Сулейман I

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Сулейман I Кануни»)
Сулейман I
осман. سليمان اول
Süleymân-ı evvel
Османский (турецкий) султан Сулейман I ВеликолепныйОсманский (турецкий) султан Сулейман I Великолепный
22 сентября 1520 года6 сентября 1566 года
Предшественник Селим I Явуз
Преемник Селим II

Дата рождения 6 ноября 1494(1494-11-06)
Место рождения Трабзон, Османская империя
Дата смерти 6 сентября 1566(1566-09-06) (71 год)
Место смерти Сигетвар, Османская империя
Место погребения Мечеть Сулеймание
Отец Селим I
Мать Хафса-султан
В браке 1) Фюлане-хатун
2) Гюльфем-хатун
3) Махидевран-султан
4) Хюррем-султан
Дети шехзаде Махмуд, шехзаде Мурад, шехзаде Мустафа, шехзаде Мехмед, шехзаде Абдулла, Михримах-султан, Разие-султан, Селим II, шехзаде Баязид, шехзаде Джихангир
Отношение к религии ислам суннитского толка
Тугра Тугра

Сулейма́н I Великоле́пный (Кануни́; осман. سليمان اول‎ — Süleymân-ı evvel, тур. Birinci Süleyman, Kanuni Sultan Süleyman; 6 ноября 1494 — ночь с 6 на 7 сентября 1566) — десятый султан Османской империи (1520—1566), и 89-й халиф с 1538 года.

Сулейман считается величайшим султаном из династии Османов; при нём Оттоманская Порта достигла апогея своего развития. В Европе его чаще всего называют Сулейманом Великолепным, в мусульманском мире Сулейманом Кануни.

Молодые годы

Сулейман I родился в Трабзоне, в качестве даты его рождения в различных источниках указываются разные даты, в основном называются две: 6 ноября 1494 года и 27 апреля 1495 года[1]. На табличке, расположенной у места захоронения, указана первая дата. Его отцом был султан Селим I; мать, Хафса-султан, по одной из версий была дочерью крымского хана Менгли I Гирея[2].

До 1512 года Сулейман был бейлербеем в Каффе[3]. На момент смерти отца в 1520 году Сулейман был наместником в Манисе (Магнесия)[4]. В возрасте 26 лет стал султаном. Кардинал Уолси говорил о нём послу Венеции при дворе короля Генриха VIII Тюдора: «Этому султану Сулейману двадцать шесть лет, он не лишён и здравого смысла; следует опасаться, что он будет действовать так же, как его отец»[5].

Политика, внешние войны

Своё правление Сулейман I начал с того, что отпустил на свободу несколько сотен египетских пленников из знатных семей, содержавшихся Селимом в цепях[6]. Европейцы радовались его воцарению, но они не учли, что Сулейман хотя и не был так кровожаден, как его отец, не меньше него любил завоевания. Первоначально он дружил с венецианцами, и Венеция без страха смотрела на его приготовления к войнам с Венгрией и Родосом.

Сулейман I послал к королю Венгрии и Чехии Лайошу (Людовику) II посла с требованием дани[7]. Король был молод, неопытен и шёл на поводу у магнатов, которые гордо отвергли притязания турок и бросили в темницу их посла (по другим сведениям — убили[7]), что стало поводом для начала войны.

В 1521 году войска Сулеймана взяли сильную крепость Шабац на Дунае и осадили Белград. Гарнизон Белграда долго сопротивлялся; последние оставшиеся в живых 400 сдались и были уничтожены турками. В 1522 году Сулейман высадил большое войско на Родос, 25 декабря главная цитадель рыцарей-иоаннитов капитулировала. Хотя турки понесли огромные потери, Родос и близлежащие острова стали владениями Порты. В 1524 году турецкий флот, вышедший из Джидды, разгромил португальцев в Красном море, которое было таким образом временно очищено от европейцев. В 1525 году корсар Хайреддин Барбаросса, ставший вассалом турок ещё шесть лет назад, окончательно утвердился в Алжире; с этого времени алжирский флот становится ударной силой Османской империи в морских войнах.

Барельеф Сулеймана I на Капитолии

В 1526 году Сулейман отправил в поход против Венгрии 100-тысячную армию; 29 августа 1526 года в битве при Мохаче турки наголову разбили и почти полностью уничтожили армию Лайоша II, сам король утонул в болоте во время бегства. Венгрия была опустошена, десятки тысяч её жителей турки увели в рабство. Чехию от подобной участи спасло подчинение австрийской династии Габсбургов: с этого времени начались затяжные войны между Австрией и Турцией, полем битвы которых почти всё время была Венгрия. В 1527—1528 годах турки завоевали Боснию, Герцеговину и Славонию, в 1528 году вассалом Сулеймана признал себя правитель Трансильвании — Янош I Запольяи, претендент на венгерский трон. Под предлогом защиты его прав в августе 1529 года Сулейман взял столицу Венгрии Буду, изгнав из неё австрийцев, а в сентябре того же года во главе 120-тысячной армии осадил Вену, передовые турецкие отряды вторглись в Баварию. Ожесточённое сопротивление имперских войск, а также эпидемии среди осаждавших и нехватка продовольствия вынудили султана снять осаду и отойти на Балканы[8]. На обратном пути Сулейман разорил множество городов и крепостей, уведя тысячи пленных. Новая Австро-турецкая война 1532—1533 годов ограничилась осадой турками пограничной крепости Кёсег, её ожесточенная оборона сорвала планы Сулеймана, намеревавшегося снова осадить Вену. По миру Австрия признала господство Турции над восточной и центральной Венгрией и обязалась платить ежегодную дань в 30 тысяч дукатов. Сулейман больше не предпринимал походов на Вену, тем более что в этой войне ему противостояли не только австрийцы, но и испанцы: братом эрцгерцога Фердинанда I Австрийского, короля Богемии и Венгрии был король Испании и император Священной Римской империи Карл V Габсбург. Однако могущество Сулеймана было так велико, что он с успехом вёл наступательную войну против коалиции самых сильных стран христианской Европы.

Монета, отчеканенная при Сулеймане I. Археологический музей Стамбула
Битва при Мохаче 1526 года

В 1533 году Сулейман возобновил войну с Сефевидским государством (1533—1555 года), которым правил шах Тахмасп I. Воспользовавшись походом сефевидских войск против узбеков Бухарского ханства, которые захватили хорасанские владения Сефевидов, султан в 1533 году вторгся в Иранский Азербайджан[9], где на его сторону перешёл эмир племени текелу — Улама, который сдал туркам столицу Сефевидов Тебриз. В сентябре 1534 года Сулейман с главными силами турок вступил в Тебриз, затем соединился с войсками великого визиря Ибрагима-паши Паргалы, и в октябре их объединённые силы двинулись на юг к Багдаду. В ноябре 1534 года Сулейман I вступил в Багдад[10]. Ему подчинились правители Басры, Хузистана, Луристана, Бахрейна и других княжеств на южном берегу Персидского залива (окончательно Басра была завоёвана турками в 1546 году). В 1535 году Тахмасиб вынужден был снять осаду с Вана и направился в Азербайджан. Две армии сошлись лицом к лицу в окрестностях города Дарджазина (вблизи Хамадана), и сефевидские кызылбаши одержали впечатляющую победу. Испытывавший перенапряжение сил и недостаток снабжения Сулейман I предпринял отступление главной армии в Анатолию, отрядив Мухаммед Пашу и Синан Пашу замедлить возможное преследование со стороны Сефевидов. Эти войска были уничтожены эмирами Тахмасиба Гази Ханом Зулькадаром и Будак Ханом Каджаром, и Османы были вынуждены уступить почти все земли, завоёванные ими в предыдущем году[11].

В 1533 году Хайреддин Барбаросса был назначен капудан-пашой — командующим османским флотом. В 1534 году он завоевал Тунис, но в 1535 году сам Тунис был оккупирован испанцами, которые таким образом вбили клин между турецкими владениями в Африке. Зато в 1536 году Сулейман I заключил тайный союз с французским королём Франциском I Валуа, уже много лет боровшимся с Карлом V за господство над Италией. Алжирские корсары получили возможность базироваться в портах на юге Франции. В 1537 году алжирцы развернули войну против христиан на Средиземном море, Хайреддин ограбил остров Корфу, атаковал побережье Апулии, угрожал Неаполю.

Капудан-паша Хайреддин Барбаросса

В 1538 году Венеция напала на Турцию в союзе с испанцами и папой римским, но Хайреддин опустошил принадлежавшие Венеции острова Эгейского моря, покорил Занте, Эгину, Чериго, Андрос, Парос, Наксос. 28 сентября 1538 года лучший адмирал императора — Андреа Дориа — был разгромлен османским флотом у Превезы. В том же году Сулейман I вторгся в Молдавское княжество и подчинил его, присоединив непосредственно к турецким владениям низовья Днестра и Прута.

В 1538 году турки предприняли большой морской поход в Южную Аравию и Индию. 13 июня османский флот вышел из Суэца, 3 августа турки прибыли в Аден, местный правитель Амир устроил им торжественный приём, но был повешен на мачте, город взят и разграблен. Захватив Аден, турки приплыли к берегам Гуджарата, осадили португальский город Диу, который безуспешно пытались взять. Индийские мусульмане помогали осаждающим, крепость уже была готова сдаться, когда разнёсся слух о приближении португальской эскадры; гуджаратцы заключили мир с португальцами и вероломно перебили осаждавших город турок. Таким образом, попытка султана изгнать европейцев из Индийского океана потерпела неудачу, но в сухопутной войне его полководцы и вассалы одерживали победу за победой. По миру, заключённому с Венецией 20 октября 1540 года, султан заставил её уступить все острова, уже захваченные Хайраддином, а также два города в Морее, ещё оставшиеся у неё — Наполи ди Романо и Мальвазию; Венеция также уплатила контрибуцию в 30 тысяч дукатов. Господство на Средиземном море закрепилось за турками вплоть до сражения при Лепанто, где они потерпели сокрушительное поражение. Затем Сулейман возобновил войну с Австрией (1540—1547) В 1541 году турки взяли Буду, в 1543 году — Эстергом, старую столицу Венгрии, в 1544 году — Вишеград, Ноград, Хатван. По Адрианопольскому миру 19 июня 1547 года Австрия продолжала платить дань Турции; в центральных районах Венгрии был создан отдельный пашалык, а Трансильвания стала вассалом Османской империи, подобно Валахии и Молдавии.

Миниатюра, изображающая Сулеймана Великолепного с армией в походе на Нахичевань (лето 1554 года)

Заключив мир на западе, Сулейман вновь развернул наступление на востоке: в 1548 году турки в четвёртый раз взяли Тебриз (неспособность удержать свою столицу заставила шаха Тахмаспа перенести резиденцию в Казвин), проникли до Кашана и Кума, захватили Исфахан. В 1552 году они взяли Ереван. В 1554 году султан Сулейман I овладел Нахичеванью[12]. В мае 1555 года Сефевидское государство было вынуждено заключить Мир в Амасье, по которому признало переход к Турции Ирака и Юго-Восточной Анатолии (бывшие северо-западные владения государства Ак-Коюнлу); взамен турки уступили Сефевидам большую часть Закавказья, но Западная Грузия (Имерети) также вошла в состав Османской империи.

Франция под давлением общественного мнения христианской Европы вынуждена была разорвать союз с Османами, однако фактически в правление Сулеймана I Франция и Турция по-прежнему блокировались против Испании и Австрии. В 1541 году Хайраддин Барбаросса отразил большой поход испанцев против Алжира, в 1543 году турецкий флот помогал французам во взятии Ниццы, а в 1553 году — в завоевании Корсики.

Отношения Турции с Россией при Сулеймане были напряжёнными. Главной причиной была постоянная вражда Московского государства и Крымского ханства, входящего в состав Османской империи. Вассальную зависимость от Сулеймана в разное время признавали казанские (Сафа-Гирей в 1524 году) и даже сибирские ханы. Казанское и Сибирское ханства надеялись получить от турок дипломатическую и даже военную помощь, но ввиду большой удалённости от Стамбула эти надежды были беспочвенны. Турки эпизодически принимали участие в походах крымцев на Московское царство (в 1541 году — на Москву, в 1552 и 1555 годах — на Тулу, в 1556 году — на Астрахань). В свою очередь в 1556—1561 годах литовский князь Дмитрий Вишневецкий вместе с Данилой Адашевым совершал набеги на Очаков, Перекоп и побережье Крыма, в 1559—1560 годах неудачно пытался взять крепость Азов.

Османская империя в последний год царствования Сулеймана I

В 1550 году турки отвоевали аль-Катиф, захваченный португальцами; в 1547—1554 годах турецкий флот в Индийском океане не раз вступал в бой с португальцами, громил их фактории. В 1552 году турецкая эскадра отняла у португальцев сильную крепость Маскат, но в 1553 году турки были ими разбиты в Ормузском проливе, а в 1554 году — у Маската.

Две новые войны с Австрией в конце правления Сулеймана (1551—1562 и 1566—1568) не привели к сколько-нибудь значительным изменениям границ. В августе 1551 года турецкий флот овладел Триполи, вскоре вся Триполитания (совр. Ливия) подчинилась Сулейману. В 1553 году турки вторглись в Марокко, пытаясь восстановить на престоле свергнутую династию Ваттасидов и таким образом утвердить своё влияние в этой стране, однако потерпели неудачу. Поход турок в Судан (1555—1557) привёл к его подчинению Османам; в 1557 году турки захватили Массауа, главный порт Эфиопии, а к 1559 году завоевали Эритрею и полностью взяли под контроль Красное море. Таким образом, к концу своего правления султан Сулейман I, который ещё в 1538 году принял также и титул халифа, правил величайшей и сильнейшей империей в истории мусульманского мира.

18 мая 1565 года огромный турецкий флот из 180 кораблей высадил на Мальте 30-тысячную армию, однако рыцари-иоанниты, владевшие этим островом с 1530 года, отразили все штурмы. Турки потеряли до четверти армии и в сентябре вынуждены были эвакуироваться с острова.

Могила Сулеймана I на кладбище мечети Сулеймание

1 мая 1566 года Сулейман I выступил в последний — тринадцатый военный поход. Войско султана 7 августа приступило к осаде Сигетвара в Восточной Венгрии. Сулейман I Великолепный скончался в ночь с 6 на 7 сентября в своём шатре во время осады крепости.

Тело султана было привезено в Стамбул и погребено в тюрбе на кладбище мечети Сулеймание рядом с мавзолеем любимой жены Роксоланы. По мнению историков, сердце и внутренние органы Сулеймана I были захоронены на том самом месте, где стоял его шатёр. В 1573—1577 годах по приказу сына Сулеймана и преемника Селима II здесь были воздвигнуты мавзолей, рядом с ним мечеть, дервишский монастырь и небольшая казарма. Эти строения были полностью разрушены во время войны 1692—1693 годов. В 2013 году венгерский исследователь Норберт Пап из университета Печа объявил об обнаружении гробницы в районе деревни Жибот (венг. Zsibót)[13][14].

Религиозная политика

Поскольку Сулейман верил, что он сумеет восстановить мировое единство ислама посредством своего не знавшего себе равных могущества, он также верил и в то, что для него императивом было обеспечение абсолютного господства исламского законодательства в своих собственных владениях. В этом деле источником его вдохновения и поддержки был выдающийся османский ученый Эбуссууд, написавший знаменитые комментарии к Корану и в качестве шейхульислама (1545—1574) долгие годы являвшегося главой всей османских улемов. Сулейман назначил его своим наперсником и советником, называя его в старости «мой брат в этом и ином мирах». Как будет показано далее, Эбуссууд был автором некоторых фундаментальных модификаций в османских законах о земле и налогообложении, подправив их согласно принципам шариата, сформулированным в девятом веке великими имамами. В тот же период претерпели значительные изменения и султанские законодательство и бюрократизация. Об этом новом направлении можно однозначно говорить как о начале более консервативного шариатского османского государства. Одним из деяний Эбуссууда стало строительство мечетей в каждом селении и принуждение сельских жителей к молению в них с целью выявления еретиков. Во имя шариата он проклял еретические секты, тем самым ещё более отдалив туркоман[15].

Такие господствовавшие в среде туркоманов-юрюков — и ставшие с приходом к власти Сефевидов более агрессивными, чем когда-либо — народные религиозные ордены (тарикаты), как календери, хайдари и бекташи, превратились в наиболее серьёзную угрозу патримониальной абсолютной власти османского султана. Под влиянием баба̀-календери, анатолийские туркоманы-юрюки, которые под покровительством Сефевидов теперь чаще всего назывались кызылбашами, а также подвластное наследственным беям население придунайских пограничных территорий того же происхождения стали составлять крупные группы населения, бросившие вызов Сулейману в ужасном восстании 1527 года. Истинной причиной этих вспышек был социальный конфликт между кочевниками-скотоводами и оседлым населением. В правление Сулеймана экспансия зависевшего от тимариотов-сипахов земледельческого населения ускорилась за счет пастбищ туркоманов. Результатом этого стал взрывной рост (более чем в 40 %) населения в рассматриваемый период. Следуя традициям ближневосточной имперской системы, бюрократический аппарат Сулеймана систематически поощрял и поддерживал интересы земледельцев против скотоводов в рамках определённой земледельческой организации (системы чифт-ханэ) и демонстрировал энергичную идеологическую и военную реакцию, направленную против туркоманских повстанцев[15].

Особенно ожесточенный характер конфликту придало то обстоятельство, что со времен Османа Гази туркоманские баба̀, бывшие столь влиятельными в приграничном обществе, продолжали, как и в былые времена, притязать на наставничество над султанами. Веруя в эзотерическую суфийскую концепцию о «велаяте» (святости), баба̀, духовные предводители туркоманов, стремились к удержанию султанов под собственным влиянием. Главный баба̀, называвшийся «Столпом Мира», считался абсолютным воплощением Бога во Вселенной, или Божественной Истиной (аль-хакк), или посланником Бога. Они верили в то, что он управляет всем и вся в этом мире, включая султана и его поступки. Последователи баба̀ обладали фанатичной верой во все это и не обладали никакой верностью султану. Баба̀ без колебаний использовал все символы верховной власти — трон, корону, скипетр, а также царские титулы султана, хюнкара и шаха. По его словам, султан был обязан советоваться с ним и получать от него разрешение во всех вопросах, включая военные и политические — в противном случае на страну обрушится божественное наказание в виде поражений, природных бедствий, землетрясений, эпидемий или голода. Не только его непосредственные последователи, но и широкие массы простолюдинов среди оседлого населения верили в баба̀ и почитали его при жизни, и после смерти баба̀ вокруг его могилы возникал культ почитания святого и появлялся новый религиозный орден. Это был очень важный аспект турецкой жизни в сельской местности и городках, шокировавший иностранцев и в эпоху Сулеймана, и позднее. Баба̀ и культ святых были настолько сильны в обществе, что османские султаны были вынуждены, будь то из набожности или политической потребности, разделять всеобщий энтузиазм по отношению к ним. Следуя традиции, каждый султан имел своего собственного шейха-фаворита и поддерживал — или делал вид, что поддерживает — с ним близкие отношения. Но те из шейхов, которые принимали покровительство султанов, переходили под их патримониальный контроль. Однако радикальные баба̀-календери никогда не принимали султанское покровительство и оставались со своими кызылбашами в качестве воинствующих вожаков своей паствы[15].

Для удовлетворения народных чаяний некоторые из османских султанов, например, Мурад I или Баязид II, принимали роль «вели» в народном воображении, и населению сообщали о совершенных ими чудесах. По этой причине считалось, что султанам-вели следуют все группы общества. Временами и Сулейман упоминался в качестве «повелителя и явного, и скрытого миров». Но с принятием Исмаилом I «вилайи» (велаета) — духовной власти над туркоманами в Османской империи — Сефевиды в Иране заполучили громадное преимущество перед Османами[15].

В 1512—1520-х, в бытность губернатором Манисы в юные годы, Сулейман часто посещал текке шейха тариката хальвети Мусы Муслихуддина, также известного как Меркез Эфенди, и испытывал моменты экстаза в ходе ритуалов. После того, как он стал султаном, Сулейман продолжил поддерживать близкие отношения с мистиком и назначил его проповедником стамбульской Большой мечети Айя-София. Интересно, что Джелальзаде, рациональный бюрократ и близкая к султану личность, не любил шейха и не скрывал своих чувств в присутствии султана. Несмотря на то, что Сулейман остался верен своему старому другу Меркез Эфенди, который также был консервативным хальвети, он никогда не ассоциировал себя с эзотерическими духовными орденами. В своей религиозной политике султан Сулейман задал новое направление, систематически следуя политике пуританского суннизма, и при помощи своих шейхульисламов — сперва Кемальпашазаде, а затем Эбуссууда, стремился преобразить основные османские государственные учреждения в соответствии с принципами шариата исламской религии. Таким образом, в его правление османское государство, оставив исторически развившийся эклектичный характер пограничного государства, превратилось в довольно достойного преемника классического исламского Халифата в своей политике, учреждениях и культуре[15].

Портрет турецкого султана Сулеймана I

Личная жизнь

Сулейман I покровительствовал поэтам (Бакы и др.), художникам, архитекторам, сам писал стихи, под псевдонимом Мухибби[источник не указан 2107 дней], считался умелым кузнецом и лично принимал участие в отливе пушек, а также увлекался ювелирным делом. Грандиозные постройки, созданные в его правление — мосты, дворцы, мечети (самая знаменитая — мечеть «Сулеймание», вторая по величине в Стамбуле) стали образцом османского стиля на столетия вперёд. Бескомпромиссный борец со взяточничеством, Сулейман сурово наказывал чиновников за злоупотребления; он завоевал расположение народа добрыми делами, отпускал насильно вывезенных ремесленников, строил школы.

Первая наложница, родившая Сулейману сына, — Фюлане. Эта наложница родила в 1512 году сына Махмуда, который умер во время эпидемии оспы 29 ноября 1521 года. В жизни султана она не сыграла практически никакой роли, умерла в 1550 году.

Вторую наложницу звали Гюльфем-хатун. В 1513 году она родила султану сына Мурада, который тоже умер от оспы в 1521 году[16][1]. Гюльфем была отлучена от султана и больше детей не имела, однако долгое время оставалась султану верным другом. Гюльфем задушили по приказу Сулеймана в 1562 году.

Третьей наложницей султана была Махидевран-султан, также известна как Гюльбахар («Весенняя роза»), предположительно черкешенка[17][18][19]. Махидевран была матерью нескольких шехзаде, включая Мустафу (1515—1553). Он был весьма популярен в народе[20]. В 1553 году в ходе войны против персов Мустафа был казнён по обвинению в заговоре. Махидевран была выслана в Бурсу, где и умерла в 1580/1581 году. Она была похоронена рядом с сыном в мавзолее шехзаде Мустафы в Бурсе[20].

С любимой женой — Роксоланой. Худ. Антон Хикель[англ.]

Четвёртой фавориткой и единственной наложницей Сулеймана, с которой в 1534 году он заключил официальный брак, стала Хюррем-султан. В Европе она стала известна как Роксолана. Достоверных данных об имени девушки до попадания в гарем и точном происхождении нет, однако известно, что она была захвачена татарами при набеге на территории, находящиеся сейчас на западе Украины, а в то время относившиеся к Королевству Польскому либо Великому княжеству Литовскому[21][22][23].

В 1521 году у Хюррем и Сулеймана родился сын Мехмед[24], в 1522 году — дочь Михримах, в 1523 году — сын Абдулла, а в 1524 году — Селим. В 1525 году у них родился сын Баязид, но в том же году скончался Абдулла[16]. В 1531 году Роксолана родила султану сына Джихангира.

Ставленником Роксоланы на посту великого визиря был Рустем-паша (1544—1553 и 1555—1561), за которого она выдала замуж свою 17-летнюю дочь Михримах. Слухи и спекуляции того времени гласили, что к концу правления Сулеймана I борьба за трон между его сыновьями стала очевидной. Мустафа был казнён; несколько дней спустя был также казнён семилетний сын Мустафы, Мехмед[25]. Неизвестно, действительно ли Мустафа собирался свергнуть султана или же его оговорили[20].

Наследником престола стал Селим, сын Роксоланы; однако после её смерти (1558 год) поднял мятеж другой сын Сулеймана от Роксоланы — Баязид (1559 год). Он был разбит своим братом Селимом в сражении при Конье в мае 1559 года и попытался укрыться в сефевидском Иране, но шах Тахмасп I выдал его отцу за 400 тыс. золотых, и Баязид был казнён (1561 год). Были убиты также пятеро сыновей Баязида (младшему из них было три года).

Шехзаде Баязид в шатре отца во время третьей иранской кампании. Миниатюра

Существует версия о том, что у Сулеймана была ещё одна дочь, пережившая младенчество, — Разие-султан. Была ли она кровной дочерью султана Сулеймана, и кто её мать — доподлинно неизвестно; историк Чагатай Улучай предполагает, что её матерью была Махидевран. Косвенным подтверждением существования Разие может служить то, что есть захоронение в тюрбе Яхьи-эфенди с надписью «Беззаботная Разие Султан, кровная дочь Кануни Султана Сулеймана и духовная дочь Яхьи Эфенди»[26].

Энтони Алдерсон пишет о том, что у Сулеймана I было ещё две дочери помимо Михримах, одна из которых достигла зрелости и даже была выдана замуж, а другая скончалась в 1521 году[27].

В культуре

Галерея

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Yılmaz Öztuna. Kanûnı̂ Sultan Süleyman. — Kültür Bakanlığı, 1989. — P. 163. — ISBN 9751703743, 9789751703743. Архивная копия от 3 февраля 2018 на Wayback Machine
  2. M. Th Houtsma. First encyclopaedia of Islam: 1913-1936. — BRILL, 1993. — С. 522. — ISBN 9004097961, 9789004097964. Архивная копия от 25 июня 2020 на Wayback Machine
  3. Екатерина Николаевна Кушева. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией: вторая половина XVI - 30-е годы XVII века. — Изд-во Академии наук СССР, 1963. — С. 201.
  4. Сулейман, султан // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  5. Кинросс Лорд. Расцвет и упадок Османской империи. — М.: КРОН-ПРЕСС, 1999. — С. 214. — ISBN 5-232-00732-7.
  6. Турция // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  7. 7,0 7,1 Турецкие войны // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  8. И. Б Греков, Институт славяноведения и балканистики (Академия наук СССР). Османская империя и страны Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы в XV-XVI вв: главные тенденции политических взаимоотношений. — М.: Наука, 1984. — С. 165.
  9. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1958. — 390 с. Архивная копия от 23 мая 2014 на Wayback Machine
  10. Кинросс Лорд. Расцвет и упадок Османской империи. — М.: КРОН-ПРЕСС, 1999. — С. 247—248. — ISBN 5-232-00732-7.
  11. C. P. Mitchell, «The sword and the pen: Diplomacy in early Safavid Iran, 1501—1555», p. 223—224
  12. История народов Северного Кавказа с древнейших времён до конца XVIII в.. — М.: Наука, 1988. — С. 313.
  13. Suleiman’s Heart Divides and Then Unites Two Countries Архивная копия от 11 декабря 2015 на Wayback Machine; Norbert Pap. Nagy Szulejmán szultán szigetvári türbéjének kutatása (1903—2015) / The research history of the tomb of Suleiman the Magnificent in Szigetvár (1903—2015) // Kelet-Mediterrán és Balkán Tanulmányok Központja, v. IX, 2015, no 2, S. 2-19.
  14. Обнаружена могила османского султана Сулеймана Великолепного: Наука: Наука и техника: Lenta.ru. Дата обращения: 10 декабря 2015. Архивировано 11 декабря 2015 года.
  15. 15,0 15,1 15,2 15,3 15,4 H. Inalcik, «State, Sovereignty and Law During the Reign of Süleymân», стр. 70—72
  16. 16,0 16,1 Sir H. A. R. Gibb. The Encyclopaedia of Islam. — Brill Archive, 1979. — Т. 5, части 79-80. — С. 66.
  17. Yermolenko, 2013, p. 2.
  18. Avtorkhanov, Broxup, 1996, p. 29.
  19. Peirce, 1993, p. 55.
  20. 20,0 20,1 20,2 Peirce, 1993, p. 56.
  21. «donna di nazion russa» (Bragadino);
    «[donna] … di nazione russa» (Navagero);
    «Sultana, ch’è di Russia» (Trevisano). Yermolenko G. Roxolana: «The Greatest Empresse of the East» Архивная копия от 17 мая 2017 на Wayback Machine
  22. «и любимейшая жена нынешнего турецкого императора мать перворожденного [сына] его, который будет править после него, похищена была из земли нашей». Михалон Литвин. О нравах татар, литовцев и москвитян Архивная копия от 20 января 2013 на Wayback Machine
  23. Самуил Твардовский писал, что турки рассказывали ему о том, что Роксолана была дочерью православного священника из Рогатина. Przewazna legacja J.O. Ksiazecia Krzysztofa Zbaraskiego
  24. Peirce, 1993, p. 59.
  25. Kinross, 2002, p. 233.
  26. Uluçay, 1985, pp. 35, 39.
  27. Alderson, 1956, Table XXX.

Литература

Ссылки