Филипп (Васильев)
Филипп |
---|
Филипп (1672—1742; до пострижения Фотий Васильев[1]) — инок, не имевший священного сана, основатель старообрядческого беспоповщинского филипповского согласия.
Биография
Фотий родился в 1672 году. Сначала он служил в Новгородском стрелецком полку, но во время сражения под Нарвой бежал и нашёл приют в старообрядческой Выговской пустыни. Некоторое время состоял в числе братии, а затем на него были возложены обязанности духовного отца[2].
По смерти Даниила Викулина между Филиппом и Семёном Денисовым произошла распря: Филипп желал, чтобы Семён разделил с ним власть настоятеля. Хотя собор, решив дело в пользу Семёна (1737), заставил споривших примириться, однако в душе они остались врагами. Когда вследствие доноса Круглого выговцы вынуждены были «написать тропарь», Филипп протестовал против этого: как только запели тропарь, он бросил кадило на пол и с криком «пала вера христианская» выбежал из часовни. Семён, посоветовавшись с прочими, решился наказать несогласного старца: ему были нанесены тяжкие побои, сам настоятель обители Андрей Денисов бил его по щекам, а затем распорядился заковать его в железо[3]. Освобождённый от оков одним новгородским купцом, Филипп перешёл в Надеждин скит, где около года жил в овине, а затем облюбовал себе место «за мхами» на реке Умбе и построил там себе келью[2].
Вскоре около него собралось много единомышленников. Выговцы, узнавши о вновь образовавшемся толке, стали звать Филиппа обратно к себе, но он не соглашался; тогда они пошли на него «с войском»; не желая сдаться живыми, Филипп и семьдесят его последователей сожгли себя на глазах пришедших. Это было 14 октября 1742 года. С тех пор самоубийство, в разных видах, стало считаться у филипповцев средством соблюсти цело веру[2][4].
В XVIII веке от филипповцев отделились Аароново согласие, Пастухово согласие, Бегуны и ряд других[5].
Придерживаясь общего учения беспоповщины, филипповцы чтут восьмиконечный крест без титлы; иконам, кроме своих, не поклоняются, за государей не молятся; мужа и жену, перекрестив, разводят на чистое житьё, называя их братьями и сёстрами[2]. В настоящее время имеется не более 20 общин, в основном в Кировской и Кемеровской областях России[6].
Примечания
- ↑ ФИЛИ́ППОВСКОЕ СОГЛА́СИЕ // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Филипп (раскольник) // Русский биографический словарь: в 25 томах. — Императорское Русское историческое общество. — СПб.—М., 1896—1918.
- ↑ Филипповщина // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ Макарий. «История русского раскола», СПб., 1889 год.
- ↑ Книжница Самарского староверия Архивная копия от 28 марта 2019 на Wayback Machine.
- ↑ Кнорре Б., Исэров А. Старообрядцы самых строгих правил Архивная копия от 29 июня 2019 на Wayback Machine.
Литература
- Филипп (раскольник) // Русский биографический словарь: в 25 томах. — Императорское Русское историческое общество. — СПб.—М., 1896—1918.
- Смирнов П. С.. «История русского раскола старообрядства», Рязань, 1893 год.