Сценический характер

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Типаж»)

Сценический характер — сценический тип (образ, индивидуальность), который создаёт актёр, играя в спектакле. От обычного характера, встречающегося в повседневной жизни, сценический характер отличается своим эстетическим качеством. В нём, все элементы внутренней и внешней характеристики подчинены художественному замыслу, выступают в строгом единстве. Правда и выразительность сценического характера проверяются общим замыслом роли, главной идеей спектакля[1].

Создание сценического характера

Создавая сценический характер, актёр не может не принимать во внимание художественного направления, которому принадлежит пьеса (реалистическое, романтическое и другие), её жанровых особенностей (комедия, психологическая драма, трагедия), авторской манеры, методов, приёмов и стиля (Шекспир, Чехов). Создание сценического характера — главная цель актёрского творчества. Она осуществляется на протяжении спектакля как результат участия актёра в драматическом действии, выполнения исполнителем сценических задач. В театре, где жизнь изображается посредством действия, то есть через столкновение и становление характеров людей, их мировоззрений, где общественные процессы преломлены и отражены в образе людей, в их сознании, психологии, характер сценический является главным ключом к постижению жизни, её закономерностей, противоречий и связей[2]. А. Д. Попов так говорил по поводу необходимости создания актёром сценического характера:

Верно и тонко воплотить человеческий характер актёр может только в системе сценических образов, осознав свою зависимость от них.

Выдающийся российский театральный режиссёр Андрей Гончаров был глубоко убеждён, что сценический характер должен быть заложен в индивидуальности актера[3].

См. также

Примечания

  1. Характер сценический // Театральная энциклопедия / Гл. ред. П. А. Марков. — М.: Гос. науч. изд-во «Сов. энциклопедия», 1967. — Т. 5. — С. 577.
  2. Литосова М. К. Профессиональная речь актера и режиссёра: терминологические и нетерминологические словосочетания : учебное пособие для студентов театральных вузов. — М.: Гос. ин-т театрального искусства, 1989. — С. 99. — 208 с.
  3. Гончаров А. А. Поиски выразительности. — М.: Искусство, 1997. — Т. 1. — С. 290. — 336 с. — (Мои театральные пристрастия). — 3 тыс. экз. — ISBN 5-2100-1384-7.