Станция имени Тараса Шевченко
Станция | |
Имени Тараса Шевченко укр. Імені Тараса Шевченка | |
---|---|
им.Тараса Шевченко — Гребёнка им. Тараса Шевченко — Знаменка им. Тараса Шевченко — Помошная им. Тараса Шевченко — Цветково | |
Одесская железная дорога | |
49°12′09″ с. ш. 31°53′51″ в. д.HGЯO | |
Отделение ж. д. | Шевченковское |
Дата открытия | 1876 год[1] |
Прежние названия | Бобринская |
Тип | узловая |
Количество путей | >15 |
Тип платформ | боковая, островная |
Форма платформ | прямая |
Длина платформ, м | 800 |
Выход к | пер. Якова Водяного |
Расположение |
Украина Черкасская область Смела |
Расстояние до Киева | 212 км |
Имени Тараса Шевченко (укр. Імені Тараса Шевченка; ранее — Бобринская) — узловая железнодорожная станция в городе Смела Черкасской области Украины. Названа в честь украинского поэта Тараса Шевченко.
Краткая характеристика
Крупный транспортный узел юго-западного направления Украинских железных дорог — участковая узловая электрифицированная железнодорожная станция Шевченковской дирекции Одесской железной дороги, расположена на пересечении основных магистралей.
На станции расположены локомотивное, пассажирское и грузовое вагонные депо. К локомотивному депо приписаны тепловозы магистральные 2ТЭ10У и 2ТЭ10УТ, 2ТЭ10М, ТЭП70, маневровые ЧМЭ3, также имеются колонны локомотивных бригад, работающих на пассажирских электровозах ЧС4 и ЧС8, следующих с поездами с Казатина и Киева до станций Пятихатки-Стыковая и Долинская/Тимково, где меняется род тяги.
Незначительный объём работ бригады ТЧ-5 им. Т. Шевченко выполняют на электровозах ВЛ80Т депо Знаменка и электровозах ВЛ80С депо Подольск. Имеется филиал пригородного депо Христиновка, бригады которого работают на дизель-поездах Д1.
История
В январе 1870 года, по поручению императора Александра II, министр путей сообщения Российской империи Владимир Алексеевич Бобринский разработал проект по строительству новых железных дорог, включив в него пять линий из предыдущих планов министерства и несколько новых, в том числе и Фастовскую железную дорогу, протяжённостью 334 версты
Предполагалось, что линия изначально должна была проходить от Фастова до Знаменки, соединяя две уже существующие магистрали — Киево-Брестскую и Харьково-Николаевскую.
Граф Бобринский при поддержке украинских сахарозаводчиков предложил провести ещё одну ветку для ускорения и удешевления доставки сахара и сельхозпродукции до портов на Днепре.
После того как император согласился с дополнительными 33 верстами, желающих финансировать проект значительно прибавилось. В правление акционерного общества Фастовской железной дороги вошли влиятельные инвесторы Самуил Поляков, Антон Варшавский и Пётр Губонин.
В результате открытия концессии, к 1876 году были построены: 21 станция с паровозными сараями и водонапорными башнями, многочисленные складские и служебные помещения, в том числе и называемые «сахарными» — станции Смела и Бобринская. Последнюю назвали в честь Владимира Алексеевича. К моменту запуска дороги в промышленную эксплуатацию он уже не являлся министром, но название станции менять не стали.
Регулярное движение поездов на участках Фастов — Знаменка — Бобринская — Черкассы началось в 1876 году. Главной и самой большой станцией этой линии, как раз и стала Бобринская[2] — там находилось управление дороги. Дорога стала важнейшей магистралью, связавшей запад, центр и восток Украины с Черноморскими портами и всей империей[3][4].
Накануне Первой мировой войны станция была переоборудована. В это время была построена железная дорога Одесса-Москва, и через станцию пошел поток поездов с юга в центр Российской империи. В 1897 году Фастовская дорога была поглощена Юго-Западными железными дорогами, а с 1936 года отнесена к Одесской железной дороге.
Второе переоборудование станция пережила в 1958-64 годах, тогда же на станции появилась электрификация. В 1991 году вошла в состав Украинских железных дорог. С 2005 по 2008 год на станции проходила реконструкция, в связи с открытием скоростной линии Киев — Днепропетровск.
Пассажирское движение
Пассажирский терминал станции имеет два вокзала — северный и южный. С северного вокзала можно уехать в сторону Киева, Львова, Житомира, Ковеля, а с южного в Знаменку, Черкассы, Золотоношу, Конотоп, Москву, Одессу, Николаев и Херсон. На станции останавливаются все пассажирские и пригородные поезда.
Перевозчик | Дистанция | Направления и расписание |
---|---|---|
Украинская железная дорога | Дальнее следование и пригородное сообщение | УЗ |
Культурное наследие
В 1976 году на территории станции открыт мемориальный комплекс, состоящий из паровоза Су 216-32 и старого пассажирского вагона в котором располагается музей станции.
Изображение | Наименование объекта | Адрес | Национальный реестр |
---|---|---|---|
Паровоз Су 216-32 и вагон-музей c памятной мемориальной стелой | территория станции |
Примечания
- ↑ Архангельский, Архангельский, 1981.
- ↑ ЭСБЕ, 1891.
- ↑ Андреев, 1898, с. 580—596.
- ↑ Цалик, 2014.
Литература
- Андреев П. Н. Иллюстрированный путеводитель по Юго-Западным казённым железным дорогам / Сост. по распоряжению г. нач. Юго-Зап. ж. д. П.Н. Андреевым, зав. Конторою по экон. исслед. района Ю.-З. ж. д.. — Киев: Юго-Зап. ж. д., тип. С. В. Кульженко, 1898. — 594 с.
- Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР : Справочник. — М. : Транспорт, 1981. — 100 000 экз.
- Україна. Атлас залізниць. Масштаб 1:750 000 (укр.). — Киев: «Картография», 2008. — 80 с. — ISBN 978-966-475-082-7.
Статьи и публикации
- Станислав Цалик. История министра путей сообщения графа Бобринского // Капитал : журнал. — 2014. — 22 августа.
Ссылки
- Бобринская // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1891. — Т. IV. — С. 129.
- ст. им. Тараса Шевченко: 420008. Справочник станций . ОАО РЖД (2020). Дата обращения: 18 мая 2020.
- Карта-схема Одесской железной дороги // Официальный сайт. — 2020. — 1 квітня. — Дата обращения: 18.05.2020.
- 420008: ст. им. Тараса Шевченко . База данных. OSM (2020).
- Станция им. Тараса Шевченко . каталог. Railwayz. info (2020).
- Внешние медиафайлы