Хупер, Тоуб
В статье не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
Тоуб Хупер | |
---|---|
Tobe Hooper | |
Профессия | кинорежиссёр, сценарист, продюсер, актёр, композитор |
Карьера | 1974—2017 |
Направление | фильмы ужасов |
Награды | призы МКФ фантастического кино в Авориазе |
Тоуб Хупер (англ. Tobe Hooper; 25 января 1943, Остин, Техас, США — 26 августа 2017, Шерман-Окс, Лос-Анджелес, Калифорния, США[1]) — американский кинорежиссёр, сценарист и продюсер, специалиализировавшийся в жанре фильмов ужасов. Наиболее известен по фильмам «Полтергейст» и «Техасская резня бензопилой».
Биография
Стиль этого раздела неэнциклопедичен или нарушает нормы литературного русского языка. |
Родился 25 января 1943 года в городе Остин (штат Техас). Его отцу принадлежал кинотеатр в городе Сан-Анджело, поэтому Тоуб увлекался кино с малых лет и с 9 лет начал снимать на отцовскую 8-миллиметровую камеру. Известна его первая звуковая работа под названием «Бездна» (англ. Abyss), которую он создал в 16 лет. До прихода в профессиональный кинематограф Тоуб работал преподавателем в колледже и оператором документальных фильмов, а также снимал рекламные ролики. В 1965 году ему предложили выставить для отбора на премию «Оскар» свой короткометражный фильм «Грабители» (англ. The Heisters), но тот не был закончен в срок.
Позже, в 1968 году он снял сюжет о фолк-группе «Peter, Paul and Mary» для некоммерческой сети PBS. Его первая художественная картина «Яичная скорлупа» (1969) — антивоенный экспериментально-психоделический фильм про общину хиппи, снятый за 40 тысяч долларов— попала на кинофестиваль в Атланте, хотя так никогда и не была официально выпущена в кинопрокат.
В 2010 году дал интервью для третьей серии документального сериала канала Би-Би-Си «История ужасов» (англ. A History of Horror). В 2011 был опубликован его роман «Полуночное кино» (англ. Midnight Movie).
Скончался в Лос-Анджелесе (штат Калифорния) по естественным причинам 26 августа 2017 года.
Профессиональная кинокарьера
Свою страсть к кинематографу Тоуб Хупер наконец-то реализует в 1974 году на съемках малобюджетного (стоимостью менее 140 тысяч долларов) фильма о семье маньяков, собрав молодёжную команду из коллег и студентов. Картина, получившая название, «Техасская резня бензопилой» была снята всего за пару недель и 31-летний режиссёр сотворил своеобразный шедевр, ставший ему пропуском в Голливуд. Помимо творческого успеха (постановщик-дебютант в жанре ужасов получил престижный приз критики МКФ фантастического кино в Авориазе), фильм стал удачей и в коммерческом плане.
Спустя три года, собрав часть прежней команды, Хупер снимает новый ироничный жанровый фильм под названием «Смертельная ловушка» (1976) о владельце придорожного мотеля и по совместительству маньяке, скармливающем постояльцев крокодилу. Здесь же впервые пересеклись киносудьбы Роберта Энглунда и Хупера.
Если по первому фильму можно было судить о потенциале молодого кинематографиста, то второй фильм показал, что у Хупера есть свой неповторимый стиль, который не навязан ему извне. Он становится примером для подражания коллегам по цеху фильмов ужасов.
Затем Хупер попытал счастья в жанре фантастического триллера, согласившись на съемки фильма «Во тьме» (1979), однако проработав постановщиком всего три дня, был заменён Джоном Кардосом.
В том же году Хупер подписывает контракт с телекомпанией «CBS» на создание телевизионного минисериала по бестселлеру Стивена Кинга «Салемские вампиры». Результат привлёк внимание зрителей и достаточно хорошо встречен специалистами жанра «хоррор», отметившими фильм Хупера в числе самых интересных произведений о вампирах, созданных за последние годы.
Теперь на Хупера обратили внимание и крупные кинокомпании, и для Universal он снял очередной фильм ужасов «Аттракцион страха» (1982). Больших успехов Хупер не достиг, но продемонстрировал, что режиссёр может работать не только в малобюджетном трэш-стиле, но и для ведущих студий.
Самое яркое достижение первого этапа творчества режиссёра напрямую связано со Стивеном Спилбергом. С ним (как с продюсером для компании MGM) Хупер создаёт культовый фильм ужасов «Полтергейст».
Последующее творчество режиссёра во второй половине 1980-х годов является следствием почти неизбежных издержек мощного старта. Тоуб Хупер то пытается повторить успех за счёт прежних приёмов («Техасская резня бензопилой 2», 1986), то создаёт эротическую версию романа Колина Уилсона «Космические вампиры», превратив литературную основу в фильм «Жизненная сила» (1985). Но обе эти работы без энтузиазма встречены критикой и зрителями.
Малоудачны были и попытки Тоуба Хупера попробовать себя в научной фантастике: его фильм «Захватчики с Марса» (1986) — ремейк популярной ленты 1953 года —достижением ни в истории жанра, ни в кинокарьере Хупера не стал.
Новый этап творчества, наступивший в конце 1980-х, связан у режиссёра с активной работой для малого экрана, где его ирония и мастерство по созданию жанровых фильмов, были превосходно реализованы. На 10 лет он почти целиком погружается в создание телесериалов. В этом ряду работа с франшизой «Байки из склепа» (эпизод с участием Вупи Голдберг — «Смертельное ожидание») и телеремейк о похождениях Фредди Крюгера «Кошмары Фредди».
Характерные полнометражные работы середины 1990-х годов — это фильмы с участием Роберта Энглунда «Давилка» (1995) и «Ночные ужасы Тоуба Хупера» (1995). Режиссёр иронизирует над своим первым фильмом о бензопиле, предлагая зрителям новое устройство для уничтожения людей: пресс для отжима белья в прачечной. Маньяки механизируются, но по-прежнему остаются заложниками своей больной психики.
В эти же годы выходят примечательные пилотные эпизоды Хупера к сериалам «Человек ниоткуда» (англ. «Nowhere Man») с Брюсом Гринвудом и «Тёмные небеса» (англ. «Dark Skies»), формат которых позволяет говорить о новом подходе к фантастическому восприятию обыденных вещей.
Проходным фильмом, снятым для видео, оказалось возвращением Хупера к теме рептилии-людоеда — «Крокодил» (2000).
Лишь почти через девять лет после «Давилки» Тоуб Хупер возвращается к полнометражному художественному кино, сняв фильм ужасов «Кошмар дома на холме» (2003) о серийном убийце, использующем различные инструменты, включая молоток и циркулярную пилу. Следующим стал «Морг» (2005) о матери-одиночке, работающей в морге по соседству с кладбищем.
В 2005 году режиссёр принял участие в большом телевизионном проекте «Мастера ужасов», который объединил известных асов хоррорa, представивших часовые фильмы в этом жанры. Хупер снял эпизод «Танец мёртвых» со своим старым приятелем Робертом Энглундом в главной роли.
Признание и награды
- 1976 — Кинофестиваль в Авориазе — приз критики за фильм «Техасская резня бензопилой»
Фильмография
Год | На русском | На языке оригинала | Кем |
2005 | Танец мёртвых | Masters of Horror: Dance of the Dead | режиссёр |
2005 | Морг | Mortuary | режиссёр |
2003 | Кошмар дома на холме | Toolbox Murders | режиссёр |
2002 | Похищенный | Taken | режиссёр |
2000 | Крокодил | Crocodile | режиссёр |
1999 | Проклятый дом | Apartment Complex, The | режиссёр |
1995 | Давилка | Mangler, The | режиссёр |
1995 | Ночные ужасы Тоба Хупера | Night Terrors | режиссёр |
1995 | Тёмные небеса | Dark Skies | режиссёр |
1995 | Человек ниоткуда | Nowhere Man | режиссёр |
1993 | Мешки для трупов | Body Bags | режиссёр |
1992 | Лунатики | Sleepwalkers | актёр |
1991 | Байки из склепа: Смертельное ожидание | Tales of the Crypt. Deadly Wait | режиссёр |
1990 | Спонтанное возгорание | Spontaneous Combustion | режиссёр, сценарист |
1990 | Этой ночью я опасна | I’m Dangerous Tonight | актёр |
1988 | Кошмары Фредди | Freddy’s Nightmares | режиссёр |
1986 | Вторжение с Марса | Invaders From Mars | режиссёр |
1986 | Техасская резня бензопилой-2 | Texas Chainsaw Massacre-2 | режиссёр, композитор |
1985 | Жизненная сила | Lifeforce | режиссёр, актёр |
1982 | Полтергейст | Poltergeist | режиссёр |
1981 | Аттракцион страха | Fun House | режиссёр |
1979 | Салемские вампиры | Salem’s Lot | режиссёр |
1976 | Смертельная ловушка | Eaten Alive | режиссёр |
1974 | Техасская резня бензопилой | Texas Chainsaw Massacre | режиссёр, сценарист, композитор, продюсер |
1969 | Яичная скорлупа | Eggshells | режиссёр, сценарист, продюсер |
Примечания
- ↑ Saperstein, Pat. Tobe Hooper, ‘Texas Chain Saw Massacre’ and ‘Poltergeist’ Director, Dies at 74 (англ.), Variety (27 August 2017). Дата обращения 27 августа 2017.