Древнеирландское право

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Средневековое ирландское право или древнеирландское право (иногда используются устаревшие английские термины брегонский закон или «закон брегонов» (англ. brehon law) — свод древнеирландских законов, действовавших на всём острове до вторжения англичан; в некоторых общинах Коннахта, Мунстера и Ольстера ирландское право продолжало действовать вплоть до эпохи королевы Елизаветы, то есть до начала XVII века. Английское название происходит от др.‑ирл. brithem «судья». В самих текстах обобщающее название традиционных ирландских правовых норм — fénechas; иногда также употребляется термин bérla Féne «речения фениев»[1].

Источники

Древнейшая рукопись законов, сохранившаяся до настоящего времени, относится к XII веку. Большинство юридических рукописей датируются XIV—XVI в.; значительная часть их хранится в библиотеке дублинского Тринити-колледжа. Первой крупной публикацией памятников древнеирландского права стала серия «Древние законы Ирландии» (Ancient Laws of Ireland)[2]. Это издание было подготовлено к печати крупнейшими ирландскими историками и антикварами XIX в. — Ю. О’Карри и Д. О’Донованом. Оба они не дожили до выхода книги; редакторы 1-4 томов, не владевшие ирландским языком, допустили множество ошибок как в текстах, так и в переводе. Только последние два тома редактировал специалист-кельтолог — Р. Аткинсон. В XX в. появились более точные научные издания отдельных юридических трактатов с английским или немецким переводом. Серию публикаций по древнеирландскому праву выпустил в 1920—1930-х годах Р. Турнейзен. Затем его дело продолжил Д. Э. Бинчи; сравнительно полное дипломатическое издание ирландских юридических трактатов (без перевода) было выпущено им только в 1978 году[3]. Corpus Iuris Hibernici содержит практически все сохранившиеся тексты и их варианты. Многие тексты до сих пор остаются не переведёнными на какой-либо другой язык.

Известны как отдельные законодательные трактаты по определённым темам (как, например, Críth Gablach, «Разветвлённая покупка» — трактат, посвящённый вопросам статуса людей внутри племени), так и сборники юридических документов. Крупнейший сборник носит название «Senchas Már», то есть «Великая старина». По легенде, он относится к эпохе просветителя Ирландии, святого Патрика, который много содействовал, как передаёт легенда, брегонам в составлении свода юридических обычаев страны.

Можно считать несомненным, что юридические тексты представляют собой древнейшие памятники ирландской письменности. Современные исследования показывают, что некоторые тексты возникли уже в конце VII в. Уже в IX—X в. к текстам начинают появляться глоссы, пояснявшие слишком кратко сформулированные нормы права или неясные понятия. Общий характер и некоторые отдельные статьи отличаются точностью и полнотою определения, что особенно заметно при сравнении с другими юридическими сборниками, известными под общим названием «варварские правды» (Leges barbarorum).

Основные нормы ирландского права

Земельное право и статус

В «Сенхас-море» на первом плане ежегодные переделы пахотной земли, считавшейся в общинном владении; такое разделение существовало у кельтов в самые отдалённые времена, в Ирландии сохранялось до 1782 г., а в горных общинах Шотландии и Уэльса встречается и ныне. Хотя кельты не препятствовали отдельным членам общины приобретать в личную собственность участки земли, но подворное, или хуторное, хозяйство у них не привилось и члены семьи (законные и незаконные) сообща пользовались пахотною и пастбищною землями, а также всякими продуктами в хозяйстве. Сама семья занимала общую усадебную постройку, называемую crich; несколько таких «крихов» образовывали túath (нечто вроде баронства), которые соединялись в mór túath, соответствующий отчасти русской волости.

Позднее явились в «мор туате» главари, называемые rí («король»); сила и значение таких ри зависела от многих причин, среди которых немаловажное значение имели fuidhir (буквально значит ломанный человек), напоминающие древнерусского изгоя.

Личность, удалённая за что-нибудь из клана, а следовательно, лишённая земельных и наследственных прав, становилась fuidhir и приискивала себе покровителя среди королей; королёк давал ему участок пустующей земли, за которую изгой обязывался лично служить своему покровителю с оружием в руках.

Уже в отдалённые времена вокруг королей собирались довольно многочисленные дружины земледельцев-воинов, которые, конечно, содействовали усилению власти королей и гнёту народа; таким образом, постепенно, из скромных главарей возникли политически сильные короли, которых в Ирландии было пять (Ульстер, Мунстер, Коннахт, Лейнстер и Мит, принадлежащие фамилиям О’Нейль (О’Нил), О’Бриен (О’Брайен), О’Коннор, Мак-Моруг и О’Мелаглин).

Сословных степеней было несколько, но большим значением пользовались aire («благородные»), которые, согласно Senchаs már и другим законодательным трактатам, должны были обладать определённым количеством скота, земледельческих орудий, домашнего скарба (перечисление которого указывает на простоту условий жизни в ту отдалённую эпоху), наконец, определённых размеров домом с двором, площадь которого была различна для каждой сословной степени. Обыкновенно бревенчатый дом у высших классов занимал в длину 17 до 27 ф., а ширина двора определялась главою дома, который садился на порог входной двери и бросал перед собою известную тяжесть, остановка которой определяла границу сдворочного места.

Кроме свободных граждан общины, имевших право владеть землёй, избирать и быть избираемыми на общественные должности, у ирландцев существовали рабы, контингент которых пополнялся благодаря разбойничьим морским набегам в Шотландию, Южную Англию и Бретань; рабы обрабатывали землю, пасли стада своих хозяев и не пользовались никакими правами, пока землевладелец-дворянин не находил возможности предоставить им звание своих арендаторов, называемых также часто fuidhir.

Выше отпущенных на свободу рабов стоял класс людей, соответствующий римским клиентам, туземного происхождения и называемый faifs; за право пользования земельным участком эти faifs вносили один из трёх разрядов оброка, смотря по соглашению с юридическим владельцем земли; этот оброк состоял почти исключительно из сельскохозяйственных продуктов и только позднее перешёл на деньги.

Как у большинства доисторических народов, монетною единицею ирландцев был скот и, главным образом, корова. Благосостояние свободных людей зависело главным образом от земли, а потому в законе брегонов старательно разработаны все юридические отношения к землевладению и переходу прав собственности от одного лица к другому.

Брак и семья

Одинаково подробно, хотя не всегда ясно, рассмотрены брачные отношения; в этих делах верховная юрисдикция принадлежала римскому папе, но благодаря дальности расстояния на «зелёном» острове развились своеобразные отношения между мужем и женою.

Расторжение брака было делом обыденным, и законодатели позаботились только об охранении имущественных прав как законной жены, так и незаконной; законная жена имела право уступать своё имущество полностью или по частям кому угодно, контролировала распоряжения мужа и могла выделить свою долю из общего владения, если её беспокоили притязания незаконной жены.

Дети почти никогда не воспитывались дома, а отдавались за известную плату одному из бедных оброчников или арендаторов, у которого девочки оставались до 14 лет, а мальчики до 17 лет. Если ребёнок умирал ещё очень маленьким, то заменялся другим; выросший воспитанник был обязан содержать приёмных родителей до своей смерти.

Уровень образования был, конечно, невысок: девочки должны были выучиться плести корзины, молоть на ручной мельнице, печь хлебы и «обряжать» скотину; для аристократок курс ученья дополнялся искусством прясть, кроить, шить и вышивать; мальчиков учили обжигать кирпичи, обрабатывать землю и рубить дрова, а аристократам преподавали верховую езду, плаванье, метанье пращей и шахматную игру. Пища была для всех одинаковая и однообразная; одежда, выдаваемая родителями, была скромная, и только дети королей носили шёлк; за убытки, наносимые детьми, пеню, или «éric», платили приёмные родители.

Судопроизводство. Другие юридические нормы

Штрафы (пени) были единственным оружием в руках брегонов, которые не имели вообще возможности налагать других наказаний на виновных. Штрафы получали частично родственники пострадавшего, частично король; лицо, не имеющее возможности уплатить пеню, попадало в рабство. Арест не выражался заключением в тюрьму, а виновного заковывали в кандалы. Смертная казнь за убийство свободного человека была введена позднее католическим духовенством, приобретшим большое значение в стране.

Дороги, мосты, паромы и принадлежности рыбной ловли содержались за счёт общины, которая также заботилась о поддержании укреплений и крепостей, оберегающих túath от нападений соседних кланов. Воинская повинность исполнялась всеми способными носить оружие, мужчинами и женщинами безразлично; только предписание епископов в конце VII века (так называемый «Закон Адомнана») заставило женщин отказаться от военной службы.

Относительно судопроизводства сведений сохранилось очень мало; известно только, что были различные инстанции, обвинители, или прокуроры, и защитники. Границы земельных участков определялись межами и межевыми ямами; последние устраивались с теми же церемониями, которые доныне соблюдаются в русских деревнях, а именно засыпка углём и камнями, а также сечение мальчиков. Иногда границу участка определял огамический камень с именем предка.

Примечания

  1. Dictionary of the Irish Language, s.v. fénechas [1] (недоступная ссылка)
  2. Ancient laws of Ireland / Ed. W.N. Hancock, T. O’Mahony, A. G. Richey, W. M. Hennessy and R. Atkinson, text and trans. J. O’Donovan, E. O’Curry. Vols. I—VI. Dublin, 1865—1901.
  3. Corpus Iuris Hibernici / Ed. D.A. Binchy. Vol. I—VI. Dublin, 1978.

Литература