Шаляпин, Фёдор Иванович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Федор Иванович Шаляпин»)
Фёдор Иванович Шаляпин
Основная информация
Похоронен(а) Новодевичье кладбище
Страна
Профессии оперный певец, актёр
Певческий голос Бас
Жанры Опера
Коллективы
Награды
Орден Святого Станислава 3-й степени
Командор ордена Почётного легиона
Народный артист Республики (1918)

Фёдор Ива́нович Шаля́пин (1 [13] февраля 1873, Казань — 12 апреля 1938, Париж) — русский оперный и камерный певец (высокий бас), который в разное время был солистом Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера.

Первый народный артист Республики (1918—1927, звание возвращено в 1991[1][2]), в 1918—1921 годах — художественный руководитель Мариинского театра[3]. Получил репутацию артиста, который соединил в своём творчестве «прирождённую музыкальность, яркие вокальные данные, необыкновенное актёрское мастерство»[4]. Оказал большое влияние на мировое оперное искусство. Занимался в разное время живописью, графикой, скульптурой и снимался в кино[4]. Писатель-мемуарист.

Биография

Иван Яковлевич Шаляпин (1837—1901) — отец Ф. И. Шаляпина

Сын крестьянина Ивана Яковлевича Шаляпина (1838—1901[5]), приписанного к деревне Сы́рцевы[6] Вожгальской волости Вятского уезда Вятской губернии[7]. Мать Шаляпина Евдокия Михайловна (в девичестве Прозорова, 1845—1891[Комм. 1]) была крестьянкой из деревни Дудинской (ныне Дудинцы) Кумёнской волости Вятской губернии[9]. Иван Яковлевич и Евдокия Михайловна повенчались 27 января 1863 года в Преображенской церкви села Вожгалы. В поисках заработка Шаляпины часто переезжали и с 1872 года жили в Казани, в селе Ометьево (ныне микрорайон Аметьево в черте Казани), и в Суконной слободе, и в Татарской слободе. Отец Иван Яковлевич служил писцом в Казанской уездной земской управе. В Казани во флигеле дома купца Лисицына 1 февраля 1873 и родился будущий певец. В детстве Фёдор Шаляпин был певчим в церковном хоре. Мальчиком его отдали на обучение сапожному делу к Н. А. Тонкову, затем В. А. Андрееву. Получил начальное образование в частной школе Ведерниковой, затем учился в Четвёртом приходском училище в Казани, позже — в Шестом городском начальном двухклассном училище. В мае 1885 года Шаляпин окончил училище, получив высший балл. В том же году отец устроил Фёдора учеником в открывшееся ремесленное училище в Арске. «Мне думалось, — вспоминал Шаляпин, — что я еду в какую-то прекрасную страну, и тихо радовался, что уезжаю из Суконной слободы, где жизнь становилась всё тяжелее для меня»[10].


Начало карьеры

Ф.И. Шаляпин в 1893 году

Началом своей артистической карьеры сам Шаляпин считал 1889 год, когда он поступил в драматическую труппу В. Б. Серебрякова на должность статиста. 29 марта 1890 года состоялось первое выступление Шаляпина — он исполнил партию Зарецкого в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в постановке Казанского общества любителей сценического искусства. Весь май и начало июня 1890 года Шаляпин был хористом опереточной антрепризы В. Б. Серебрякова.

19 сентября 1890 года Шаляпин переехал из Казани в Уфу и начинал работать в хоре опереточной труппы под руководством С. Я. Семёнова-Самарского. Получил сольную партию Стольника в опере Монюшко «Галька», заменив случайно заболевшего артиста. Этот дебют выдвинул 17-летнего Шаляпина, которому изредка стали поручать небольшие оперные партии, например, Феррандо в «Трубадуре». Однажды Шаляпин упал на сцене, сев мимо стула, — с тех пор он всю жизнь зорко следил за креслами на сцене, опасаясь вновь промахнуться.

Шаляпин Ф.И., портрет 1901 г.

В следующем году Шаляпин выступил в партии Неизвестного в «Аскольдовой могиле» Верстовского. Ему было предложено место в Уфимском земстве, однако начинающий певец примкнул к приехавшей в Уфу украинской труппе Г. И. Деркача. Странствования с ней привели его в Тифлис, где ему впервые удалось серьёзно заняться своим голосом, благодаря певцу Дмитрию Усатову. Усатов не только одобрил голос Шаляпина, но, ввиду отсутствия у последнего материальных средств, стал бесплатно давать ему уроки пения и вообще принял в его жизни большое участие. Он же устроил Шаляпина в тифлисскую оперу Людвигова-Форкатти и Любимова. Шаляпин прожил в Тифлисе год, исполняя в опере первые басовые партии.

В 1893 году он перебрался в Москву, а в 1894 году — в Санкт-Петербург, где пел в «Аркадии» в оперной труппе Лентовского. Зимой 1894—1895 годов Шаляпин выступал в оперном товариществе в Панаевском театре, в труппе Зазулина. Прекрасный голос начинающего артиста и в особенности выразительная музыкальная декламация вместе с правдивой игрой обратили на него внимание критики и публики. В 1895 году Шаляпин был принят дирекцией Императорских театров в состав Санкт-Петербургской оперной труппы. На сцене Мариинского театра он с успехом пел партии МефистофеляФауст» Ш. Гуно) и Руслана («Руслан и Людмила» М. И. Глинки). Разнообразное дарование Шаляпина выразилось и в комической опере Д. Чимарозы «Тайный брак[англ.]», но не получило должной оценки. В сезон 18951896 годов он «появлялся довольно редко и притом в мало подходящих для него партиях».

Мамонтовская опера

Меценат С. И. Мамонтов, державший в то время оперный театр в Москве, заметив в Шаляпине выдающееся дарование, уговорил его перейти в свою труппу. Шаляпин пел в мамонтовской «Частной русской опере» в 1896—1899 годах, и за эти четыре сезона приобрёл широкую известность. Здесь он развился в художественном смысле и развернул свой сценический талант, исполнив ряд сольных партий. Благодаря тонкому пониманию русской музыки вообще и новейшей в частности, он индивидуально и глубоко правдиво создал ряд значительных образов в таких произведениях русских композиторов, как «Псковитянка» (Иван Грозный), «Садко» (Варяжский гость) и «Моцарт и Сальери» (Сальери) Н. А. Римского-Корсакова; «Русалка» (Мельник) А. С. Даргомыжского; «Жизнь за царя» (Иван Сусанин) М. И. Глинки; «Борис Годунов» (Борис Годунов) и «Хованщина» (Досифей) М. П. Мусоргского. В то же время он работал и над ролями в иностранных операх; так, роль Мефистофеля в опере Ш. Гуно «Фауст» получила в его передаче яркое, сильное и своеобразное освещение.

Мамонтов, давая Шаляпину карт-бланш, помог раскрыться таланту певца. Сам Шаляпин позднее вспоминал[11]:

С. И. Мамонтов сказал мне:

— Феденька, вы можете делать в этом театре всё, что хотите! Если вам нужны костюмы, скажите, и будут костюмы. Если нужно поставить новую оперу, поставим оперу!

Всё это одело душу мою в одежды праздничные, и впервые в жизни я почувствовал себя свободным, сильным, способным побеждать все препятствия.

В автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин характеризует эти годы творческой жизни как важнейшие: «У Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все основные черты моей артистической натуры, моего темперамента».

Расцвет творчества

А. И. Куприн и Ф. И. Шаляпин. Петербург. 1911 год
Шаляпин в образе Мефистофеля (фотография С. М. Прокудина-Горского, 1915)
Ф. И. Шаляпин с семьёй в военном госпитале во время Первой мировой войны, 1915 год
«Эй, ухнем» в исполнении Фёдора Шаляпина, 1902 год
«Дубинушка» (слова А. Ольхина) в исполнении Фёдора Шаляпина, до 1917 года
«Из-за острова на стрежень» в исполнении Фёдора Шаляпина, до 1938 года

В 1899 году Шаляпин вновь поступил на службу в Императорские театры — на этот раз он пел в Москве, в Большом театре, где пользовался громадным успехом. Гастрольные выступления Шаляпина на императорской Мариинской сцене составляли своего рода события в петербургском музыкальном мире.

В 1901 году Шаляпин дал 10 представлений в миланском театре «Ла Скала»: его выступление в заглавной партии в опере А. Бойто «Мефистофель[англ.]» было высоко оценено.

В революцию 1905 года жертвовал сборы от своих выступлений рабочим. Его выступления с народными песнями («Дубинушка» и др.) порой превращались в политические демонстрации. В 1907—1908 годах гастролировал в США и Аргентине.

С 1914 года выступал в частных оперных антрепризах С. И. Зимина в Москве и А. Р. Аксарина в Петрограде.

В 1915 году состоялся дебют Шаляпина в кино: он исполнил роль Ивана Грозного в исторической кинодраме «Царь Иван Васильевич Грозный» (по драме Льва Мея «Псковитянка»).

В 1917 году при постановке на сцене Большого театра оперы Дж. Верди «Дон Карлос» Шаляпин выступал не только как певец, исполняя партию Филиппа, но и как режиссёр. Его следующим режиссёрским опытом стала постановка оперы А. С. Даргомыжского «Русалка». На главную партию он выбирает молодую певицу К. Г. Держинскую[12].

Во время Первой мировой войны певец открыл на собственные средства два лазарета для раненых солдат, не оповещая общественность о своей благотворительности. Юрист М. Ф. Волькенштейн (он много лет вёл финансовые дела Шаляпина), вспоминал: «Если б только знали, сколько через мои руки прошло денег Шаляпина для помощи тем, кто в этом нуждался!»[13][неавторитетный источник?][14].

Революционный период

Шаляпин и Максим Горький в президиуме торжественного собрания, посвящённого празднованию 1 мая в Петрограде (1920)

С 1918 года Шаляпин — художественный руководитель бывшего Мариинского театра. В том же году он первым получил звание Народного артиста Республики.

В эмиграции

С июля 1922 года[15] Шаляпин — на гастролях за границей, в частности в США, где его американским импресарио был Соломон Юрок. Певец уехал вместе со своей второй женой — Марией Валентиновной. Его долгое отсутствие вызывало подозрения и отрицательное отношение в Советской России; так, в 1926 году В. В. Маяковский в «Письме к Горькому» писал[16]:

Или жить вам,
как живёт Шаляпин,
раздушёнными аплодисментами оляпан?
Вернись
теперь
такой артист
назад
на русские рублики —
я первый крикну:
— Обратно катись,
народный артист Республики!

В 1927 году сборы от одного из своих концертов Шаляпин пожертвовал детям эмигрантов, что было представлено 31 мая 1927 года в журнале «ВСЕРАБИС» неким С. Симоном как поддержка белогвардейцев[17]. Подробно об этой истории было написано в автобиографии Шаляпина «Маска и душа»[18]. 24 августа 1927 года Постановлением Совнаркома РСФСР он был лишён звания Народного артиста и права возвращаться в СССР. Такое решение обосновывалось тем, что он не желал «вернуться в Россию и обслужить тот народ, звание артиста которого было ему присвоено» или, согласно другим источникам, тем, что он якобы жертвовал деньги эмигрантам-монархистам.

«Предложения о восстановлении Ф. И. Шаляпину посмертно звания Народного артиста Республики» рассматривались ЦК КПСС и Верховным Советом РСФСР в 1956 году, но не были приняты. Постановление 1927 года было отменено через 53 года после смерти певца. 10 июня 1991 года Совет Министров РСФСР принял Постановление № 317, предписывающее

Отменить постановление Совнаркома РСФСР от 24 августа 1927 года «О лишении Ф. И. Шаляпина звания „Народный артист“» как необоснованное.

В конце лета 1932 года Шаляпин снялся в кино, исполнив главную роль в фильме Георга Пабста «Приключения Дон Кихота[англ.]» по одноимённому роману Сервантеса. Фильм был снят сразу на двух языках — английском и французском, с двумя составами актёров. Музыку к фильму написал Жак Ибер, натурные съёмки проходили близ Ниццы. В 1935—1936 годах Шаляпин вместе с аккомпаниатором Жоржем де Годзинским отправился в свои последние гастроли — на Дальний Восток. В Маньчжурии, Китае и Японии он дал 57 концертов.

Весной 1937 года у Шаляпина был обнаружен лейкоз. 12 апреля 1938 года, на 66-м году жизни, он скончался в Париже на руках жены.

14 апреля в газете «Известия» рядом с телеграфным сообщением о смерти Шаляпина была опубликована заметка с осуждением его эмиграции и уничижительной оценкой деятельности Шаляпина за рубежом. Под текстом стояла подпись Марка Рейзена[19], однако вскоре тот опротестовал её. 22 апреля редакция «Известий» публично извинилась перед Рейзеном и дала пояснения: заметка была написана сотрудником редакции «Известий» А. Эфроимсоном после телефонного разговора с Рейзеном, однако в ней оказались «грубо искажены высказан­ные им в беседе мысли о Шаляпине, как художнике»[20].

Похоронен на парижском кладбище Батиньоль (25-й дивизион). На могильной плите сделана надпись: «Здесь покоится Фёдор Шаляпин, гениальный сын земли русской». После переговоров с бароном Эдуардом фон Фальц-Фейном и советским писателем Юлианом Семёновым Фёдор Фёдорович Шаляпин разрешил перенесение праха отца из Франции в Россию, о чём 24 декабря 1982 года в Вадуце, в резиденции барона Эдуарда Фальц-Фейна, в присутствии хозяина и Юлиана Семёнова был составлен соответствующий документ[21]. Церемония перезахоронения состоялась на Новодевичьем кладбище в Москве 29 октября 1984 года[22] без участия Фальц-Фейна[23]. 31 октября 1986 года там был установлен надгробный памятник работы скульптора А. Елецкого[22] и архитектора Ю. Воскресенского. После смерти Фёдора Фёдоровича барон выкупил фамильные реликвии Шаляпиных, которые остались в Риме, и подарил их Дому-музею Шаляпина в Санкт-Петербурге.

Творчество

Ф. И. Шаляпин лепит свой портрет

Голос певца — высокий бас (возможно, бас-баритон) светлого тембра. Современники отмечали превосходную дикцию певца, полётный голос, слышный даже в самых удалённых от сцены местах.

Согласно распространённой точке зрения, свою популярность Шаляпин снискал не столько как певец, сколько как выдающийся артист, мастер перевоплощения и художественного слова. Высокий, статный, с выразительными чертами лица, с пронзительным взглядом, Шаляпин производил неизгладимое впечатление в своих лучших трагических ролях (Мельник, Борис Годунов, Мефистофель, Дон Кихот). Шаляпин потрясал зрителей неистовым темпераментом, выпевал каждую ноту, находил очень точные и искренние интонации для каждого слова песни, был абсолютно органичен и достоверен на сцене.

Партнёрами певца в разные годы были А. М. Давыдов, Т. Даль Монте, Д. де Лука, М. Дейша-Сионицкая, Н. Ермоленко-Южина, И. Ершов, П. Журавленко[24], E. Збруева, Э. Карузо[25], К. Держинская, В. Касторский, E. Куза, Н. М. Ланская, Л. Липковская, Ф. Литвин, Е. Мравина, В. Петров, Т. Руффо, Н. Салина, Т. Скипа, П. Словцов, Д. Смирнов, Л. Собинов, Р. Сторкьо, Г. Угринович, М. Черкасская, В. Эберле, Л. Яковлев, А. Шеманский.

Талант Шаляпина не ограничивался музыкальной и актёрской деятельностью. Фёдор Шаляпин был замечательным рисовальщиком, пробовал себя в живописи и в скульптуре. Сохранилось множество портретов, автопортретов, рисунков и карикатур его работы. Проявлял большие литературные способности, демонстрируя в своих письменных произведениях большой и сметливый природный ум, незаурядное чувство юмора, цепкую наблюдательность.

Максим Горький отговорил Шаляпина от политической деятельности и членства в какой-либо политической партии, считая, что он не должен растрачивать свой талант на партийную суету[18].

Роли в кино

Личная жизнь

Ф. И. Шаляпин и Иола Торнаги
Ф. И. Шаляпин с женой Иолой и детьми (1910)

Шаляпин был дважды женат.

Со своей первой женой, итальянской балериной Иолой Торнаги[26], Шаляпин познакомился в Нижнем Новгороде. Они обвенчались в церкви села Гагино в 1898 году. В этом браке у Шаляпина родилось шестеро детей: Игорь (умер в возрасте 4 лет), Борис, близнецы Фёдор и Татьяна[27], Ирина[28] (1900—1978) и Лидия.

Состоя в браке, Фёдор Иванович сблизился с Марией Валентиновной Петцольд (урождённой Элухен; 1882—1964), у которой уже было двое детей от первого брака. У них родилось три дочери: Марфа (1910—2003), Марина (1912—2009) и Дасия (1921—1977). Фактически у Шаляпина появилась вторая семья, а первый брак не был расторгнут. Одна семья жила в Москве, вторая — в Петрограде, и между собой они не общались. Брак Марии Валентиновны и Шаляпина был оформлен официально в одной из русских церквей в Праге во время его сольных гастролей, предположительно 10 ноября 1927 года.

Из детей Шаляпина дольше всех прожила Марина, которая скончалась на 98-м году жизни[29][30].

Награды[31]

Удостоверение командора Почётного легиона

Адреса

Дом № 1 по улице Гоголя в Уфе
Дача Шаляпина в Кисловодске

В Казани

  • 1873, 1874 — флигель дома П. Д. Лисицина, по улице Пушкина, 10 (снесён)[32];
  • 1875 — Суконная слобода;
  • 1876 — Ново-Татарская слобода;
  • 1878 — дом Т. К. Григорьева, Аметьево;
  • 1879—1881 — дом П. Д. Лисицина, улица Пушкина, 10;
  • 1881 — дом И. С. Клычева, улица Некрасова, 27 (снесён);
  • 1881—1882 — дом З. Б. Усманова, Татарская слобода, улица Московская, 64 (снесён, сохранился двор);
  • 1882—1885 — дом В. Н. Пикулиной, Суконная слобода, улица Тихомирнова, 5 (снесён).

В Уфе

В Санкт-Петербурге

В Москве

Шаляпин впервые оказался в Москве в начале лета 1894 года, когда в театральном бюро Е. Н. Рассохиной (Георгиевский переулок, 1) он подписал контракт на выступления в Петербурге и Казани. До 1899 года Шаляпин жил во флигеле дома № 36 на Долгоруковской улице (не сохранился), затем — в доме № 9 по Большому Чернышевскому переулку. Примерно год спустя он переехал в дом № 24 в Леонтьевском переулке, после чего в 1904 году поселился в 3-м Зачатьевском переулке, в доме № 3[39]. Здесь в его семье вскоре после переезда родился сын Борис, а в следующем году — двойняшки Фёдор и Татьяна. Этот дом находился в аварийном состоянии, пока в 2016 году, после судебных слушаний[40], не началась его активная реставрация. Следующим адресом Шаляпина в Москве стал особняк на Новинском бульваре, где сегодня находится его дом-музей.

В Плёсе

В 1910 году Шаляпин впервые приехал в Плёс, который ему так понравился, что в его окрестностях он выкупил пустошь Хмельницы по соседству с имением С. А. Шулепникова «Утешное»[41][42]. Проект дачи, пригодной для размещения 15 человек, считая членов семьи, гостей и прислугу[41], был разработан архитектором В. С. Кузнецовым, с которым Шаляпин посетил Плёс в 1912 году[43]. Постройка была закончена к 1914 году, однако Шаляпин не смог воспользоваться дачей из-за начала Первой мировой войны[41]. В 1918 году дачу заняла сельская коммуна, в 1921 году её использовали для размещения голодающих детей Поволжья[41]. В августе 1922 года дача Шаляпина была представлена к муниципализации Середским УИК, но муниципализация этой дачи не была утверждена главным управлением коммунального хозяйства[44]. В 1923 году дачу расширили дополнительными постройками и использовали под дом отдыха[41].

Библиография

Память

Памятник Ф. И. Шаляпину в Казани возле одноимённого отеля

Россия

Музеи

Памятники

Мемориальный ансамбль со скульптурой в Уфе
Памятник на могиле Шаляпина на Новодевичьем кладбище, 2019

Другое

  • В 1973 году в СССР турбоходу присвоено имя Шаляпина (разобран после 2005 года).
  • 8 февраля 1982 года в Казани открылся первый международный оперный фестиваль его имени[52].
  • С 1991 года в Уфе проводится международный фестиваль оперного искусства «Шаляпинские вечера в Уфе»[53][54].
  • На 2013 год, имя Шаляпина носят 17 улиц, два переулка, и деревня в Ивановской области[55].
  • На родине родителей в селе Вожгалы имя Ф. И. Шаляпина носит детская школа искусств, на базе которой регулярно проводятся Шаляпинские вечера. Сам Фёдор Иванович приезжал в Вожгалы навестить больного отца, пожертвовал деньги на строительство Народного дома в селе.
  • Имя Шаляпина носит речной четырёхпалубный теплоход проекта 92-016 (не эксплуатируется с 2013 года).

Казахстан

Украина

США

Звезда Фёдора Шаляпина на Голливудской «Аллее славы»

Великобритания

Киновоплощения

Галерея

Комментарии

  1. Иные даты рождения и смерти, встречающиеся в некоторых источниках, являются ошибочными[8].

Примечания

  1. Елена Борисова. Федор Шаляпин: малоизвестные факты и вехи творчества. aif.ru (13 февраля 2013). Дата обращения: 20 сентября 2019.
  2. Постановление Совета Министров РСФСР от 10.06.1991 № 317 (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 сентября 2019. Архивировано 28 сентября 2017 года.
  3. Шаляпин Ф. И. — статья из Большой советской энциклопедии
  4. 4,0 4,1 Шаляпин Ф. И. // Краткий музыкальный словарь
  5. Садырин, 1998, с. 8—9, 155.
  6. Сырцевы (Лагуновский) | Родная Вятка
  7. Садырин, 1998, с. 6.
  8. Садырин, 1998, с. 44.
  9. Садырин, 1998, с. 43—44.
  10. Шаляпинские места Казани. Публикация первая. Казанские истории. Дата обращения: 2 февраля 2016.
  11. Шаляпин Ф. И. Страницы из моей жизни: Автобиография. — Л.: Прибой, 1926. — С. 200.
  12. Грошева Е. К. Г. Держинская. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1952. — С. 42, 43.
  13. Интересные факты о Шаляпине (недоступная ссылка). Сайт фактов. Дата обращения: 30 августа 2017. Архивировано 30 октября 2016 года.
  14. Дмитриевская, Дмитриевский, 1986, с. 140.
  15. Lib.ru/Классика: Шаляпин Федор Иванович. Маска и душа. az.lib.ru. Дата обращения: 20 сентября 2019.
  16. Письмо писателя Владимира Владимировича Маяковского писателю Алексею Максимовичу Горькому (Маяковский). Викитека. Дата обращения: 14 июля 2017.
  17. Честь Фёдора Шаляпина теперь защищена // Известия, № 140, 13.06.1991.
  18. 18,0 18,1 Шаляпин, 1990, с. 130.
  19. Смерть Шаляпина // Известия : газета. — 1938. — 14 апреля (№ 87 (8554)). — С. 4.
  20. От редакции // Известия : газета. — 1938. — 22 апреля (№ 94 (6561)). — С. 6.
  21. Федор Федорович Шаляпин, Юлиан Семенов, Эдуард Фальц-Фейн во время написания Ф. Ф. Шаляпиным разрешения на перенос праха Ф. И. Шаляпина в Москву. Вилла «Аскания Нова», Вадуц, Лихтенштейн: 22—24 декабря 1982 года: [подборка фотографий] / фото Ю. Семенова, Э. Фальц-Фейна. — 1982.
  22. 22,0 22,1 Лебедева Елена. Шаляпин: возвращение в Россию. Независимая газета (8 декабря 2018). Дата обращения: 3 ноября 2021.
  23. Семёнов Ю. С. Неизвестный Юлиан Семёнов. Умру я ненадолго… : Письма, дневники, путевые заметки / Сост.: О. Ю. Семёнова. — М.: Вече, 2008. — С. 177. — 604 с. — ISBN 978-5-9533-3302-3.
  24. Павел Максимович Журавленко на сайте М. Малькова.
  25. ТИТТА РУФФО, КАРУЗО И ШАЛЯПИН. nataliamalkova61.narod.ru. Дата обращения: 7 июня 2017.
  26. Мошенцева, 2012.
  27. Московские могилы. Шаляпина Т. Ф.. moscow-tombs.ru. Дата обращения: 7 июня 2017.
  28. Ляско К. Дочь Шаляпина // Советская культура. — 1970. — 7 марта. — С. 3.
  29. На 98-м году жизни скончалась дочь Федора Шаляпина. www.tvkultura.ru. Дата обращения: 7 июня 2017.
  30. В Риме скончалась дочь Фёдора Шаляпина (недоступная ссылка с 07-06-2017 [2736 дней])
  31. Фёдор Шаляпин. Маска и Душа. — М., 1997; с. 275, 277
  32. Шаляпинские места Казани. Публикация первая. Казанские истории. Дата обращения: 11 октября 2021.
  33. Имя Шаляпина могло стать брендом Уфы, но власти с этим не спешат. ufa.mk.ru. Дата обращения: 11 октября 2021.
  34. Павлуновского улица (Труниловская) — Уфа от А до Я. Посреди России (16 февраля 2014). Дата обращения: 11 октября 2021.
  35. По следам Шаляпина. ufaved.info. Дата обращения: 11 октября 2021.
  36. Гоголя улица — Уфа от А до Я. Посреди России (6 марта 2013). Дата обращения: 11 октября 2021.
  37. Правовой акт. Дата обращения: 11 октября 2021.
  38. Глезеров С. Мемориальный музей-квартира Шаляпина переезжает в Москву // Санкт-Петербургские ведомости. — 2022. — 12 июля.
  39. 3-й Зачатьевский переулок, д. 3. Дом Шаляпина (недоступная ссылка). moskva.kotoroy.net. Дата обращения: 7 июня 2017. Архивировано 11 октября 2014 года.
  40. Мосгорнаследие хочет изъять у собственника дом, в котором жил Шаляпин, РИА Недвижимость (6 сентября 2013). Дата обращения 7 июня 2017.
  41. 41,0 41,1 41,2 41,3 41,4 Дача Ф. И. Шаляпина (дом отдыха «Порошино») // Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 3 / отв. ред. Е. Г. Щеболева. — М.: Наука, 2000. — С. 100—101. — 813 с. — ISBN 5-02-011595-9.
  42. «Плёсский вестник» 25 — 31 мая 2012 года, № 21 (22), с.8/«Плёс театральный»
  43. Ойнас Д. Б. Шаляпин Ф. И. в Плесе. Легенды и факты // Материалы научной конференции V Плесские чтения. (1994 г.). — Плёс, 2001. — С. 74—82.
  44. Государственный архив Ивановской обл. Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 404
  45. В Уфе открыли экспозиционный зал Уфимского отделения межрегионального Шаляпинского центра.
  46. ШАЛЯПИН Фёдор Иванович. Дата обращения: 12 октября 2021.
  47. Фёдор Шаляпин: Успех в Уфе окончательно укрепил моё решение посвятить себя театру. Башинформ (3 марта 2020). Дата обращения: 11 октября 2021.
  48. Новодевичье кладбище - Шаляпин Федор Иванович. Дата обращения: 7 июня 2017.
  49. Вятка-на-сети. Новости: В Кирове открыли памятник Фёдору Шаляпину
  50. В Плёсе открыли памятник Федору Шаляпину. ТАСС (14 сентября 2020). Дата обращения: 16 сентября 2020.
  51. Седов Д. Под знаменем Шаляпина. Где появится памятник известному певцу? // Санкт-Петербургские ведомости. — 2022. — 28 сент.
  52. Международный оперный фестиваль имени Фёдора Ивановича Шаляпина (недоступная ссылка). www.kazan-opera.ru. Дата обращения: 7 июня 2017. Архивировано 14 мая 2017 года.
  53. “ШАЛЯПИНСКИЕ ВЕЧЕРА В УФЕ”. bashenc.online. Дата обращения: 12 октября 2021.
  54. Шаляпинские вечера в Уфе. bashopera.ru. Дата обращения: 12 октября 2021.
  55. Федеральная информационная адресная система. ФИАС. Дата обращения: 7 июня 2017. Архивировано 21 апреля 2015 года.
  56. Gramophone Hall of Fame (англ.). Gramophone. Дата обращения: 2 января 2016.
  57. Боброва Е. История легенды. В России представят премьеру сериала о Федоре Шаляпине // Санкт-Петербургские ведомости. — 2022. — 23 июня.

Литература

  • Берлин В. Д. Бессмертный человек с разными песнями: Федор Иванович Шаляпин и харьковчане. — Харьков: Ранок, 2001. — 127 с.
  • Дмитриевская Е. Р., Дмитриевский В. Н. Шаляпин в Москве. — М.: Московский рабочий, 1986.
  • Дмитриевский В. Н. Шаляпин. — М.: Молодая гвардия, 2014. — 543[1] с. — (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1448). — 5000 экз. — ISBN 978-5-253-03667-3.
  • Котляров Ю., Гармаш В. Летопись жизни и творчества Ф. И. Шаляпина. В 2 книгах. — Л.: Музыка, 1985. — 15 000 экз.
  • Лесс А. Л. Рассказы о Шаляпине. — М.: Советская Россия, 1973. — 174 с.
  • Мошенцева П. Н. Первая жена Шаляпина // Тайны Кремлевской больницы, или Как умирали вожди. — М.: «Алгоритм», 2012. — 256 с. — (Исторические сенсации). — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-49104-9.
  • Оссовский А. В. Ф. И. Шаляпин // Музыкально-критические статьи (1894—1912). — Л.: Музыка, 1971. — С. 174—177.
  • Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь / Пружанский А. М. — Изд. 2-е испр. и доп. — М., 2008.
  • Петелин В. В. Восхождение, или Жизнь Шаляпина (1894—1902). — М.: Центролиграф, 2000, 2004.
  • Садырин Борис Васильевич. Вятский Шаляпин. — Киров: Кировская обл. типография, 1998. — 223 с. — ISBN 5-88186-186-8.
  • Фёдор Иванович Шаляпин. Альбом-каталог из фондов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина / С.В. Семиколенова. — М.: ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 2012. — 408 с. — (Бахрушинская серия). — 1000 экз. — ISBN 978-5-901977-56-9.
  • Чижова И. Б. Первая любовь Ф. И. Шаляпина: (по семейным преданиям) // Давно исчезнувшие звуки / М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2006. — С. 354—365.
  • Шаляпин, Федор Иванович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Шаляпина, Лидия. Глазами дочери: воспоминания. — Нью-Йорк: Т. Чернов-Шаляпин, И. Дарский, 1997. — ISBN 9780965513104.
  • «Этот гений — Фёдор Шаляпин. Воспоминания и статьи», ГЦММК им. М. И. Глинки, дом-музей Ф. И. Шаляпина, фортепианная школа «Клавир». — М., 1995.
  • Янковский М. О. Шаляпин и русская оперная культура. — Л.; М.: Искусство, 1947.

Ссылки