Солнцев, Николай Фёдорович

(перенаправлено с «Солнцев, Николай Федорович»)

Николай Фёдорович Солнцев (1895 — 9 декабря 1958, Москва) — советский художник-скульптор (оформитель игровой куклы) театра и мультипликации. Считается зачинателем искусства изготовления механических кукол.

Николай Фёдорович Солнцев
Дата рождения 1895(1895)
Дата смерти 9 декабря 1958(1958-12-09)
Место смерти Москва
Гражданство  СССР
Профессия художник (оформитель игровой куклы)
Карьера 1930—1958
IMDb ID nm2444520
Аниматор.ру ID 5257

Биография

Родился в 1895 году[1]. По другим данным — в 1891 году в семье бывшего крепостного графа Закревского[2].

Учился в Строгановском училище живописи, ваяния и зодчества, в школе живописи и скульптуры при московском отделе народного образования[3].

Работал тушистом в типолитографии Торгового дома Коновалова, в переплётной мастерской Толетова, резчиком по дереву в мастерской Мещерякова, в Кустарном и Политехническом музеях[3].

В 1920-е годы — художник в театре ОСОАВИАХИМа.

В 1930-е годы — художник-скульптор в Театре Обороны, скульптор-механизатор в Центральном доме художественного воспитания детей[3].

С 1930-х годов до 1953 года работал в государственном центральном театре кукол художником-скульптором, резчиком по дереву, мастером рычажно-управляемых кукол. Был личным кукольным мастером С. В. Образцова[1][3][2].

В 1953 году Солнцев (вместе с другими художниками государственного центрального театра кукол) перешёл в только что созданное творческое объединение кукольных фильмов киностудии «Союзмультфильм», на которое и проработал до конца жизни[1][3].

В 1956 году получил травму глаза, после которой работал только на дому[1].

Умер 9 декабря 1958 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище[1][3][2].

Известные работы до кино

Изготовил головки Кармен и Хосе для знаменитых кукольных концертов С. В. Образцова («Вернись, я всё прощу», «Титулярный советник», «Хабанера»)[3][4].

Изготовлял кукол для эстрадной актрисы кукольного жанра Марты Цифринович[3][2].

Династия актёров-чревовещателей Донских долгие годы проработала на эстраде с куклой «Андрюшка», произведённой Солнцевым[3]

Механические куклы спектакля «Каштанка» изобретены Солнцевым[3].

Куклы и декорации спектакля «По щучьему веленью», включая знаменитейшее гротескное «войско царское», являются совместным изобретением Солнцева и С. Крупенникова[3].

Первая постановка спектакля «Кот в сапогах» проходила с куклой Кота, изготовленной Солнцевым[3].

Механический гапит для спектакля «Терем-теремок» был изобретён Солнцевым[3].

Солнцевым был создан образ «Советского Петрушки» — в красноармейском шлеме, с винтовкой в руках. Этот образ был увековечен в 1929 году на первом знаке УНИМА[2]

Совместно с Е. Гвоздевой изготовил солдатского Петрушку для «фронтовых программ», кукол для спектаклей «Волшебная лампа Алладина», «Маугли», «Ночь перед Рождеством» (1941), «Король-олень», «Необыкновенный концерт»[3].

Для спектакля «Братья Монгольфье» изобрёл скачущих лошадей и вращающееся дерево, создающее эффект движения лошадей[5].

Фильмография

Художник-оформитель игровой куклы
Год Название мультфильма Студия
1954 «Два жадных медвежонка» «Союзмультфильм»
«На даче»
«Танюша, Тявка, Топ и Нюша»
1955 «Упрямое тесто»
1956 «Небесное созданье» «Союзмультфильм» и «Мосфильм»
«Сказка о попе и о работнике его Балде» «Союзмультфильм»
«Чудесный колодец»
1957 «Почему ушёл котёнок»
«Сказка о Снегурочке»
1958 «Краса ненаглядная»
1959 «Али-баба и сорок разбойников»

Рецензии, отзывы, критика

… по крупицам собрал навыки и знания, составившие творческо-технический арсенал мастера-изготовителя кукол, театрального скульптора-резчика, став, по сути, зачинателем этого вида искусства.

[3]

.

Удивительный человек в нашем театре работает. Солнцев. Мастер кукол. Нигде не учился, рисовать не умеет, а скульптор по дереву и выдумщик, каких нету…

В спектакле «По щучьему велению» Солнцев создал свое знаменитое «войско царское». Шагали воины совсем по-особому, поднимая одну и ту же ногу вверх. Но это не только не мешало общему впечатлению, а наоборот, давало остро гротесковое решение образа… Изумительным чутьём к кукольным возможностям обладал Н. Ф. Солнцев. Делая куклу, он играл ею, играл с увлечением, как заправский профессиональный актёр-кукольник, которым он, в сущности говоря, и был.

А. Федотов[6]

По воспоминаниям Сергея Образцова, считал художников-футуристов прохинедями, в доказательство чего предоставлял каталог выставки, куда были включены шесть картин под его именем, а также рассказывал, что эти «картины» были нарисованы по его просьбе дворовыми мальчишками, а одна из них представляла собой отпечаток от сидения мальчика на красках[7].

По мнению Голдовского Б. П., выдающемуся советскому мастеру по изготовлению театральных кукол, механику-самоучке Солнцеву удалось создать, казалось бы, невозможное — мимирующие деревянные куклы. Его гротескных, трюковых, чрезвычайно выразительных вырезанных из дерева кукол невозможно перепутать с куклами других мастеров, они точно передают образ, тип, характер. Для большей художественной выразительности Солнцев смело нарушал пропорции[2].

Куклы Солнцева хранятся в Музее театральных кукол ГАЦТК им. С.В. Образцова[2].

Кто делал кукол? Главным был все-таки Николай Солнцев. Он резал из дерева все ручки. В кукольном театре художник определяется тем, как он умеет делать ручки. Бывает, кукла хорошая, а ручки никуда не годятся. Значит, это плохой художник. Солнцев же делал это превосходно. В первом «Концерте» были его авторские куклы: курочка, собачка Чарли (ею блестяще играл Самодур), пудели. Этот Чарли стал эталонным, все собаки в кукольных театрах страны делались по его образцу.

По воспоминаниям Сперанского Е. В., при постановке «Кота в сапогах» кукла Кота запаздывала, поскольку художник-конструктор Солнцев, как и всегда, «делал её медленно, вдумчиво, развивая между делом свой второй талант рассказчика-импровизатора… К тому же кукла была им задумана для того времени сложная…». Зато готовая кукла не разочаровала, это был «настоящий Кот в сапогах с открывающимся ртом, стеклянными, бликующими глазами, с бархатной шкуркой, точно раскроенной по моей перчатке-болванке»[9].

Память

На памятнике, поставленном коллегами Солнцева на его могиле на Ваганьковском кладбище имеется эпитафия: «Художник самородок пионер советского театра кукол»[3].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Энциклопедия отечественной мультипликации, 2006.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Голдовский, 2009.
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 3,14 3,15 3,16 Театр Образцова.
  4. 4,0 4,1 Образцов, 1987, Солнцев, с. 166.
  5. Образцов, 1987, Эстафета находок, с. 148.
  6. Academia Образцова, 2007, с. 32.
  7. Образцов, 1987, Солнцев, с. 168.
  8. Конюхова, Вера Николаевна. Всем хотелось, чтобы он был // Театр чудес. — 2016. — № 2 (24).
  9. Сперанский, 1965, с. 104—105.

Литература

  • Голдовский Б. П. Солнцев, Николай Фёдорович // Художественные куклы. Большая иллюстрированная энциклопедия / Ред. Журавлёв А. Ю.. — М. : Дизайн Хаус, 2009. — С. 215—216. — 296 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-903500-07-9.
  • Образцов С. В. Солнцев // По ступенькам памяти. — М. : Советский писатель, 1987. — С. 166—168. — 366 с. — 100 000 экз.
  • Солнцев Николай Федорович // Энциклопедия отечественной мультипликации / Сост. С. В. Капков. — М. : Алгоритм, 2006. — С. 604. — 838 с. — 3000 экз. — ISBN 5-9265-0319-4.
  • Сперанский Е. В. Актёр театра кукол. — М. : Всероссийское театральное общество, 1965. — 159 с.
  • Academia Образцова / сост. и отв. ред. В. Шеховцев. — М. : Дизайн-Хаус, 2007. — 335 с. — ISBN 978-5-903500-03-1.
  • Цифринович М. В. Солнцев // У кукол всё как у людей. — М. : Аттикс, 2003. — С. 108—112. — 395 с.
  • Цифринович М. В. Солнцев Николай Федорович // Эстрада в России. XX век. Энциклопедия. — М. : «Олма-Пресс», 2004. — С. 624. — 862 с. — 5000 экз. — ISBN 5-224-04462-6.
  • Смирнова Н. И. Советский театр кукол 1918-1932. — М. : Издательство Академии Наук СССР, 1963. — 381 с.

Ссылки