Местное самоуправление в Москве
Ме́стное самоуправле́ние в Москве — совокупность органов муниципальной (местной) власти в городе Москве. Местное самоуправление организовано в границах муниципальных образований, в ведении которых находятся вопросы местного значения, то есть вопросы, связанные с непосредственным обеспечением жизнедеятельности жителей муниципального образования[1].
Каждое муниципальное образование имеет выборные органы местного самоуправления, устав, определяющий его деятельность, муниципальную собственность и местный бюджет, а также вправе иметь собственную символику (герб, эмблему, флаг и др.)[1]. Статус внутригородских муниципальных образований определяется Уставом города Москвы, законами города Москвы (в частности законом «Об организации местного самоуправления в городе Москве») и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
История местного самоуправления в Москве
Организация действующей в настоящее время системы местного самоуправления в Москвее началось после принятия постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 июля 1991 года «О разграничении компетенции органов власти и управления в городе Москве»[2]. В ходе этой реформы одноуровневая система деления Москвы на районы была заменена на двухуровневую: административные и муниципальные округа.
Муниципальные округа
Муниципальные округа — территориальные единицы местного самоуправления, которые были сформированы в Москве в 1991—1992 годах. Первыми муниципальными округами стали «Братеево» и «Крылатское»[3]. Они были образованы в 1991 году согласно постановлению Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 марта 1991 года № 953-I «О предложении Моссовета по созданию экспериментальных муниципальных округов».
Предварительный список готовящихся к образованию муниципальных округов был опубликован в распоряжении Мэра Москвы от 5 июля 1991 г. № 41-РМ «О проведении работы по формированию муниципальных округов в г. Москве»[4]. 1 августа 1991 года вышло распоряжение «Об утверждении Временного положения об органах управления в муниципальном округе Москвы»[5].
Чуть позднее, 12 сентября 1991 года, было подписано распоряжение мэра Москвы «Об установлении временных границ муниципальных округов Москвы»[6]. Согласно этому распоряжению территория Москвы была разделена на административные округа, которые в свою очередь делились на 125 муниципальных округов[6]. При этом в Центральном административном округе муниципальные округа не создавались[3][5], в нём было предусмотрено создание территориально-отраслевых органов городского управления[7].
Распоряжением Мэра от 24 апреля 1992 г. № 106-РМ было утверждено Положение о муниципальном округе (районе) в г. Москве, в котором муниципальный округ (район) определялся как первичная административно-территориальная единица города Москвы[3]. В Положении также указывалось, что границы муниципального округа (района) устанавливаются Мэром по представлению префекта административного округа. Исполнительную власть в муниципальном округе осуществлял супрефект, который фактически являлся главой муниципального округа[3].
После ряда изменений границ (см. подробнее таблицу ниже) к июлю 1995 года число муниципальных округов составило 121.
Деление города на районы
5 июля 1995 года был принят закон «О территориальном делении города Москвы»[8], в котором муниципальные округа были заменены районами. В законе говорилось о 10 административных округах, в состав которых вошли 128 районов (в том числе три посёлка с правами районов — Внуково, Восточный и Северный), а также территориальные единицы с особым статусом (ТЕОС)[8].
Органами исполнительной власти в районах были объявлены районные управы.
Районная управа осуществляла установленные законодательством функции органа местного самоуправления по вопросам местного значения, за исключением вопросов, отнесенных законодательством города Москвы к компетенции органов городского самоуправления. Она состояла из районного Собрания, администрации Управы (администрации района) и главы Управы, который возглавлял районное Собрание и администрацию Управы[3].
Закон «Об организации местного самоуправления в городе Москве»
6 ноября 2002 года был принят закон № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве». Согласно этому закону Москва была разделена на муниципальные образования — территории, в границах которых осуществляется местное самоуправление[31].
По типу муниципальные образования в Москве относятся к внутригородской территории города федерального значения[32].
Территория и границы внутригородских муниципальных образований определяются законом «О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве»[33].
Важно, что согласно закону 2002 года (в отличие от положения 1992 года) муниципальные образования не являются объектами административного деления, они лишь создаются на определённой территории, которая не обязательно должна быть привязана к административному делению.
Фактически закон «Об организации местного самоуправления в городе Москве» закрепил двойственность муниципального (муниципальные образования) и территориального (районы) деления в Москве и разграничил полномочия органов местного самоуправления. На одной и той же территории действует муниципальная власть (Совет Депутатов и муниципалитет) и административная власть (управа района).
Изменения в 2012 году
С 2002 по 2012 год все муниципальные образования Москвы обладали одинаковыми полномочиями. После расширения территории Москвы в 2012 году и включения 21 нового муниципального образования из Московской области появилось 3 типа муниципальных образований, полномочия которых несколько различаются[34]:
- муниципальный округ — муниципальное образование, созданное в границах районов «старой» Москвы. Статус муниципального округа получили все 125 муниципальных образований, существовавших в Москве до 2012 года;
- городской округ — муниципальное образование, имевшее статус городского округа в составе Московской области до 1 июля 2012 года. Этот статус получили городской округ Троицк и городской округ Щербинка;
- поселение — муниципальное образование, имевшее статус городского или сельского поселения в составе Московской области до 1 июля 2012 года. Статус поселения получили 19 муниципальных образований.
Таким образом, с 2012 года в законодательстве Москвы вновь появился термин «муниципальный округ», но теперь уже не в качестве административно-территориальной единицы, а в качестве одного из типов муниципальных образований.
Расширения полномочий органов местного самоуправления
В мае 2012 года мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что полномочия муниципальных образований Москвы должны быть существенно расширены[35] Мэр заявил: «Ответственность за ситуацию в районе теперь будет делиться между управами и местным самоуправлением 50 на 50»[35].
В июле 2012 года был принят закон № 39, согласно которому полномочия органов местного самоуправления в муниципальных округах (районах «старой» Москвы) расширены с 1 августа 2012 года[36].
Депутаты муниципальных собраний муниципальных округов получат право:
- ежегодно заслушивать доклады главы управы района, руководителя государственного учреждения города Москвы инженерной службы района, руководителя многофункционального центра предоставления государственных услуг, руководителя амбулаторно-поликлинического учреждения муниципального округа, руководителя центра социального обслуживания населения муниципального округа[36][37]
- выражать недоверие главе управы района[36][37];
- согласовывать ежегодный адресный перечень дворовых территорий для проведения работ по благоустройству, список многоквартирных домов для проведения капитального ремонта[36][37], а также контролировать ход выполнения этих работ;
- согласовывать выбор земельного участка для размещения гаражей и объектов религиозного назначения[36][37];
- согласовывать проект градостроительного плана земельного участка для объектов капитального строительства площадью до 1500 м²[36][37];
- согласовывать проект схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также сезонных кафе[36][37];
Важно отдельно отметить, что данное расширения полномочий относится только к муниципальным образованиям «старой» Москвы.
Проблемы местного самоуправления в Москве
По мнению аспиранта кафедры гражданского и предпринимательского права Московского гуманитарного университета Никиенко К. Г. Закон города Москвы «О местном самоуправлении» не полностью соответствует ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вследствие чего в муниципальных образованиях «старой» Москвы полномочия органов местного самоуправления существенно урезаны по сравнению с муниципальными образованиями «новой» Москвы. В качестве решения данной проблемы предлагается на уровне административных округов в «старой» Москве создать городские округа с выборным представительным органом и выборным главой городского округа с сохранением местных органов власти в лице префекта и префектуры округа, а также с сохранением низовой ступени органов местного самоуправления на районном уровне[38].
Изменения в 2024 году
Законами Москвы от 8 мая 2024 года прежнее деление двух административных округов Новой Москвы на 21 внутригородское муниципальное образование (19 поселений и 2 городских округа) и 21 территориальную единицу (21 поселение) было упразднено и заменено разделением на 7 муниципальных округов и 1 городской округ и, соответственно, на 8 районов, с соответствующими изменениями на уровне органов местного самоуправления и государственной власти, а также были скорректированы границы ряда муниципальных округов и соответствующих районов[39][40][41][42].
Органы местного самоуправления
Органами местного самоуправления в муниципальном образовании Москвы являются[1]:
- Совет депутатов муниципального округа/городского округа/поселения — представительный орган местного самоуправления (до 1 июля 2012 года — Муниципальное собрание[34]),
- Администрация муниципального округа/городского округа/поселения — исполнительно-распорядительный орган (до 1 июля 2012 года — Муниципалитет[34]),
- другие органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с уставом муниципального образования.
Руководитель муниципального образования — глава муниципального округа, городского округа или поселения[34].
Структура органов местного самоуправления, а также наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок их избрания (назначения), компетенция, сроки полномочий, подотчётность, вопросы организации и деятельности определяются уставами муниципальных образований в соответствии с Уставом города Москвы, законом «Об организации местного самоуправления…» и другими законами города Москвы[1].
Число муниципальных образований в Москве
По состоянию на 9 мая 2024 года в составе Москвы выделяются 132 внутригородских муниципальных образования (131 муниципальный округ и 1 городской округ), границы которых совпадают с районами Москвы.
Ранее по состоянию на начало 2011 года в Москве было 125 муниципальных образований, границы которых совпадали с районами Москвы. С 1 июля 2012 года, после расширения территории Москвы, и до 8 мая 2024 года, в состав города входили 146 муниципальных образований (125 муниципальных округов, 19 поселений и 2 городских округа)[43].
См. также
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Закон от 6 ноября 2002 года № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» (Текст правового акта с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 ноября 2014 года) (недоступная ссылка). Портал Деловая Москва. Дата обращения: 29 октября 2014. Архивировано 17 апреля 2012 года.
- ↑ О разграничении компетенции органов власти и управления в городе Москве
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Сергей Бородин. От мэра до муниципалитета: к пятнадцатилетию формирования новых органов исполнительной власти Москвы // Моя Москва // Рубрика: Город и власть. — 2007. — № 1. Архивировано 5 декабря 2010 года.
- ↑ 4,0 4,1 Распоряжение Мэра Москвы от 5 июля 1991 г. № 41-РМ «О проведении работы по формированию муниципальных округов в г. Москве»
- ↑ 5,0 5,1 Распоряжение Мэра Москвы от 1 августа 1991 года № 75-РМ «Об утверждении Временного положения об органах управления в муниципальном округе Москвы» (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 октября 2014. Архивировано 29 октября 2014 года.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Распоряжение мэра Москвы от 12 сентября 1991 г. № 146-РМ «Об установлении временных границ муниципальных округов Москвы» (с изменениями и дополнениями от 16 декабря 1991 г., 2 марта 1992 г., 28 сентября 1993 г., 1 апреля, 22 декабря 1994 г.)
- ↑ Распоряжение мэра Москвы от 9 августа 1991 года № 81-РМ «Об органах управления Центральным административным округом Москвы» (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 мая 2012. Архивировано 8 июля 2013 года.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Закон № 13-47 от 5 июля 1995 года «О территориальном делении города Москвы» (редакция 5 июля 1995 года) . Дата обращения: 12 мая 2012. Архивировано 23 марта 2012 года.
- ↑ Закон № 13-47 от 5 июля 1995 года «О территориальном делении города Москвы» (редакция 4 декабря 2002 года) Архивная копия от 4 ноября 2013 на Wayback Machine с добавлениями от 28 ноября 2007 года Архивная копия от 4 сентября 2011 на Wayback Machine и 1 января 2010
- ↑ 10,0 10,1 10,2 Постановление правительства Москвы от 22.07.1997 г. № 550 «О совершенствовании системы территориального деления города Москвы» Архивная копия от 12 мая 2013 на Wayback Machine, за которым последовали соответствующие изменения в закон «О территориальном делении города Москвы» — Закон «О внесении изменений…» № 32 от 16 июля 1997 г. Архивная копия от 20 ноября 2011 на Wayback Machine
- ↑ Распоряжение Мэра Москвы от 28.09.1993 № 535-РМ
- ↑ Распоряжение Мэра Москвы от 1 апреля 1994 г. № 154-РМ «Об объединении муниципальных округов „Кутузовский“ и „Дорогомиловский“»
- ↑ 13,0 13,1 Изначально планировался в Центральном округе
- ↑ Распоряжение Мэра от 2 марта 1992 г. № 58-РМ "Об образовании муниципального округа «Молжаниновский» (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 января 2012. Архивировано 13 мая 2013 года.
- ↑ Распоряжение от 17 декабря 1998 г. № 1265-РМ «Об образовании территориальной единицы с особым статусом „Шереметьевский“ и финансировании ТЕОС» (недоступная ссылка)
- ↑ 16,0 16,1 Постановление № 61 от 4 декабря 2002 года «О Внесении изменений взакон города Москвы от 5 июля 1995 ГОДА № 13-47 „О Территориальном делении города Москвы“» . Дата обращения: 23 мая 2012. Архивировано 20 ноября 2011 года.
- ↑ Общемосковский классификатор территориальных единиц Москвы. Останкинский район
- ↑ Распоряжение Мэра Москвы от 16 декабря 1991 года № 251-РМ «Об образовании муниципального округа „Южное Измайлово“»
- ↑ Распоряжение Мэра Москвы от 22 декабря 1994 г. № 641-РМ «Об объединении муниципальных округов „Южное Измайлово“ и „Ивановское“»
- ↑ Вероятно, имеется в виду Владычино
- ↑ Вероятно, имеется в виду Черкизово
- ↑ Распоряжение Мэра от 13 марта 1992 г. № 65-РМ «Об образовании муниципального округа „Поселок Некрасовка“»
- ↑ 23,0 23,1 Распоряжение мэра Москвы № 261-РМ от 24 мая 1995 г. «Об объединении муниципальных округов „Даниловский“, „Симоновский“, „Павелецкий“, „Донской“ и „Загородный“ Южного административного округа» . Дата обращения: 23 мая 2012. Архивировано 11 мая 2013 года.
- ↑ Изначально планировался в Юго-Западном округе
- ↑ 25,0 25,1 Закон города Москвы от 15 июля 2009 года № 26 «О внесении изменения в статью 4 Закона города Москвы от 5 июля 1995 года № 13-47 „О территориальном делении города Москвы“»
- ↑ Закон города Москвы от 4 декабря 2002 года № 61 «О внесении изменения Закон города Москвы от 5 июля 1995 года № 13-47 „О территориальном делении города Москвы“» . Дата обращения: 23 мая 2012. Архивировано 20 ноября 2011 года.
- ↑ Постановление «О территориальных управлениях центрального административного округа Москвы» (с изменениями на 11.04.96)
- ↑ Распоряжение заместителя Премьера-министра Правительства Москвы от 18 октября 1991 г. № 565-РЗП «Об образовании административно-территориального управления „Китай-город“»
- ↑ Распоряжение мэра Москвы от 31 марта 1993 г. № 199-РМ «О территориальном управлении „Арбат“ Центрального административного округа Москвы» (с изменениями от 11 апреля 1996 г.)
- ↑ Распоряжение от 10 апреля 1996 г. № 193-РМ «О создании территориальной единицы с особым статусом в Центральном административном округе Москвы» . Дата обращения: 23 мая 2012. Архивировано 15 декабря 2008 года.
- ↑ Устав города Москвы. Редакция с изменениями от 01 июня 2011 года (без изменений от 11 апреля 2012) (недоступная ссылка). Глава 9. «Организация местного самоуправления в городе Москве». Статьи 54 — 59. Официальный сервер Московской городской Думы. Дата обращения: 18 апреля 2012. Архивировано 17 апреля 2012 года.
- ↑ Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» . Дата обращения: 30 сентября 2010. Архивировано 25 апреля 2017 года.
- ↑ Закон города Москвы «О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве» (редакция до изменений от 11 апреля 2012 года) (недоступная ссылка). Официальный сервер Московской городской Думы. Дата обращения: 18 апреля 2012. Архивировано 17 апреля 2012 года.
- ↑ 34,0 34,1 34,2 34,3 Закон № 8 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 6 ноября 2002 года № 56 „Об организации местного самоуправления в городе Москве“» . Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (11 апреля 2012). Дата обращения: 17 апреля 2012. Архивировано 16 апреля 2012 года.
- ↑ 35,0 35,1 Алеся Лонская. Депутаты по малым делам . Портал мэра и правительства Москвы (26 июля 2012). Дата обращения: 30 июля 2012. Архивировано 29 июля 2012 года.
- ↑ 36,0 36,1 36,2 36,3 36,4 36,5 36,6 Закон № 39 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы" . Портал мэра и правительства Москвы (11 июля 2012). Дата обращения: 30 июля 2012. Архивировано 29 июля 2012 года.
- ↑ 37,0 37,1 37,2 37,3 37,4 37,5 Алеся Лонская. Депутаты по малым делам . Русский репортер (26 июля 2012). Дата обращения: 30 июля 2012. Архивировано 29 июля 2012 года.
- ↑ Проблемы местного самоуправления в Москве . Издательский дом "Панорама" (15 февраля 2023). Дата обращения: 12 декабря 2022. Архивировано 29 июля 2012 года.
- ↑ Закон города Москвы от 8 мая 2024 года № 13 «Об образовании внутригородских муниципальных образований в городе Москве и о внесении изменений в Закон города Москвы от 15 октября 2003 года № 59 „О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве“» (cntd)
- ↑ Закон города Москвы от 8 мая 2024 года № 14 «О внесении изменений в отдельные законы города Москвы и признании утратившими силу Закона города Москвы от 4 июля 2012 года № 36 „О наделении органов местного самоуправления городских округов Троицк и Щербинка отдельными полномочиями города Москвы в области образования“ и отдельных положений законов города Москвы» (cntd)
- ↑ Закон города Москвы от 8 мая 2024 года № 15 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы и признании утратившим силу Закона города Москвы от 28 июля 2011 года № 36 «Об особенностях организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, включенных в состав внутригородской территории города Москвы в результате изменения границ города Москвы, и о внесении изменений в статью 1 Закона города Москвы от 6 ноября 2002 года № 56 „Об организации местного самоуправления в городе Москве“»" (cntd)
- ↑ Закон города Москвы от 8 мая 2024 года № 16 «О внесении изменений в отдельные законы города Москвы»
- ↑ Закон 11 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 15 октября 2003 года № 59 „О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве“» . Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (11 апреля 2012). Дата обращения: 17 апреля 2012. Архивировано 16 апреля 2012 года.
Ссылки
- Закон города Москвы «О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве» (редакция от 15 октября 2003 года) с добавлениями от 22 июня 2005 года (недоступная ссылка) (уточнение формулировок), от 28 ноября 2007 года (недоступная ссылка) (изменения в границах муниципальных образований «Метрогородок» и «Бабушкинское») (Дата обращения: 1 октября 2010)