Солнцев, Николай Фёдорович
Николай Фёдорович Солнцев (1895 — 9 декабря 1958, Москва) — советский художник-скульптор (оформитель игровой куклы) театра и мультипликации. Считается зачинателем искусства изготовления механических кукол.
Николай Фёдорович Солнцев | |
---|---|
Дата рождения | 1895 |
Дата смерти | 9 декабря 1958 |
Место смерти | Москва |
Гражданство | СССР |
Профессия | художник (оформитель игровой куклы) |
Карьера | 1930—1958 |
IMDb | ID nm2444520 |
Аниматор.ру | ID 5257 |
Биография
Родился в 1895 году[1]. По другим данным — в 1891 году в семье бывшего крепостного графа Закревского[2].
Учился в Строгановском училище живописи, ваяния и зодчества, в школе живописи и скульптуры при московском отделе народного образования[3].
Работал тушистом в типолитографии Торгового дома Коновалова, в переплётной мастерской Толетова, резчиком по дереву в мастерской Мещерякова, в Кустарном и Политехническом музеях[3].
В 1920-е годы — художник в театре ОСОАВИАХИМа.
В 1930-е годы — художник-скульптор в Театре Обороны, скульптор-механизатор в Центральном доме художественного воспитания детей[3].
С 1930-х годов до 1953 года работал в государственном центральном театре кукол художником-скульптором, резчиком по дереву, мастером рычажно-управляемых кукол. Был личным кукольным мастером С. В. Образцова[1][3][2].
В 1953 году Солнцев (вместе с другими художниками государственного центрального театра кукол) перешёл в только что созданное творческое объединение кукольных фильмов киностудии «Союзмультфильм», на которое и проработал до конца жизни[1][3].
В 1956 году получил травму глаза, после которой работал только на дому[1].
Умер 9 декабря 1958 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище[1][3][2].
Известные работы до кино
Изготовил головки Кармен и Хосе для знаменитых кукольных концертов С. В. Образцова («Вернись, я всё прощу», «Титулярный советник», «Хабанера»)[3][4].
Изготовлял кукол для эстрадной актрисы кукольного жанра Марты Цифринович[3][2].
Династия актёров-чревовещателей Донских долгие годы проработала на эстраде с куклой «Андрюшка», произведённой Солнцевым[3]
Механические куклы спектакля «Каштанка» изобретены Солнцевым[3].
Куклы и декорации спектакля «По щучьему веленью», включая знаменитейшее гротескное «войско царское», являются совместным изобретением Солнцева и С. Крупенникова[3].
Первая постановка спектакля «Кот в сапогах» проходила с куклой Кота, изготовленной Солнцевым[3].
Механический гапит для спектакля «Терем-теремок» был изобретён Солнцевым[3].
Солнцевым был создан образ «Советского Петрушки» — в красноармейском шлеме, с винтовкой в руках. Этот образ был увековечен в 1929 году на первом знаке УНИМА[2]
Совместно с Е. Гвоздевой изготовил солдатского Петрушку для «фронтовых программ», кукол для спектаклей «Волшебная лампа Алладина», «Маугли», «Ночь перед Рождеством» (1941), «Король-олень», «Необыкновенный концерт»[3].
Для спектакля «Братья Монгольфье» изобрёл скачущих лошадей и вращающееся дерево, создающее эффект движения лошадей[5].
Фильмография
Год | Название мультфильма | Студия |
---|---|---|
1954 | «Два жадных медвежонка» | «Союзмультфильм» |
«На даче» | ||
«Танюша, Тявка, Топ и Нюша» | ||
1955 | «Упрямое тесто» | |
1956 | «Небесное созданье» | «Союзмультфильм» и «Мосфильм» |
«Сказка о попе и о работнике его Балде» | «Союзмультфильм» | |
«Чудесный колодец» | ||
1957 | «Почему ушёл котёнок» | |
«Сказка о Снегурочке» | ||
1958 | «Краса ненаглядная» | |
1959 | «Али-баба и сорок разбойников» |
Рецензии, отзывы, критика
… по крупицам собрал навыки и знания, составившие творческо-технический арсенал мастера-изготовителя кукол, театрального скульптора-резчика, став, по сути, зачинателем этого вида искусства.
— [3]
.
Удивительный человек в нашем театре работает. Солнцев. Мастер кукол. Нигде не учился, рисовать не умеет, а скульптор по дереву и выдумщик, каких нету…
В спектакле «По щучьему велению» Солнцев создал свое знаменитое «войско царское». Шагали воины совсем по-особому, поднимая одну и ту же ногу вверх. Но это не только не мешало общему впечатлению, а наоборот, давало остро гротесковое решение образа… Изумительным чутьём к кукольным возможностям обладал Н. Ф. Солнцев. Делая куклу, он играл ею, играл с увлечением, как заправский профессиональный актёр-кукольник, которым он, в сущности говоря, и был.
— А. Федотов[6]
По воспоминаниям Сергея Образцова, считал художников-футуристов прохинедями, в доказательство чего предоставлял каталог выставки, куда были включены шесть картин под его именем, а также рассказывал, что эти «картины» были нарисованы по его просьбе дворовыми мальчишками, а одна из них представляла собой отпечаток от сидения мальчика на красках[7].
По мнению Голдовского Б. П., выдающемуся советскому мастеру по изготовлению театральных кукол, механику-самоучке Солнцеву удалось создать, казалось бы, невозможное — мимирующие деревянные куклы. Его гротескных, трюковых, чрезвычайно выразительных вырезанных из дерева кукол невозможно перепутать с куклами других мастеров, они точно передают образ, тип, характер. Для большей художественной выразительности Солнцев смело нарушал пропорции[2].
Куклы Солнцева хранятся в Музее театральных кукол ГАЦТК им. С.В. Образцова[2].
Кто делал кукол? Главным был все-таки Николай Солнцев. Он резал из дерева все ручки. В кукольном театре художник определяется тем, как он умеет делать ручки. Бывает, кукла хорошая, а ручки никуда не годятся. Значит, это плохой художник. Солнцев же делал это превосходно. В первом «Концерте» были его авторские куклы: курочка, собачка Чарли (ею блестяще играл Самодур), пудели. Этот Чарли стал эталонным, все собаки в кукольных театрах страны делались по его образцу.
По воспоминаниям Сперанского Е. В., при постановке «Кота в сапогах» кукла Кота запаздывала, поскольку художник-конструктор Солнцев, как и всегда, «делал её медленно, вдумчиво, развивая между делом свой второй талант рассказчика-импровизатора… К тому же кукла была им задумана для того времени сложная…». Зато готовая кукла не разочаровала, это был «настоящий Кот в сапогах с открывающимся ртом, стеклянными, бликующими глазами, с бархатной шкуркой, точно раскроенной по моей перчатке-болванке»[9].
Память
На памятнике, поставленном коллегами Солнцева на его могиле на Ваганьковском кладбище имеется эпитафия: «Художник самородок пионер советского театра кукол»[3].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Энциклопедия отечественной мультипликации, 2006.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Голдовский, 2009.
- ↑ 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 3,14 3,15 3,16 Театр Образцова.
- ↑ 4,0 4,1 Образцов, 1987, Солнцев, с. 166.
- ↑ Образцов, 1987, Эстафета находок, с. 148.
- ↑ Academia Образцова, 2007, с. 32.
- ↑ Образцов, 1987, Солнцев, с. 168.
- ↑ Конюхова, Вера Николаевна. Всем хотелось, чтобы он был // Театр чудес. — 2016. — № 2 (24).
- ↑ Сперанский, 1965, с. 104—105.
Литература
- Голдовский Б. П. Солнцев, Николай Фёдорович // Художественные куклы. Большая иллюстрированная энциклопедия / Ред. Журавлёв А. Ю.. — М. : Дизайн Хаус, 2009. — С. 215—216. — 296 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-903500-07-9.
- Образцов С. В. Солнцев // По ступенькам памяти. — М. : Советский писатель, 1987. — С. 166—168. — 366 с. — 100 000 экз.
- Солнцев Николай Федорович // Энциклопедия отечественной мультипликации / Сост. С. В. Капков. — М. : Алгоритм, 2006. — С. 604. — 838 с. — 3000 экз. — ISBN 5-9265-0319-4.
- Сперанский Е. В. Актёр театра кукол. — М. : Всероссийское театральное общество, 1965. — 159 с.
- Academia Образцова / сост. и отв. ред. В. Шеховцев. — М. : Дизайн-Хаус, 2007. — 335 с. — ISBN 978-5-903500-03-1.
- Цифринович М. В. Солнцев // У кукол всё как у людей. — М. : Аттикс, 2003. — С. 108—112. — 395 с.
- Цифринович М. В. Солнцев Николай Федорович // Эстрада в России. XX век. Энциклопедия. — М. : «Олма-Пресс», 2004. — С. 624. — 862 с. — 5000 экз. — ISBN 5-224-04462-6.
- Смирнова Н. И. Советский театр кукол 1918-1932. — М. : Издательство Академии Наук СССР, 1963. — 381 с.
Ссылки
- Николай Солнцев. Художник . ГАЦТК. Дата обращения: 26 февраля 2022.
Для улучшения этой статьи о кино желательно: |