Пауэрс, Том

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Том Пауэрс»)
Том Пауэрс
Tom Powers
Имя при рождении Thomas McCreery Powers
Дата рождения 7 июля 1890(1890-07-07)
Место рождения Оуэнсборо, Кентукки, США
Дата смерти 9 ноября 1955(1955-11-09) (65 лет)
Место смерти Манхэттен-Бич, Калифорния, США
Гражданство  США
Профессия актёр
Карьера 1911-1955
IMDb ID 0694631

Том Пауэрс (англ. Tom Powers), полное имя Томас Макрири Пауэрс (англ. Thomas McCreery Powers; 7 июля 1890 года — 9 ноября 1955 года) — американский актёр театра, кино, радио и телевидения, наиболее известный своими ролями в театре в 1920-30-х годах и киноролями в 1940-50-х годах.

В 1920-30-е годы Пауэрс сыграл в таких значимых бродвейских спектаклях, как «Дикая утка» (1925), «Оружие и человек» (1925-26), «Андрокл и лев» (1925-26), «Странная интерлюдия» (1928-29), «Конец лета» (1936), «Юлий Цезарь» (1938) и «Три сестры» (1942-43).

Перейдя в 1944 году в кино, Пауэрс отметился ролями в таких памятных картинах, как «Двойная страховка» (1944), «Синий георгин» (1946), «Мне не поверят» (1947), «Ангел и негодяй» (1947), «Дочь фермера» (1947), «Место назначения — Луна» (1950), «Высокая цель» (1951), «Криминальная полоса в прессе США» (1952), «Телефонный звонок от незнакомца» (1952) и «Юлий Цезарь» (1953).

Ранние годы и начало карьеры

Том Пауэрс родился 7 июля 1890 года в Оуэнсборо, Кентукки, в семье банкира. С трёх лет он занимался в балетной школе, а в 16 лет поступил в Американскую академию драматических искусств[1]. В течение десяти лет Пауэрс работал в театре пантомимы, а в 1911—1917 годах был звездой немых короткометражек студии Vitagraph, сыграв за этот период более чем в 70 фильмах[2].

Карьера на бродвейской сцене в 1916—1943 годах

Как указывает историк кино Хэл Эриксон, «Пауэрс был крепкой бродвейской звездой задолго до того, как начал карьеру в звуковом кино»[3]. Он дебютировал на Бродвее в 1916 году, сыграв Уильяма Бута в спектакле «Мистер Лазарус» (1916), после чего до 1920 года появился ещё в двух недолговечных спектаклях[4]. В период 1920—1924 годов он сыграл в восьми спектаклях, среди которых были три комедии и мюзикл. Начиная с 1925 года, Пауэрс имел роли в таких престижных бродвейских постановках, как драма «Дикая утка» (1925) по пьесе Ибсена, комедия «Оружие и человек» (1925-26) по Бернарду Шоу, комедия «Андрокл и лев» (1925-26), также по Шоу в театре Guild. В 1926—1927 годах последовало ещё три спектакля, из них три комедии, включая комедию «К лучшему или худшему» (1927), где Пауэрс выступил в качестве постановщика[4].

Том Пауэрс в роли Брута в спектакле «Юлий Цезарь» (1938)

В 1928—1929 годах Пауэрс исполнял роль Чарльза Марсдена в престижной постановке театра Guild «Странная интерлюдия» по пьесе Юджина О’Нила, которая выдержала 426 представлений[2][3].

В 1930—1931 годах Пауэрс сыграл в трёх спектаклях, включая комедию Шоу «Тележка с яблоками» (1930) в театре Guild. В 1934 году у него были роли в двух спектаклях, кроме того он написал и поставил пьесу «Свадебное одеяло». Наконец, в 1935—1939 годах последовали роли ещё в семи бродвейских постановках, включая достаточно успешную «Конец лета» (1936) в театре Guild, которая выдержала 153 представления[4]. В 1938 году Пауэрс сменил Орсона Уэллса в роли Марка Брута в авангардной постановке шекспировской пьесы «Юлий Цезарь», где актёры играли в современных костюмах. Это была первая постановка возглавляемого Уэллсом театра Mercury Theatre на бродвейской сцене. В 1940-45 годах Пауэрс сыграл ещё в пяти постановках, его последней значимой ролью на Бродвее стала роль Кулыгина в спектакле по пьесе Чехова «Три сестры» (1942-43), которая выдержала 123 представления[2][4].

Карьера в кино в 1944—1956 годах

Как отмечает Эриксон, «если не считать вспышки активности на студии Vitagraph в 1910-х годах, Пауэрс практически не уделял внимания кино, пока его не пригласили на роль жертвы убийства в фильме нуар „Двойная страховка“ (1944)»[3].

Том Пауэрс и Барбара Стэнвик в фильме «Двойная страховка» (1944)

Современный историк кино Роб Никсон назвал этот фильм «хладнокровным, жестоким, стильным и полным чёрного юмора», далее отметив, что он был «одной из вершин кинематографа 1940-х годов и одним из лучших образцов нуарового жанра, оказывав влияние на последующее развитие кино своей картинкой, общим подходом и построением истории… Без сомнения, фильм установил стандарт для этого особого послевоенного жанра, показывая мрачный, ночной урбанистический мир обмана и предательства с характерными обменами крутыми репликами, порочными персонажами и обязательной роковой женщиной, которая ведёт свою охоту, используя примитивные побуждения простого человека, который жаждет секса и богатства»[5]. Фильм был номинирован на семь премий «Оскар», в том числе, в категориях «лучший фильм», «лучший режиссёр» (Билли Уайлдер), «лучший сценарий», «лучшая операторская работа» и «лучшая актриса в главной роли» (Барбара Стэнвик)[6].

Дебют в таком успешном фильме позволил Пауэрсу получать роли во многих фильмах на протяжении 1940-х годов. Так, в 1944 году он сыграл командира главного героя (Фред Макмюррей) в военной комедии «Почти твоя» (1944), затем последовали роли в криминальной мелодраме «Парень из Чикаго» (1945), комедии «Её отважная ночь» (1946) и приключенческой ленте «Два года на палубе» (1946) с Аланом Лэддом, которые, однако, не обратили на себя особого внимания. Значительно более успешными были комедия «Дочь фермера» (1947) с Лореттой Янг (за эту роль актриса была удостоена «Оскара») и вестерн с Джоном Уэйном «Ангел и негодяй» (1947). Наиболее значимыми картинами Пауэрса в 1948 году стали ироническая мелодрама «Время твоей жизни» (1948) с Джеймсом Кэгни, музыкальная комедия «В Центральном парке» (1948) с Диной Дурбин и вестерн «Станция Запад» (1948) с Диком Пауэллом, а также комедия «Мексиканская прогулка» (1948) с Бадом Эбботтом и Лу Костелло[7][8].

В период с 1946 по 1955 год Пауэрс внёс заметный вклад в жанр фильм нуар, исполнив небольшие, но значимые роли не менее чем в пятнадцати фильмах этого жанра. В частности, в картине «Синий георгин» (1946) он сыграл капитана, который расследует загадочное убийство неверной жены вернувшегося с войны офицера (Алан Лэдд). На следующий год в ленте «Мне не поверят» (1947) он был руководителем успешной брокерской компании, долю в которой покупает мужу (Роберт Янг) его богатая жена, чтобы его остановить измены. В фильме «Я люблю трудности» (1948) Пауэрс был крупным предпринимателем мистером Джонстоном, который нанимает частного детектива Бейли (Франшо Тоун), чтобы тот выяснил прошлое его жены. Однако в итоге детектив выясняет, что Джонстон сам убил свою жену из корысти, намереваясь свалить убийство на Бейли. В картине «Место преступления» (1949) Пауэрс сыграл небольшую роль преступного авторитета, сделавшего капитал на бутлегерстве и незаконных азартных играх, который предлагает полицейскому детективу крупный гонорар, если тот сообщит ему имена налётчиков на его сбытовые точки. В 1951 году в фильме «Колодец» Пауэрс был мэром охваченного расовыми волнениями небольшого американского городка, а в фильме «Стрип» (1951) был детективом, ведущим расследование таинственного убийства гангстера и ранения молодой певицы, в которых подозревается барабанщик оркестра (Микки Руни). В нуаровом триллере «Стальная ловушка» (1952) Пауэрс сыграл небольшую роль турагента, который пытается нажиться на тяжёлом положении главного героя (Джозеф Коттен), продавая ему билеты по завышенной цене. Наконец, в фильме «Секреты Нью-Йорка» (1955) он создал образ окружного прокурора, который начинает борьбу с крупнейшим мафиозным синдикатом Нью-Йорка. Кроме этого, Пауэрс сыграл менее значимые роли в фильмах нуар «Чикагский предел» (1949) с Аланом Лэддом, «Суд — это я» (1953) по роману Микки Спиллейна и «Двойная опасность» (1955)[9][7].

Как пишет Эриксон, в начале 1950-х годов Пауэрс продолжал работать на студии 20th Century Fox, сыграв небольшие роли (часто без указания в титрах) в таких фильмах, как научно-фантастические ленты «Место назначения — Луна» (1950) и «Мозг Донована» (1953), газетная нуаровая драма «Криминальная полоса в прессе США» (1952) с Хамфри Богартом в главной роли, романтическая комедия «Мы не женаты» (1952) с Мерилин Монро, нуаровая мелодрама «Телефонный звонок от незнакомца» (1952) с Бетт Дейвис, нуаровый триллер «Дипкурьер» (1952) с Тайроном Пауэром и вестерн «Горизонты Запада» (1952) с Робертом Райаном, а также комедия с Дином Мартиным «Напуганные до смерти» (1953)[3][7][10]. По мнению автора статьи в «Нью-Йорк Таймс», «лучшей работой Пауэрса в Голливуде считается роль Маталлуса Кимбера в исторической картине по трагедии Шекспира „Юлий Цезарь“ (1953)»[2]. Его последним фильмом стал вестерн с Гленном Фордом «Американец» (1955)[7].

Карьера на телевидении

Начиная с 1951 года и вплоть до своей смерти Пауэрс сыграл более чем в десятке телесериалов и программ, среди них «Одинокий рейнджер» (1951), «Театр у камина» (1951-55), «Приключения Оззи и Харриетт» (1953), «Приключения Супермена» (1954), «Мэр города» (1954), «Театр Четырёх звёзд» (1955) и «Кульминация» (1955)[3].

Актёрское амплуа и оценка творчества

За свою кинокарьеру Пауэрс сыграл более чем 80 кино- и телеролях, «обычно играя бизнесменов среднего возраста, военных, офицеров полиции», детективов и других представителей власти[2][3].

Литературная деятельность

В 1935 году Пауэрс читал на радио собственную поэзию[3]. В 1939—1940 годах он опубликовал две книги рассказов и написал четыре пьесы, а в 1945—1946 годах — два романа[2]. Пауэрс также издал книгу мемуаров «Он знал их всех», которая стала бестселлером[3].

Личная жизнь

В 1929 году Пауэрс женился на Мете Мюррей Джэнни, с которой прожил до своей смерти[11].

Смерть

Пауэрс умер от сердечного приступа в своём доме в Манхэттен-Бич, Калифорния, 9 ноября 1955 года, в возрасте 65 лет[2][7].

Фильмография

Звуковое кино

Год Русское название Оригинальное название Роль
1944 ф Двойная страховка Double Indemnity мистер Дитрихсон
1944 ф Почти твоя Practically Yours коммандер Гарри Харп
1945 ф Призрак говорит The Phantom Speaks Харви Богардус
1945 ф Парень из Чикаго The Chicago Kid Майк Тёрбер
1946 ф Два года на палубе Two Years Before the Mast Белламер
1946 ф Синий георгин The Blue Dahlia капитан Хендриксон
1946 ф Её отважная ночь Her Adventurous Night Дэн Картер
1946 ф Последняя преступная миля The Last Crooked Mile Флойд Сорелсон
1947 ф Ангел и негодяй Angel and the Badman доктор Манграм
1947 ф Дочь фермера The Farmer's Daughter Хай Нордик
1947 ф Ради любви к Расти For the Love of Rusty Хью Митчелл
1947 ф Мне не поверят They Won't Believe Me Трентон
1947 ф Сын Расти The Son of Rusty Хью Митчелл
1948 ф Я люблю трудности I Love Trouble Ральф Джонстон
1948 ф В Центральном парке Up in Central Park Роган
1948 ф Время твоей жизни The Time of Your Life Фредди Блик
1948 ф Станция Вест Station West капитан Айлз
1948 ф Ангел в изгнании Angel in Exile начальник тюрьмы
1948 ф Мексиканская прогулка Mexican Hayride Эд Мейсон
1948 ф Прикосновение бархата The Velvet Touch детектив (в титрах не указан)
1949 ф Специальный агент Special Agent главный специальный агент Уилкокс
1949 ф Место преступления Scene of the Crime судья Менофоу
1949 ф Чикагский предел Chicago Deadline Гленн Ховард
1949 ф Чайнатаун в полночь Chinatown at Midnight капитан Говард Браун
1949 ф Ист-Сайд, Вест-Сайд East Side, West Side Оуэн Ли
1950 ф Невадец The Nevadan Билл Мартин
1950 ф Место назначения — Луна Destination Moon генерал Тейер
1950 ф Прямой удар справа Right Cross Том Бэлфорд
1950 ф Снова… первопроходцы Again... Pioneers Кен Килер
1951 ф Сражающаяся береговая охрана Fighting Coast Guard адмирал Райан
1951 ф Колодец The Well Джим, мэр
1951 ф Стрип The Strip детектив, лейтенант Боннабел
1951 ф Высокая мишень The Tall Target Саймон Г. Страуд (в титрах не указан)
19511955 с Театр у камина (8 эпизодов) Fireside Theatre разные роли
1952 ф Криминальная полоса в прессе США Deadline U.S.A. Эндрю Уортон (в титрах не указан)
1952 ф Дипкурьер Diplomatic Courier Черни (в титрах не указан)
1952 ф Телефонный звонок от незнакомца Phone Call From a Stranger доктор Фернвуд (в титрах не указан)
1952 ф Женский военный корпус из Валла-Валла The WAC from Walla Walla генерал
1952 ф Мы не женаты We’re Not married! генеральный прокурор Фрэнк Буш (в титрах не указан)
1952 ф Плоть и ярость Flesh and Fury Энди Рэндольф
1952 ф Восхитительная сеньорита The Fabulous Senorita Дилейни
1952 ф Работа для реактивного самолёта Jet Job Оскар Коллинз
1952 ф Денвер и Рио Гранде Denver and Rio Grande Слоун
1952 ф Бал Табарин Bal Tabarin Эдди Мендиес
1952 ф Горизонты Запада Horizons West Фрэнк Тарлетон
1952 ф Стальная ловушка The Steel Trap Валькурт, туристический агент
1952 ф Снайпер The Marksman лейтенант-губернатор Уотсон
1952 с Витрина вашего ювелира Your Jeweler's Showcase
1953 ф Юлий Цезарь Julius Caesar Маталлус Кимбер
1953 ф Последний отряд The Last Posse Фрэнк Уайт
1953 ф Суд – это я I, the Jury Милт Миллер
1953 ф Мозг Донована Donovan's Brain вашингтонский советник Донована
1953 ф Море пропавших кораблей Sea of Lost Ships вице-адмирал
1953 ф Ханна Ли: американская простушка Hannah Lee: An American Primitive шериф
1953 ф Каньон дьявола Devil's Canyon Джо Холберт (в титрах не указан)
1953 ф Напуганные до смерти Scared Stiff лейтенант полиции (в титрах не указан)
19531955 с Видеотеатр от «Люкс» (4 эпизода) Lux Video Theatre разные роли
1954 ф Безумный фокусник The Mad Magician инспектор (в титрах не указан)
1954 ф Счастливый я Lucky Me Тейер Крони (в титрах не указан)
1954 с Приключения Супермена Adventures of Superman железнодорожный чиновник
1954 с Театр от «Дженерал Электрик» General Electric Theater Старк
1954 с Знакомьтесь с мистером Макнатли Meet Mr. McNutley
1954 с Одинокий волк (2 эпизода) The Lone Wolf Карл Олсен / Том Стил
1954 с Мэр города (4 эпизода) Mayor of the Town Джейкобс
1955 ф Американец The Americano Джим Роджерс
1955 ф Десять разыскиваемых мужчин Ten Wanted Men Генри Грин
1955 ф Секреты Нью-Йорка New York Confidential окружной прокурор Росси
1955 ф Двойная опасность Double Jeopardy Гарри Шелдон
1955 ф Вечное море The Eternal Sea генерал (в титрах не указан)
1955 с Кульминация (2 эпизода) Climax!
1956 ф Пробивной человек The Go-Getter деловой партнёр Миллера
1956 с Час «Двадцатого века Фокс» The 20th Century-Fox Hour доктор Фернвуд
1957 с Паника Panic! начальник тюрьмы

Примечания

  1. In the Spotlight (англ.). The Theatre (January 1917). Дата обращения: 1 июня 2018.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Tom Powers Dies; Stage, Film Actor (англ.). The New York Times (10 ноября 1955). Дата обращения: 1 июня 2018. Архивировано 6 марта 2016 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 Hal Erickson. Tom Powers. Biography (англ.). AllMovie. Дата обращения: 7 мая 2018. Архивировано 28 марта 2020 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Tom Powers. Director, Performer, Writer (англ.). Internet Broadway Database. Дата обращения: 1 июня 2018. Архивировано 10 декабря 2018 года.
  5. Rob Nixon. Double Indemnity (1944). Article (англ.). Turner Classic Movies. Дата обращения: 1 июня 2018. Архивировано 23 июля 2018 года.
  6. Double Indemnity (1944). Awards (англ.). Turner Classic Movies. Дата обращения: 1 июня 2018. Архивировано 23 июля 2018 года.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 Tom Powers. Biography (англ.). Turner Classic Movies. Дата обращения: 7 мая 2018. Архивировано 28 мая 2018 года.
  8. Most Rated Feature Film Titles Released 1 January 1944 to 31 December 1949 With Tom Powers (англ.). Internet Movie Database. Дата обращения: 1 июня 2018.
  9. Most Rated Film-Noir Feature Film Titles With Tom Powers (англ.). Internet Movie Database. Дата обращения: 1 июня 2018.
  10. Most Rated Feature Film Titles Released 1 January 1950 Or Later With Tom Powers (англ.). Internet Movie Database. Дата обращения: 7 мая 2018.
  11. Tom Powers. Spouse (англ.). Internet Movie Database. Дата обращения: 1 июня 2018. Архивировано 27 января 2021 года.

Ссылки