Перейти к содержанию

Саланг

Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Тоннель Саланг»)
Перевал Саланг
Тонне́ль Сала́нг
Въезд в тоннель СалангВъезд в тоннель Саланг
Область применения автомобильный
Пролегает под перевал Саланг, Афганистан, Гиндукуш
Место Афганистан
Тип горный, глубокого залегания
Конструкция один тоннель глубокого залегания
Общая длина 2,67 километра (вместе с противолавинными галереями 3,6 километра)
Диаметр тоннеля 6 метров
Дата открытия 2 сентября 1964
Тоннель Саланг, 19 марта 2010 года.

Перевал Сала́нг (перс. سالنگ) — стратегический перевал в Афганистане, в горах Гиндукуш, связывающий северную и центральную часть страны.

Высота 3 878 метров. Через перевал идёт автомобильная дорога, являющаяся важнейшей жизненной артерией в экономике Афганистана. На ней, кроме тоннеля Саланг, советскими специалистами спроектировано и построено одиннадцать километров железобетонных галерей, защищающих дорожную магистраль от снежных лавин.

Тоннель Саланг — автодорожный тоннель, построенный советскими специалистами, главным образом московскими метростроевцами[1], в 1958—1964 годах в районе перевала Саланг[2]. Со времени начала эксплуатации в 1964 году и до 1973 года считался самым высокогорным автодорожным тоннелем в мире. Длина тоннеля 2676 метра (вместе с выходными галереями 3,6 километра). Ширина проезжей части 6 метров. Высота южного портала — около 3200 метров над уровнем моря; наивысшая точка тоннеля — 3363 метра над уровнем моря.

Строительство тоннеля

Необходимость прокладки

Ситуацию перед прокладкой тоннеля британский историк Р. Бретвейт охарактеризовал так: «Местность разрезают долины и ущелья, которые под силу преодолеть только пешим: крестьянам и пастухам, торговцам, контрабандистам, путешественникам, туристам, хиппи и партизанам со своими караванами оружия. Дороги здесь – роскошь. До ХХ века в стране практически не было транспортных путей – лишь тропы, пригодные для пешеходов и вьючных животных, но не колесного транспорта»[2].

В свою очередь, советский автомобильный журнал «За рулем» разъяснял значение этой коммуникации следующим образом: «В стране, где нет железных дорог, где автомобиль, да верблюд привозят людям все, от швейной иглы до современных станков, где столица связана с нашей страной одной-единственной автотрассой Кабул – Термез, в такой стране значение этой дороги не просто велико, она для республики – дорога жизни»[2].

В 1950-е годы Афганистан умело играл на соперничестве сверхдержавами. Афганский король Захир-Шах говорил, что предпочитает «прикуривать американские сигареты русскими спичками». Таким образом ему удалось добиться, чтобы дорогу с юга к предгорьям Гиндукуша построили американцы, а с севера – советские специалисты[2].

Но чтобы сомкнуть два участка, надо было проложить 100 км дороги через высокогорный перевал Саланг. Проведя предварительные изыскания, западные специалисты вынесли вердикт, что проект невыполним. Тогда Захир-Шах обратился за помощью в СССР[2].

В 1960 году в Афганистан на усиление имеющегося коллектива инженеров-дорожников была направлена группа специалистов Московского метростроя под руководством опытного горняка-тоннельщика В.К. Федорова[2].

Подготовительные работы

Для ускорения процесса строительства было принято решение проходить тоннель с двух сторон: со стороны Кабула располагался Южный портал (главный инженер Г.В. Овчаренко), а со стороны СССР – Северный (главный инженер В.П. Иванников). Главным механиком объекта стал Н. Картавец, а главным маркшейдером – В. Копылов[2].

Эксплуатация

В 1976 году провели электрификацию и установили систему вентиляции. Движение автотранспорта было односторонним. В годы гражданской войны между Северным Альянсом и талибами перевал Саланг стал естественной преградой и в 1997 году тоннель был взорван, чтобы не допустить продвижения талибов на север страны. В 2002 году после объединения страны тоннель был вновь открыт[3].

Происшествия

Во время Афганской войны перевал Саланг приобрёл стратегически важное значение, обеспечивая бесперебойное снабжение ведённых в Афганистан советских войск. Организации его обороны советским командованием придавалось важное значение.[4]

В годы войны в тоннеле произошли два случая массовой гибели советских военнослужащих:

  • 23 февраля 1980 года в результате дорожно-транспортного происшествия советская колонна остановилась, и 16 военнослужащих задохнулись выхлопными газами[5].
  • 3 ноября 1982 года, в результате взрыва бензовоза в тоннеле погибло 176 человек (из них 64 советских военнослужащих, остальные афганцы)

Кровопролитные бои шли также во время операции «Тайфун».

Интересные факты

Литература

Прямицын, В.Н. Проблема номер один. Перевал Саланг в истории афганской войны (1979—1989). / Москва: Вече, 2022. — 336 с. — ISBN 978-5-4484-3452-5.

См. также

Примечания

  1. В.Соловьев. Был в нашей жизни «Саланг». Дата обращения: 13 февраля 2012. Архивировано 20 апреля 2013 года.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Прямицын, Владимир Николаевич. Метростроевцы дали советским дипломатам мощный козырь для выстраивания отношений с Афганистаном Ч.1. из книги "Проблема номер один". Москва: Российский совет по международным делам (24 марта 2022).
  3. В Афганистане вновь открыт тоннель Саланг. Дата обращения: 29 ноября 2006. Архивировано 4 мая 2007 года.
  4. Прямицын В. Н. «Проблема номер один». Перевал Саланг в истории Афганской войны (1979—1989 гг.). — М.: Вече; Пятый Рим, 2022. — 336 с.
  5. Хроника Афганской войны Архивировано 16 декабря 2007 года.
  6. Сайт 278-й отдельной дорожно-комендантской бригады (278 одкбр).. Дата обращения: 21 февраля 2014. Архивировано 17 февраля 2017 года.
  7. С. В. МАЛЬЦИН. Дата обращения: 16 февраля 2014. Архивировано 22 февраля 2014 года.

Ссылки