Тата, Джехангир Ратанджи Дадабхой

Эта статья была переведена из источника, распространяемого под свободной лицензией, и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Тата, Джехангир Ратанджи»)
Джехангир Ратанджи Дадабхой Тата
англ. Jehangir Ratanji Dadabhoy Tata
Джехангир Ратанджи Дадабхой в 1995 годуДжехангир Ратанджи Дадабхой в 1995 году
Дата рождения 29 июля 1904(1904-07-29)
Место рождения Париж, Франция
Дата смерти 29 ноября 1993(1993-11-29) (89 лет)
Место смерти Женева, Швейцария
Гражданство  Франция Индия
Компания Tata Group
Отец Ратанджи Дадабхой Тата
Мать Сюзанна Бриер
Награды и премии



Командор ордена Почётного легиона

Джехангир Ратанджи Дадабхой Тата (29 июля 1904 – 29 ноября 1993) — индийский летчик, бизнес-магнат, предприниматель и председатель Tata Group. Представитель семьи Тата.

Происходил из семьи известного бизнесмена Ратанджи Дадабхоя Тата и его жены Сюзанны Бриер. В 1929 году он стал первым лицензированным пилотом в Индии. Он также известен как основатель нескольких компаний, входящих в Tata Group, включая Tata Consultancy Services, Tata Motors, Titan Industries, Tata Salt, Voltas и Air India. В 1983 году был награждён французским орденом Почётного легиона, а в 1955 и 1992 годах получил две высшие гражданские награды Индии — Падма вибхушан и Бхарат ратна. Эти награды были присуждены ему за вклад в индийскую промышленность[1].

Ранние годы

Родился 29 июля 1904 года в Париже в семье парсов. Он был вторым ребенком бизнесмена Ратанджи Дадабхоя Тата и его жены-француженки Сюзанны Бриер[2]. Поскольку мать Джехангира была француженкой, он провёл большую часть своего детства во Франции, и французский был его родным языком[3]. Он посещал школу Жансон-де-Сайи в Париже, где один из учителей называл его египтянином[4].

Помимо Франции мальчик учился в Британии, Японии и Индии. Посещал Соборную школу Джона Коннона в Бомбее. После смерти матери Ратанджи Дадабхой Тата решил перевезти свою семью в Индию, но сына отправил в Англию. Он был зачислен в среднюю школу, чтобы затем изучать инженерное дело в Кембриджском университете. Однако, как гражданин Франции Джехангир должен был пройти службу в армии. Он был направлен в полк спаги[5]. Обнаружив, что Тата умеет не только читать и писать по-французски и по-английски, но и печатать на машинке, полковник назначил его своим секретарём в свой кабинет[6]. После службы во французской армии Джехангир по решению отца приехал в Индию и присоединился к компании Tata.

В 1929 году Тата отказался от своего французского гражданства и стал гражданином Индии. В 1930 году Тата женился на Тельме Викаджи, племяннице адвоката Джека Викаджи, который защищал его в деле о быстрой езде на автомобили по Бомбею.

Карьера

Во время одного из путешествий Джехангир встретил друга своего отца, пионера авиации Луи Блерио, первого человека, перелетевшего Ла-Манш, вдохновился его примером и сам начал летать. 10 февраля 1929 года Тата получил первую в Индии лицензию пилота[7]. В 1932 году он основал первую коммерческую авиакомпанию Индии Tata Airlines, которая в 1946 году была переименована в Air India[8]. Первый полет в истории индийской авиации состоялся 15 октября 1932 года из Карачи в Мадрас, за штурвалом был сам Тата[9].

В 1938 году, в возрасте 34 лет, Джехангир Тата был избран председателем Tata Sons, что сделало его главой крупнейшей промышленной группы в Индии. Он унаследовал пост председателя правления Tata Sons от своего троюродного брата Новроджи Саклатвалы. На протяжении десятилетий он руководил огромной группой компаний Tata, основными сферами которой были сталь, машиностроение, энергетика, химическая промышленность и гостиничный бизнес. Он был знаменит тем, что достиг успеха в бизнесе, отказываясь подкупать политиков или торговать на чёрном рынке.

Под его председательством активы Tata Group выросли со 100 миллионов долларов США до более чем 5 миллиардов долларов США. В начале его председательства в Tata Group было 14 предприятий, и полвека спустя, 26 июля 1988 года, когда он ушёл с поста, Tata Sons представляла собой конгломерат из 95 предприятий, как основанных, так и купленных компанией.

Поддержка чрезвычайного положения

В 1975 году Тата поддержал объявление чрезвычайного положения Индирой Ганди. Комментируя ситуацию репортеру The Times он заявил: «Всё зашло слишком далеко. Вы не можете себе представить, через что мы здесь прошли — забастовки, бойкоты, демонстрации. Были дни, когда я не мог выйти из дома на улицу. Парламентская система не соответствует нашим потребностям»[10].

Смерть и память

Тата умер в Женеве от почечной инфекции 29 ноября 1993 года в возрасте 89 лет[11]. За несколько дней до своей кончины он сказал: «Как приятно умирать» (фр. Comme c'est doux de mourir)[12]. Был похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.

После смерти Джехангира Таты парламент Индии в качестве особой почести был закрыт – обычно парламент закрывают только в память об умерших членах парламента.

В 2012 году Тата был признан шестым «Величайшим индийцем» в опросе журнала Outlook[13].

Примечания

  1. A report in Vohuman.org Amalsad, Meher Dadabhoy. Vohuman. Дата обращения: 11 апреля 2007. Архивировано 4 мая 2007 года.
  2. J. R. D. TATA. Tata Central Archives. Дата обращения: 7 октября 2015. Архивировано 29 октября 2013 года.
  3. Pai, 2004, p. 3.
  4. Pai, 2004, p. 7.
  5. Pai, 2004, p. 9.
  6. R.M. Lala: Beyond the Last Blue Mountains, Life of J. R. D. Tata
  7. Bombay Flying Club First Annual Report, Flight Global (1 August 1929).
  8. Juhu aerodrome: Is India's first civil set to rise again?. Yahoo News India. Дата обращения: 6 декабря 2020.
  9. Air India needs JRD Tata's legacy once again to get back in shape (англ.). @businessline (8 October 2021). Дата обращения: 15 октября 2021. Архивировано 9 октября 2021 года.
  10. Guha, Ramachandran. The glory of J. R. D.. — 2007. — India : Pan Books, 25 July 2013. — P. 110. — ISBN 978-0-330-54022-3.
  11. Pai, 2004, p. 32.
  12. LALA, R. M. Beyond the last blue mountains. — India : Penguin Books India, 1993. — P. 1. — ISBN 0-14-016901-6.
  13. A Measure Of The Man, Outlook (20 August 2012).

Литература

  • Pai, Anant. JRD Tata: The Quiet Conqueror. — Mumbai : India Book House, 2004. — ISBN 8175084200.