системы, состоящие из подвижных и вращающихся форм, выполненные из конкретных материалов в той же мере, как и из света, цвета и звука.

По словам ассистента режиссера к/ф «Служебный роман» Евгения Цымбала, Франсиско Инфанте изготовил «мобиль» для квартиры замдиректора статистического учреждения Юрия Самохвалова.

В 1960-е годы его работы характеризуются абстрактным геометризмом, это как бы прообраз его более поздних трехмерных композиций. В их основе — понимание артефакта, вручную сделанного объекта, что символизирует гармонию искусства, техносферы и природы. Однако в некоторой степени он продолжает традиции русского конструктивизма, и его работам свойственно чувство экологического баланса, но свободного от технократических утопий. Серии ландшафтных инсталляций художник затем представляет в соответствующих циклах фотографий. Их Инфанте использует в лекциях и статьях, придавая своему искусству дидактический характер.

Вот, что автор говорит о своем творчестве:

«С 1962 года я был вовлечен в геометрическое, а затем в кинетическое искусство. С помощью моих работ я хотел выразить эмоции, связанные с безграничным совершенством мира. Природа стала для меня символом вечного, загадочного, божественного мира, чья полнота и завершенность — другой мир, так называемая „вторая природа“, мир технологий. Я думаю о них как о взаимодействующих друг с другом. Поэтому я стараюсь достичь адекватного выражения мира таким, как он есть».

Работы находятся в собраниях

Персональные выставки

Литература

Примечания

Ссылки