Файл:Otechestvo ikona Novgorod.jpg

Материал из энциклопедии Руниверсалис

Исходный файл(1222 × 1586 пкс, размер файла: 532 Кб, MIME-тип: image/jpeg)

Описание

Описание
Икона происходит из частного собрания М.П.Боткина в Петербурге. Это сравнительно редко встречающийся в православном искусстве тип изображения Троицы, представляющий Бога Отца в виде старца, Бога Сына в виде отрока или младенца и Святого Духа в виде голубя (в русском искусстве это древнейшее из дошедших до нас изображений такого типа). На престоле – старец в белых одеждах с крестчатым нимбом: правой рукой он благословляет, в левой держит свиток. На коленях у него – юный Христос, который держит в руках сферу с голубем. Над спинкой престола симметрично изображены два шестикрылых серафима, а около подножия – "престолы" в виде красных колес с глазами и крыльями. По сторонам от престола, на башнях-"столпах", представлены столпники Даниил и Симеон в коричневых монашеских мантиях. Справа внизу стоит юный апостол (Фома или Филипп) со свитком. Старец в белых одеждах с крестчатым нимбом представляет особый иконографический тип, основанный на ветхозаветном видении пророка Даниила (Дан. 7). Это Иисус Христос Ветхий Деньми – один из ветхозаветных прообразов Христа. Вместе с тем единосущие трех ипостасей Святой Троицы ("Я и Отец одно", "Отец во Мне и Я в Нем" – Ин. 10, 30, 38) позволило до некоторой степени соединить в одном образе Бога Отца и Бога Сына. На иконе отсутствует надписание "Ветхий Деньми" (в отличие от иконы "Благовещение Устюжское"). Вверху, по обе стороны от изображения Бога Отца, сохранилась киноварная надпись, называющая все три ипостаси Святой Троицы и указывающая на единство их сущности. Кроме того, на иконе дважды повторяется надпись "IC XC" (Иисус Христос) – у плеч Бога Отца и в сфере с голубем. Изображения столпников и молодого апостола на иконе были связаны с общим богословским замыслом. Возможность непосредственного лицезрения единосущного и триипостасного Бога связывалась с аскетическим подвигом, безмолвием, очищением от страстей и непрерывной молитвой. С темой познания Троицы могло быть соотнесено и изображение молодого апостола. В том случае если это был апостол Филипп, его фигура могла напоминать о евангельском тексте, касающемся единосущия Бога Отца и Бога Сына: "[...] и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; [...] Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне?" (Ин. 14: 9–10). Симметрия построения, фронтальность фигур, жесткость контуров, суровость ликов, имеющих острое и пронзительное выражение, – все это создает открытый и обращенный непосредственно к зрителю образ, преподносящий сложную богословско-догматическую идею. В иконе отчетливо проступают традиции новгородской школы
Источник http://lj.rossia.org/users/john_petrov/842895.html
Время создания Beginning of the 15th century
Автор или правообладатель
<tbody></tbody>
[1] Anonymous Russian icon painter (before 1917)
Public domain image (according to PD-RusEmpire)
— Лицензия: Public domain (в общественном достоянии)
Другие версии файла

Источник файла — сайт Wikimedia Commons, куда он был загружен под одной из свободных лицензий ( https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Otechestvo_ikona_Novgorod.jpg ). Авторов, работавших над этим файлом см. в истории файла: https://commons.wikimedia.org/w/index.php?title=File:Otechestvo_ikona_Novgorod.jpg&action=history

В общем случае в статьях энциклопедии Руниверсалис файлы используются в соответствии со статьёй 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации.

История файла

Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени.

Дата/времяМиниатюраРазмерыУчастникПримечание
текущий12:59, 13 августа 2023Миниатюра для версии от 12:59, 13 августа 20231222 × 1586 (532 Кб)I, Robot (обсуждение | вклад)== Описание == {{Изображение | описание = <div class="description"> Икона происходит из частного собрания М.П.Боткина в Петербурге. Это сравнительно редко встречающийся в православном искусстве тип изображения Троицы, представляющий Бога Отца в виде старца, Бога Сына в виде отрока или младенца и Святого Духа в виде голубя (в русском искусстве это древнейшее из дошедших до нас изображений такого типа). На престоле – старец в белых одеждах с крестчатым нимбом: правой рукой он благословляет, в...

Следующий файл является дубликатом этого файла (подробности):

Метаданные