Коллекционирование упаковки

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Филолидия»)

Коллекционирование упаковки, или филолидия (др.-греч. φιλέω — люблю и англ. lid — крышка) — хобби, заключающееся в собирании коллекции упаковки различных товаров или её частей.

Такие коллекции часто начинают собирать дети, которым нравится яркая и разнообразная упаковка. Вырастая, дети обычно забывают о своих коллекциях, но некоторые продолжают пополнять их и постепенно те разрастаются до огромных размеров, приобретая историческое значение, отражая бытовые особенности прошлого.

Некоторые объекты коллекционирования

Этикетки кондитерской упаковки фабрики «17. Jūnijs», Рига, Латв. ССР
Коллекция пивных пробок
Собрание чайных ярлыков

Кроме того, производители товаров, рассчитанных на детей, нередко вкладывают в упаковку товара игрушки, наклейки и т. п. предметы коллекционирования, например игрушки в шоколадных яйцах Kinder Surprise, в наборах McDonald’s.

Коллекционирование пластиковых крышек

Коллекционирование пластиковых крышек, прежде всего, собирательство пластиковых крышек от пластиковых же, так называемых ПЭТ-бутылок (изготовленных на специальном оборудовании методом выдува из полиэтилентерефталата), главным образом с горлышком стандартного размера с резьбой диаметром 28 мм (от прохладительных напитков, пива и иных ёмкостей с жидкостью), а также пластиковых крышек иных типов и размеров (включая насадки на крышки).

Терминологически для обозначения данного предмета коллекционирования применяются, особенно их производителями, также слова «пробка» или «колпачок», иногда с уточнением — «винтовая/винтовой».

Коллекционные крышки должны нести на лицевой стороне какой-либо информативный текст или изображение (либо их комбинацию), что позволяет их идентифицировать. Рисунок на крышках может быть выполнен рельефным во время их изготовления в пресс-формах. Также, что используется чаще всего, изображение наносится на гладкую заготовку методом тампопечати в один, два и более цветов. Возможно использование и различных наклеек, марок, голографических вставок. Изредка применяются надпечатки и перепечатки для прошедших рекламных акций.

Данный вид коллекционирования существует с начала 90-х годов XX века и особенно распространен в настоящий момент в Японии, России и Израиле.

Начальным моментом массового распространения пластиковых крышек в России следует считать 1994 год, когда в Москве на Новоорловской улице (район Ново-Переделкино) был построен и пущен в действие крупный завод по розливу газированных напитков в ПЭТ-тару компании «Кока-Кола». Напиток «Пепси», главный конкурент «Кока-Колы», появился в России в ПЭТ-бутылках только в 1997 году с запуском завода в Самаре. Затем последовало открытие заводов в Екатеринбурге (1998), Москве (1999) и других городах.

Крупнейшая коллекция 28-миллиметровых пластиковых крышек в России (19 005 экземпляров из 104 стран — на 1 января 2016 года) принадлежит москвичу Михаилу Виноградову. Коллекция выставлена в свободном электронном доступе на всеобщее обозрение[1].

В силу массовости выпуска и потребления ПЭТ-бутылок и, соответственно, пластиковых крышек к ним (исчисляется миллиардами штук в год), возникают серьёзные экологические проблемы, особенно в России. Для вторичной переработки ПЭТ-тары с горлышек бутылок перед их прессовкой в брикеты необходимо удалять навинченные крышки и контрольные кольца от них, выполненные из полипропилена или полиэтилена и не идущие в обработку. Эта операция выполняется на сортировочном конвейере вручную. К тому же при плотно навинченных крышках из-за оставшегося в бутылках воздуха может даже не хватить мощности пресса для их брикетирования.

Поскольку пластиковые крышки не представляют интереса для переработчиков вторсырья, большое их количество попадает в почву и участвует в формировании культурного слоя современной цивилизации, являющейся, по своей сути, «мусорным». Чрезвычайно короткий жизненный цикл товаров потребления порождает эфемерность культурных остатков нашего времени в свете будущего археологического изучения. Пластиковые крышки, в благоприятных условиях сохраняющиеся неопределённо долго, могут являться хорошим маркером с довольно точной датировкой. Обычный срок хранения бутилированных напитков составляет от трёх месяцев до одного года, с циклическим характером сбыта и потребления по сезонам. Коллекционирование и каталогизирование крышек, таким образом, может быть своего рода вспомогательной исторической дисциплиной при изучении современности c помощью раскопок.

См. также

Примечания

Литература

  • Царицыно: археология современности. — М., 2008. — 208 с.

Ссылки