Сутин, Хаим Соломонович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Сутин, Хаим»)
Хаим Сутин
Имя при рождении Хаим Соломонович Сутин
Жанр Живопись
Учёба Школа изящных искусств (Вильно),
Академия изящных искусств (Париж)

Ха́им Су́тин (фр. Chaïm Soutine; имя при рождении — Ха́им Соломо́нович Су́тин, 13 января 1893, Смиловичи, Минская губерния — 9 августа 1943, XVI округ Парижа) — французский живописец еврейского происхождения[1]. Один из крупнейших мастеров «Парижской школы».

Биография

Внешность Сутина

Внешне Сутин был некрасив: сутулый, с короткой шеей, втянутой в плечи, с крупными чертами лица и тяжёлой челюстью, как у деревянной скульптуры, высеченной топором доисторического мастера. Копна жёстких, тёмных волос, постриженных по-крестьянски в кружок, скрывала низкий лоб и большие оттопыренные уши. Выразительные, глубоко посаженные тёмные глаза под набрякшими, покрасневшими веками смотрели исподлобья. У него был толстый нос с узкой переносицей и полные губы, он причмокивал во время разговора, и в уголках большого рта появлялись белые пузырьки. Чудная, искренняя, располагающая улыбка обнажала потемневшие, с жёлтым налётом больные зубы, и так и хотелось упрекнуть его: «Сутин, вы не почистили зубы!» Но более всего поражали его небольшие, изящные и слабые, как у ребёнка, кисти рук. Казалось невероятным, что эти руки могут писать такие мощные полотна.

Маревна, «Моя жизнь с художниками „Улья“»[2]

Первые годы, переезд в Париж

Родился в 1893 или 1894 году в Смиловичах (ныне Червенский район, Минская область, Белоруссия) в бедной еврейской семье и был десятым из одиннадцати детей. Отец работал портным (по другим сведениям, синагогальным служкой). С раннего детства Хаим проявлял любовь к рисунку и живописи.

В 1907 году, чтобы освободиться от влияния семьи (родители не разделяли точку зрения сына относительно будущей карьеры художника) и не изменить своему призванию, Хаим убежал из дома в Минск. Там он посещал рисовальную школу Якова Кругера. В 1909 году Сутин и его друг Михаил Кикоин поехали в Вильно, где записались в Школу изящных искусств. Будущие художники мечтали увидеть Париж.

В июне 1913 года Сутин приехал в Париж, где записался в ателье Фернана Кормона в Академии изящных искусств. Однако Сутин очень быстро поменял слишком «академическую» Академию на посещения Лувра, который становился его настоящим университетом. Здесь он изучал признанные произведения классиков живописи, греческую и египетскую скульптуру, картины Гойи, Эль Греко, Тинторетто, Жана Фуке, Рембрандта, Коро и Шардена. Из современников Сутин больше всего ценил Курбе и Сезанна. Сутин интересовался музыкой и литературой. Среди его любимых авторов были Монтень, Расин, Сенека, Достоевский, Пушкин, Бальзак и Рембо, среди композиторов — Бах и Моцарт.

Портрет Сутина работы Модильяни, 1915 год

Первые годы в Париже художник жил в нищете. Перед тем, как переехать на Сите Фальгьер в пятнадцатом округе Парижа, Сутин жил и работал в «Ла Рюш», «Улье», международном общежитии бедных художников на левом берегу Сены, которое было создано в 1902 году скульптором Альфредом Буше. Здесь Сутин познакомился с Леже Емилом, Марком Шагалом, Фернаном Леже, Робером Делоне, скульпторами Константином Брынкуши, Осипом Цадкиным, Анри Лораном, Липшицем и Александром Архипенко. Он встретил, прежде всего, Модильяни, с которым его соединила крепкая, но непродолжительная дружба (из-за преждевременной смерти последнего).

После Первой мировой войны

В 1918 году Сутин переехал на юг Франции (Ванс, Кан-сюр-Мер и Сере), где остался почти на семь лет. Его впечатляла красота местных пейзажей; три года работал в бешеном темпе. В 1922 году привёз в Париж около 200 написанных работ. Американский коллекционер Альберт Кумс Барнс купил у художника около 50 произведений за сравнительно небольшие деньги (некоторые источники указывают, что миллионер Барнс платил по 50 долларов за картину). В следующем году торговец произведениями искусства Леопольд Зборовский продал много полотен Сутина. Через десять лет после прибытия в Париж он выбрался из нищеты и тратил всё, что зарабатывал.

В 1925 году после лет, проведённых на юге Франции, Сутин вернулся в Париж, где въехал в просторное ателье на улице Мон Сен-Готар, недалеко от площади Данфер-Рошро. Именно здесь он выполнил серию бычьих туш и многочисленные натюрморты с рыбой и птицей.

В 1927 году была организована первая персональная выставка Сутина в одной из парижских галерей. Он познакомится с Марселеном и Мадлен Кастен, которые вслед за Зборовским взяли опеку над художником.

В 1929 году познакомился с историком искусств Эли Фором, который позже напишет первую монографию, посвящённую его творчеству.

В 1935 году произведения художника впервые выставлялись в США в рамках коллективной экспозиции в Чикаго.

В 1937 году была организована выставка 12 картин художника в Государственном музее Пти-Пале в Париже в рамках коллективной выставки «Мастера независимого искусства 1895—1937 гг.» Сутин понакомился с Гердой Грот, немкой, которая скрывалась от нацистского режима; она стала его подругой в последующие три года.

В 1939 году уехал в Йонну недалеко от Парижа. В 1941 году родители художника погибли в Смиловичском гетто. Сам Сутин после неудачных попыток получить право на въезд в США укрылся в пригороде Парижа Шампиньи.

Умер 9 августа 1943 года в оккупированном нацистами Париже. На похоронах за гробом Сутина шло всего несколько ближайших друзей, в том числе Пабло Пикассо и Жан Кокто.

Похоронен в Париже на кладбище Монпарнас. До окончания Второй мировой войны могила оставалась безымянной, затем была сделана табличка с именем и годами жизни «1894—1943», позднее даты были изменены на «1893—1943». В 1960 году в ту же могилу была захоронена Мари-Берт Оранш (фр. Marie-Berthe Aurenche, 1906—1960), подруга Сутина в последние годы жизни.

Творческое наследие

Хаим Сутин, «Ева». Холст, масло. 65x54 см. 1928. Из корпоративной коллекции Белгазпромбанка

Картины Сутина представлены в крупнейших музеях Франции, США, Израиля, Швейцарии. Несколько картин есть в коллекциях музеев России (Эрмитаж), Австрии, Дании, Японии, Великобритании. Большое количество работ находится в частных коллекциях в США, Франции, Японии. Несколько картин Сутина есть в Музее искусства авангарда миллиардера Вячеслава Кантора.

До 2012 года на родине Сутина в Белоруссии не было ни одной его картины. Картина «Большие луга в Шартре» (предположительно — 1934 года) приобретена 8 февраля 2012 года на аукционе «Кристис» за 400 тысяч долларов «Белгазпромбанком»[3]. В 2013 году «Белгазпромбанк» приобрёл на аукционе «Сотбис» картину Сутина «Ева» (продажная цена — 1 805 000 долларов)[4], признанную «самой дорогой картиной в Белоруссии»[5]. В 2018 году коллекция пополнилась третьей картиной Сутина, «Уснувшая читательница, Мадлен Кастен»[6][7].

Кроме Модильяни (Амедео рисовал Сутина не менее пяти раз) известны портреты Сутина работы Мишеля Кикоина, Маревны, Кости Терешковича, Иветты Альд, скульптуры работы Арбита Блатаса.

Литература

Фильмы о Хаиме Сутине

Примечания

  1. Giraudon, Colette. «Chaim Soutine» Архивная копия от 14 мая 2015 на Wayback Machine, from Grove Art Online. MoMA website
  2. Маревна. Моя жизнь с художниками «Улья». — М.: Искусство — XXI век, 2004. — С. 29—31. — 3000 экз. — ISBN 5-98051-013-3.
  3. На Christie’s за 1 млн долларов. Картины Шагала и Сутина возвращаются в Беларусь. TUT.BY (10 апреля 2012). Дата обращения: 10 апреля 2012. Архивировано 2 июня 2012 года.
  4. Описание лота «„Ева“ Хаима Сутина» (англ.). sothebys.com (7 мая 2013). Дата обращения: 18 сентября 2014. Архивировано 1 июля 2020 года.
  5. О. М. На выставке «10 веков искусства Беларуси» покажут картину за миллион. CityDog.by (26 марта 2014). Дата обращения: 16 сентября 2014. Архивировано 27 июля 2014 года.
  6. Уснувшая читательница, Мадлен Кастен. Дата обращения: 28 августа 2021. Архивировано 28 августа 2021 года.
  7. Галина Кожевникова. В Минске появилась третья картина Сутина. Случайно. naviny.by (20 декабря 2018). Дата обращения: 3 января 2019.

Ссылки