Шехтер, Соломон

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Соломон Шехтер»)
Соломон Шехтер
ивр.שניאור זלמן שכטר‏‎
Шехтер за изучением каирской генизыШехтер за изучением каирской генизы
Научная сфера иврит, иудаика, еврейская теология
Альма-матер Венский университет, Берлинский университет

Соломóн Шéхтер (ивр.שניאור זלמן שכטר‏‎, Шнéур Зáлман Шéхтер) — раввин, учёный и педагог, президент еврейской теологической семинарии Америки, одна из ключевых фигур консервативного иудаизма, исследователь каирской генизы.

Биография

Родился в Фокшанах (ныне — Румыния) в семье последователей Хабада. Шехтер получил первоначальное образование от своего отца, который был шойхетом.

С десяти лет учился в иешиве в Пьятра-Нямце, а с тринадцати — у одного из главных талмудических учёных, рабби Иосифа Саула Натансона[англ.] изо Львова. В 1865 году в возрасте 18 лет отправился учиться в Еврейскую теологическую семинарию в Вене у Меира Фридмана, в 19 стал раввином. Он изучал философию и грамматику в Венском университете, а затем в 1879 году продолжил обучение в Берлинском университете[1]. В Берлине он познакомился с Клодом Монтефиоре, родственником сэра Мозеса Монтефиоре, который пригласил его в Великобританию, куда он отправился в 1881. Он продолжил учёбу в Оксфордском университете, а также занимался изучением еврейских текстов, найденных в коллекции Британского музея.

В 1887 году в возрасте 40 лет женился на Матильде Рот из Бреслау, с которой познакомился во время научно-исследовательской деятельности в Британском музее в Лондоне. У пары было трое детей[источник не указан 2051 день].

В 1890 году, после смерти Соломона Маркуса Шиллера-Сцинесси[англ.], он стал преподавать Талмуд и раввинистическую литературу в Кембриджском университете. Студенты еврейского общества Кембриджского университета до сих пор проводят ежегодные чтения памяти Соломона Шехтера.

В это же время осуществил путешествие в Италию для поиска в крупнейших библиотеках коллекций еврейских рукописей. Результаты исследований были опубликованы в журнале Jewish Quarterly Review.

Наибольшую известность в академической среде принесли Шехтеру его исследования в 1896 году каирской генизы, коллекции из более чем 100 000 страниц редких еврейских религиозных рукописей и средневековых еврейских текстов, сохранившихся в египетской синагоге «Эвен Эзра» в старом Каире. Они произвели революцию в изучении средневекового иудаизма. Первым еврейским исследователем, признавшим огромную значимость каирской генизы, а также первый, кто рассказал о существовании Мидраш ха-гадоль[англ.] был Яаков Сапир[англ.], и то, и другое позже скрупулёзно изучал Шехтер.

Первоначально Шехтер отправил не рассортированную коллекцию рукописей в Бодлианскую библиотеку Оксфордского университета, но в мае 1896 две сестры, Агнес Льюис и Маргарет Гибсон, показали ему несколько страниц из каирской генизы, содержащих текст Бен-Сира на иврите, который на протяжении веков был известен только в греческом и латинском переводах. Благодаря переписке стало известно о существовании ещё девяти страниц из той же рукописи у Арчибальда Сейса в Оксфордском университете. Шехтер отправился в Каир для изучения генизы и прибыл туда в декабре 1896 с рекомендацией от главного раввина, Германа Адлера[англ.] к главному раввину Каира Аарону Рафаэлю Бен-Шимону. Он тщательно отобрал материалы для библиотеки Кембриджского университета. Находка сыграла важную роль в споре Шехтера с Дэвидом Маргулиусом об ивритском происхождении текста Премудрости Сираха.

Чарльз Тейлор проявил большой интерес к работе Соломона Шехтера в Каире и фрагменты генизы, представленные в Кембриджском университете, теперь известны как коллекция Тейлора-Шехтера.

В конце поездки в Египет Шехтер посетил Израиль, где жил его брат-близнец Яаков Шехтер (1844—1912), один из основателей Зихрон-Яаков, и подарил поселению несколько еврейских рукописей, обнаруженных в каирской генизе. Один из сыновей его брата, Абба Шехтер, был первым мэром Зихрон-Яакова. Внуком его брата является известный израильский карикатурист и автор Дуду Гева.

В 1899 году он был назначен профессором иврита в Университетском колледже Лондона и работал там до 1902 года, когда он уехал в Америку.

Шехтер стал вторым президентом Еврейской теологической семинарии Америки (JTSA) с 1902 до самой смерти в 1915, в это же время он основал организацию Объединённая синагога Америки, позже переименованную в Объединённую синагогу консервативного иудаизма[2].

Шехтер внезапно умер от сердечного приступа в Нью-Йорке 19 ноября 1915 года, в возрасте 68 лет. Президентом JTSA после смерти Шехтера стал Сайрус Адлер[источник не указан 2050 дней].

Взгляды

Шехтер признавал центральную роль галахи в еврейской жизни, но считал, что законы должны меняться в соответствии с временем.

Шехтер был одним из первых сторонников сионизма.

Он был председателем комитета, который редактировал перевод Танаха на английский по версии Jewish Publication Society of America[англ.].

Его отношения с представителями ортодоксального иудаизма не складывались, особенно после 1904, когда союз ортодоксальных раввинов (Union of Orthodox Rabbis) осудил его современные критические методы изучения Танаха и Талмуда как ересь. Шехтер не появлялся на мероприятиях ортодоксов, а также имел собственный взгляд на употребление идиша[источник не указан 2051 день].

Наследие

Имя Шехтера неотделимо от истории исследований каирской генизы. Он считается основателем и одной из ключевых фигур консервативного иудаизма. В его честь названа сеть консервативных еврейских дневных школ, а также летний лагерь в Олимпии, штат Вашингтон. Таких школ на территории Соединённых Штатов насчитывается несколько десятков, есть также филиал в Канаде. В Иерусалиме есть институт иудаики его имени, который является филиалом Еврейской теологической семинарии (JTS)[источник не указан 2050 дней].

Библиография

  • Schechter, Solomon (1896) Studies in Judaism. 3 vols. London: A. & C. Black, 1896—1924 (Ser. III published by The Jewish Publication Society of America, Philadelphia PA)
  • Schechter, Solomon (1909) Some Aspects of Rabbinic Theology London: A. and C. Black (Reissued by Schocken Books, New York, 1961; again by Jewish Lights, Woodstock, Vt., 1993: including the original preface of 1909 & the introduction by Loius [sic] Finkelstein; new introduction by Neil Gilman [i.e. Gillman])
  • אגדת שיר השירים, ההדיר והוסיף הערות סולומון שכטר מכתב יד מפארמה, קיימברידג', 1896.

Примечания

  1. Librarian's Lobby October 2000 Heroes of learning (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 мая 2014. Архивировано 3 марта 2016 года.
  2. битая ссылка (недоступная ссылка)

Литература

  • Cohen, Michael R. The Birth of Conservative Judaism: Solomon Schechter’s Disciples and the Creation of an American Religious Movement New York: Columbia University Press, 2012.
  • Fine, David J. (1997) Solomon Schechter and the Ambivalence of Jewish Wissenschaft in: Judaism (1997) p. 4-24
  • Gillman, Neil Conservative Judaism: the New Century. Behrman House
  • Hoffman, Adina & Cole, Peter (2011) Sacred Trash: the lost and found world of the Cairo Geniza
  • Starr, David (2003) Catholic Israel: Solomon Schechter, Unity and Fragmentation in Modern Jewish History" Ph.D. Dissertation, Columbia University
  • Geoffrey Wigoder ,Evrei in lume — Dicţionar biografic, coord. V Prager ed română, Hasefer, Bucureşti, 2001.
  • Encyclopedia Judaica for Youth on CD-ROM, CDI Systems and Keter Publishing House Ltd, 1992.
  • Pasachoff, Naomi, Links in the Chain: Shapers of the Jewish Tradition, Oxford University Press, New York, 1997.
  • The Taylor-Schechter Genizah Research Unit, Homepage A guide to the Taylor — Schechter Genizah collection Collection, Cambridge University Library, 1979.
  • Stefan C Reif, A guide to the Taylor-Schechter Genizah Collection, Cambridge: Cambridge University Library, 2nd edition, 1979.
  • Howard Sachar, A History of the Jews in America, Vintage Books, 1993.
  • N. Bentwich, Solomon Schechter, 1948.
  • B. Mandelbaum, The Wisdom of Solomon Schechter, 1963.
  • H. Parzen, Architects of Conservative Judaism, 1964.

Ссылки