Саланг

Тонне́ль Сала́нг | |
---|---|
![]() | |
Область применения | автомобильный |
Пролегает под | перевал Саланг, Афганистан, Гиндукуш |
Место | Афганистан |
Тип | горный, глубокого залегания |
Конструкция | один тоннель глубокого залегания |
Общая длина | 2,67 километра (вместе с противолавинными галереями 3,6 километра) |
Диаметр тоннеля | 6 метров |
Дата открытия | 2 сентября 1964 |

Перевал Сала́нг (перс. سالنگ) — стратегический перевал в Афганистане, в горах Гиндукуш, связывающий северную и центральную часть страны.
Высота 3 878 метров. Через перевал идёт автомобильная дорога, являющаяся важнейшей жизненной артерией в экономике Афганистана. На ней, кроме тоннеля Саланг, советскими специалистами спроектировано и построено одиннадцать километров железобетонных галерей, защищающих дорожную магистраль от снежных лавин.
Тоннель Саланг — автодорожный тоннель, построенный советскими специалистами, главным образом московскими метростроевцами[1], в 1958—1964 годах в районе перевала Саланг[2]. Со времени начала эксплуатации в 1964 году и до 1973 года считался самым высокогорным автодорожным тоннелем в мире. Длина тоннеля 2676 метра (вместе с выходными галереями 3,6 километра). Ширина проезжей части 6 метров. Высота южного портала — около 3200 метров над уровнем моря; наивысшая точка тоннеля — 3363 метра над уровнем моря.
Строительство тоннеля
Необходимость прокладки
Ситуацию перед прокладкой тоннеля британский историк Р. Бретвейт охарактеризовал так: «Местность разрезают долины и ущелья, которые под силу преодолеть только пешим: крестьянам и пастухам, торговцам, контрабандистам, путешественникам, туристам, хиппи и партизанам со своими караванами оружия. Дороги здесь – роскошь. До ХХ века в стране практически не было транспортных путей – лишь тропы, пригодные для пешеходов и вьючных животных, но не колесного транспорта»[2].
В свою очередь, советский автомобильный журнал «За рулем» разъяснял значение этой коммуникации следующим образом: «В стране, где нет железных дорог, где автомобиль, да верблюд привозят людям все, от швейной иглы до современных станков, где столица связана с нашей страной одной-единственной автотрассой Кабул – Термез, в такой стране значение этой дороги не просто велико, она для республики – дорога жизни»[2].
В 1950-е годы Афганистан умело играл на соперничестве сверхдержавами. Афганский король Захир-Шах говорил, что предпочитает «прикуривать американские сигареты русскими спичками». Таким образом ему удалось добиться, чтобы дорогу с юга к предгорьям Гиндукуша построили американцы, а с севера – советские специалисты[2].
Но чтобы сомкнуть два участка, надо было проложить 100 км дороги через высокогорный перевал Саланг. Проведя предварительные изыскания, западные специалисты вынесли вердикт, что проект невыполним. Тогда Захир-Шах обратился за помощью в СССР[2].
В 1960 году в Афганистан на усиление имеющегося коллектива инженеров-дорожников была направлена группа специалистов Московского метростроя под руководством опытного горняка-тоннельщика В.К. Федорова[2].
Подготовительные работы
Для ускорения процесса строительства было принято решение проходить тоннель с двух сторон: со стороны Кабула располагался Южный портал (главный инженер Г.В. Овчаренко), а со стороны СССР – Северный (главный инженер В.П. Иванников). Главным механиком объекта стал Н. Картавец, а главным маркшейдером – В. Копылов[2].
Эксплуатация
В 1976 году провели электрификацию и установили систему вентиляции. Движение автотранспорта было односторонним. В годы гражданской войны между Северным Альянсом и талибами перевал Саланг стал естественной преградой и в 1997 году тоннель был взорван, чтобы не допустить продвижения талибов на север страны. В 2002 году после объединения страны тоннель был вновь открыт[3].
Происшествия
Во время Афганской войны перевал Саланг приобрёл стратегически важное значение, обеспечивая бесперебойное снабжение ведённых в Афганистан советских войск. Организации его обороны советским командованием придавалось важное значение.[4]
В годы войны в тоннеле произошли два случая массовой гибели советских военнослужащих:
- 23 февраля 1980 года в результате дорожно-транспортного происшествия советская колонна остановилась, и 16 военнослужащих задохнулись выхлопными газами[5].
- 3 ноября 1982 года, в результате взрыва бензовоза в тоннеле погибло 176 человек (из них 64 советских военнослужащих, остальные афганцы)
Кровопролитные бои шли также во время операции «Тайфун».
Интересные факты
- В период оказания интернациональной помощи со стороны СССР, с 1979 года — по 1989 год, тоннель Саланг обслуживали военнослужащие 692-го отдельного дорожно-комендантского батальона, позднее 278-й отдельной дорожно-комендантской бригады дорожных войск ВС СССР[6].
- У северного въезда в тоннель находится один из двух сохранившихся советских памятников в Афганистане — обелиск рядовому С. Мальцину.[7]
Литература
Прямицын, В.Н. Проблема номер один. Перевал Саланг в истории афганской войны (1979—1989). / Москва: Вече, 2022. — 336 с. — ISBN 978-5-4484-3452-5.
См. также
Примечания
- ↑ В.Соловьев. Был в нашей жизни «Саланг» . Дата обращения: 13 февраля 2012. Архивировано 20 апреля 2013 года.
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Прямицын, Владимир Николаевич. Метростроевцы дали советским дипломатам мощный козырь для выстраивания отношений с Афганистаном Ч.1 . из книги "Проблема номер один". Москва: Российский совет по международным делам (24 марта 2022).
- ↑ В Афганистане вновь открыт тоннель Саланг . Дата обращения: 29 ноября 2006. Архивировано 4 мая 2007 года.
- ↑ Прямицын В. Н. «Проблема номер один». Перевал Саланг в истории Афганской войны (1979—1989 гг.). — М.: Вече; Пятый Рим, 2022. — 336 с.
- ↑ Хроника Афганской войны Архивировано 16 декабря 2007 года.
- ↑ Сайт 278-й отдельной дорожно-комендантской бригады (278 одкбр). . Дата обращения: 21 февраля 2014. Архивировано 17 февраля 2017 года.
- ↑ С. В. МАЛЬЦИН . Дата обращения: 16 февраля 2014. Архивировано 22 февраля 2014 года.