Форд, Форд Мэдокс

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Форд Мэдокс Форд»)
Форд Мэдокс Форд
Ford Madox Ford
Место рождения Мертон, Суррей
Место смерти Довиль, Франция
Гражданство  Великобритания
Род деятельности писатель, поэт, критик, редактор
Язык произведений английский

Форд Герман Хюффер (англ. Ford Hermann Hueffer; 17 декабря 1873 — 26 июня 1939), после Первой мировой войны изменивший имя на Форд Мэдокс Форд (англ. Ford Madox Ford) — английский писатель, поэт, литературный критик и редактор журналов. Среди его наиболее значимых работ выделяют трилогию «Пятая королева[англ.]», тетралогию «Конец парада» и роман «Солдат всегда солдат[англ.]», включавшиеся в несколько списков лучших английских романов XX века.

Биография и творчество

Форд был старшим из трёх детей известного музыкального критика Фрэнсиса (Франца) Хюффера, переехавшего в Британию немца, и Кэтрин Браун, дочери Форда Мэдокса Брауна. Другой дед Форда, Йохан Герман Хюффер[нем.] был немецким политиком, как и дядя Альфред Хюффер[нем.], сооснователь Партии Центра. Форд стал публиковать свою прозу с начала 1890-х годов. В 1894 году он женился, но брак был неудачным; супруги расстались, но не развелись. У него было множество внебрачных отношений, в том числе с деятельницами искусства. В начале XX века Форд написал 3 романа в соавторстве с Джозефом Конрадом. Затем он приступил к трилогии «Пятая королева», романам с Екатериной Говард в центре сюжета. Вымышленный образ честной глубоко верующей девушки, попавшей в лабиринт любовно-шпионских страстей, мало соответствовал действительности. Части «Пятой королевы» были опубликованы в 1906—1908 годах и удостоились похвалы как образчик импрессионизма, сумевший передать атмосферу Тюдоровской эпохи.

В 1908 году Форд основывает литературный журнал The English Review (Английский обзор), где наряду с очередными работами признанных писателей вроде Конрада или Генри Джеймса были впервые опубликованы неизвестные тогда Уиндем Льюис, Д.Г. Лоуренс и Норман Дуглас. Уже в 1909 году Форд ушёл с поста главного редактора своего детища. Он продолжал писать и накануне войны принялся за роман «Солдат всегда солдат» (Хороший солдат (роман)), опубликованный в 1915 году. История двух семейных пар, также известная как «Хроника страсти», описывается от лица одного из этих четырёх людей (ненадёжного рассказчика) в новаторском стиле, не соблюдающем хронологию событий. Заканчивающиеся трагедией любовные и социальные отношения героев основаны на реальных событиях личной жизни Форда, как и некоторые другие его произведения. Тогдашняя сожительница Форда, писательница Вайолет Хант, стала прототипом жены главного героя как этого романа, так и цикла «Конец парада». Книга получила крайне высокие оценки и считается лучшим романом Форда и входит в число наиболее значимых романов на английском языке[1][2][3].

Синяя табличка в честь Форда

С началом Первой мировой войны Форд поступил на службу в Бюро военной пропаганды[англ.], где работали многие писатели, например Джон Голсуорси и Гилберт Кит Честертон. Написав две пропагандические книги, летом 1915 года лейтенант Форд был отправлен на фронт во Францию. В битве на Сомме он был контужен и в 1917 году комиссован. Через 2 года на фоне германофобии Форд Герман Хюффер стал Фордом Мэдоксом Фордом, взяв имя в честь деда. В 1918 году 44-летний Форд начал жить с 24-летней художницей Стеллой Боуэн[англ.], от которой у него в 1920 году родилась дочь. В 1922 году они переехали в богемный Париж, где Форд подружился с Джеймсом Джойсом, Эрнестом Хемингуэем и Гертрудой Стайн, чьи произведения он публиковал в созданном им в 1924 году журнале The Transatlantic Review (Трансатлантическое обозрение). В Париже у Форда начался роман с Джин Рис (как её стали звать после того, как Форд посоветовал ей взять псевдоним), которую он сподвиг попробовать себя в прозе. Вскоре Рис, чей муж находился в тюрьме, переехала к Форду и Боуэн. После разрыва Форд и Рис описали эти отношения в романах.

В 1924 году вышел первый роман цикла «Конец парада», окончившегося в 1928 году четвёртой частью «Нет больше парада». Эта история, также частично автобиографичная, повествует о любовном треугольнике между ортодоксальным джентльменом, его неверной женой и юной суфражисткой на фоне общественного презрения к главному герою и его участия в Первой мировой войне. Тетралогия получила высокие оценки и считается второй по значимости работой Форда[2][3]. В последние годы жизни Форд перебрался в США, где преподавал в одном из Мичиганских колледжей. Он продолжал писать, пока не умер в нормандском Довиле в июне 1939 года.

См. также

Примечания

  1. The Observer's 100 Greatest Novels of All Time. Дата обращения: 17 июля 2013. Архивировано 28 января 2021 года.
  2. 2,0 2,1 Modern Library 100 Best Novels. Дата обращения: 17 июля 2013. Архивировано 23 ноября 2015 года.
  3. 3,0 3,1 The Guardian 1000 novels everyone must read

Литература

  • Judd, Alan, Ford Madox Ford. Cambridge: Harvard University Press, 1991.
  • Saunders, Max, Ford Madox Ford: A Dual Life, 2 vols. Oxford, Oxford University Press, 1996. ISBN 0-19-211789-0 and ISBN 0-19-212608-3
  • Thirlwell, Angela, Into the Frame: The Four Loves of Ford Madox Brown. London, Chatto & Windus, 2010. ISBN 978-0-7011-7902-1
  • Hawkes, Rob, Ford Madox Ford and the Misfit Moderns: Edwardian Fiction and the First World War. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2012. ISBN 978-0230301535

Ссылки