Павлова, Татьяна Павловна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Татьяна Павлова»)
Татьяна Павлова
Имя при рождении Татьяна Павловна Зейтман
Дата рождения 10 декабря 1890(1890-12-10)
Место рождения Екатеринославская губерния, Российская империя
Дата смерти 7 ноября 1975(1975-11-07) (84 года)
Место смерти Гроттаферрата, Италия
Гражданство
Профессия актриса, киноактриса, театральный режиссер
IMDb ID 0667827

Татья́на Па́вловна Па́влова (при рождении Зе́йтман; 18901975) — русская и итальянская актриса, театральный оперный режиссёр, педагог.

Биография

Родилась 10 декабря 1890 года в Екатеринославской губернии, Российской империи, в еврейской семье[1].

Актёрскую карьеру начала познакомившись с актёром Павлом Орленевым, который оказал очень большое влияние на её первые шаги в искусстве. В 1907—1910 гг. — гастролировала с труппой П. Н. Орленева по России и Европе. Тогда же побывала впервые побывала в Вене и в Женеве[2].

Театральный сезон 1915—1916 годов работала в Московском драматическом театре Суходольских, открытом в саду «Эрмитаж» в 1914 году. Среди сыгранных ею ролей в тот период: Грушенька в «Братьях Карамазовых», Маргарита Готье в «Даме с камелиями» и другие.

В 1914 году первая кинороль (леди Гамильтон) в немой кинокартине «Человек — не дерево» (1914), совместно с актёром Н. Ф. Монаховым (Георг Грей), режиссёр А. Гарин, т-во Дранкова (фильм не сохранился)[3][1].

Совместно со своим мужем артистом оперетты Михаилом Вавичем снялась в главных ролях в ряде кинокартин производства различных дореволюционных киностудий и режиссёров[3]. После революции покинула Москву.

В 1919 году эмигрировала — в Париж, а затем в Италию, куда прибыла в 1920 году, остановившись в Турине. В том же году сыграла в немых кинофильмах: «Роковая орхидея»(1920)[1] (с Михаилом Вавичем) и «Цепь» (1920)[2]. Итальянскую карьеру начала с изучения итальянского языка и вскоре общалась на нём в совершенстве.

В Италии организовала свою труппу и работала в ней как актриса, режиссёр и директор. Пропагандировала русскую драматургию, принципы актёрского искусства, сложившиеся в МХТ. В конце 20-х годов у неё уже был свой театр во Флоренции, в него она пригласила главным режиссёром одного из создателей и руководителей МХТ В. И. Немировича-Данченко.

В 1922 году в театре Татьяны Павловой в комедии «Мечта о любви» как актёр дебютировал Витторио Де Сика, впоследствии знаменитый режиссёр, один из ведущих представителей итальянского неореализма[4].

В дальнейшем Татьяна Павлова стала видным театральным педагогом — работала в Национальной академии драматического искусства в Риме[2].

В её репертуаре наряду с русскими авторами присутствовало много и итальянских: например, Уго Бетти, а в послевоенное время — Коррадо Альваро («Долгая ночь Медеи»)[2].

В 50-е годы Татьяна Павлова много работала как режиссёр в оперных театрах. В «Ла Скала» поставила «Бориса Годунова», в «Театре Комунале» во Флоренции — «Пиковую даму». В Риме в 1960 году состоялась премьера «Сказания о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова.

Также Павлова работала и для телевидения.

Брат — Михаил Селич Зейтман, был женат на дочери Фёдора Шаляпина Лидии (1901—1975), жил в Париже и Милане[5].

Роли

Фильмография

1914 — «Человек — не дерево»[3]

1916 — «Если [ты] хочешь цепей и насилий, то полюби»[3]

1916 — «Женщина, о которой не стоит говорить»[6][3]

1917 — «Вы просите песен, их нет у меня»[3]

1920 — «Роковая орхидея» (L’orchidea fatale)

1920 — «Цепь» (La catena)

1934 — «Женщина для всех» (La Dame de tout le monde)

1948 — «Письмо на рассвете» (Una lettera all’alba)

1949 — «Чёрная магия» (Black Magic)

1965 — «Мечтатель» (Il morbidone)

1965 — «Я её хорошо знал» (Io la conoscevo bene)

1965 — «Многожёнство по-итальянски» (Menage all’italiana)

Награды

Примечания

  1. 1,0 1,1 Il caso Tatiana Pavlova. Teatro e Storia. Дата обращения: 8 декабря 2018. Архивировано 11 июня 2016 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 Мацкин А. П. Орленев. — М.,: Искусство, 1977. — 384 с.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Вишневский В. Е. Художественные фильмы дореволюционной России: фильмогpaфическое oпиcaниe / Всес. гос. ин-т кинематографии «ВГИК». Кабинет киноведения. — М.: Госкиноиздат, 1945. — С. 54. — 192 с. — 2000 экз.
  4. Черток С. Зарубежный экран. Интервью. — Москва: Искусство, 1973.
  5. Аньезе Аккаттоли «Фашистская политическая полиция и русские в Италии». Дата обращения: 23 февраля 2019. Архивировано 5 апреля 2017 года.
  6. картина была запрещена к прокату в июне 1916 года.

Ссылки

[3]