Собуза II
Собуза II | |||
---|---|---|---|
Sobhuza II | |||
2 сентября 1968 года — 21 августа 1982 года | |||
Предшественник | он сам как верховный вождь | ||
Преемник | Мсвати III | ||
10 декабря 1899 года — 2 сентября 1968 года | |||
Коронация | 22 декабря 1921 года | ||
Предшественник | Нгаване V | ||
Преемник | он сам как король Свазиленда | ||
|
|||
Дата рождения | 22 июля 1899 | ||
Место рождения | Зомбодзе | ||
Дата смерти | 21 августа 1982 (83 года) | ||
Место смерти | Мбабане | ||
Род | Дламини | ||
В браке | 70 жён | ||
Дети | 210 детей | ||
Награды |
|
||
Собуза II KBE (также известен под именем Нкхотфотджени, свати Nkhotfotjeni[1], Мона[2][3], 22 июля 1899 — 21 августа 1982) — верховный вождь, а позже — король Свазиленда в (1921—1982).
Собуза II правил 82 года — это самый долгий достоверно известный срок правления в истории человечества (94-летнее правление фараона Пиопи II ставится под сомнение)[4][5][6].
Когда в декабре 1899 года Нгаване V скончался на церемонии инквала, Собузе было всего 4 месяца, он был провозглашён новым верховным вождём[7], а регентами при нём до 1921 года были его бабушка Лаботсибени Мдлули[англ.][8][9][10][11] и дядя Малунге[12]. По словам британского постоянного комиссара, Лаботсибени Мдлули была женщиной с «властным характером» и «необычайными дипломатическими способностями»[13] [14]. Собуза II вел довольно скромный образ жизни, отказавшись от королевской роскоши[15]. Он проживал в королевском особняке в Лобамбе, мало ездил заграницу, избегал достопримечательностей современного городского образа жизни в Мбабане и вел традиционный образ жизни в Лобамбе[16][17]. Собуза предпочтение отдавал традиционной одежде, ходьбе босиком и носил эмахию (традиционную одежду, которую носили на пояснице), выбирая западную одежду в особых случаях, таких как ежегодная вечеринка в саду, проводимая в честь его дня рождения[18][15]. Собуза любил и уважал свой народ и считался честным, заслуживающим доверия и законным лидером страны, который хотел улучшить уровень жизни своих подданных[19]. Прежде чем принимать решения, Собуза консультировался с советниками и отдельными лицами из Люкико (Королевский Совет)[20].
При Собузе II Свазиленд получил независимость, в результате чего он сменил титул Верховного вождя на короля страны[21]. Это было величайшим триумфом его правления[22]. После того, как Собуза II утвердил свой статус короля, его режим принял антиколониальный подтекст; он также инициировав кампанию по выкупу у белых поселенцев земли свази[23]. Его наследником стал сын Нтфомби Тфвалы по имени Мсвати III, коронованный в 1986 году.
Как первый король Свазиленда, получивший формальное среднее образование на Западе[24][25][26], Собуза II столкнулся с экспансионистскими устремлениями Южной Африки и Соединенного Королевства, а также с проблемами адаптации монархии к постоянно усиливающейся тенденции отхода от традиционного стиля управления к новым методам государственного управления. Он создал уникальное королевство, которое стремилось объединить лучшее из западной культуры и традиции свази, полагая, что обе стороны могут учиться друг у друга. Более того, в своих публичных выступлениях он неоднократно подчеркивал необходимость объединить лучшее из культуры свази и культур других нации[27]. Кроме того, режим Собузы II имел нерасовый характер, в то время, когда Южная Африка находилась под властью режима апартеида[28].
Страна, не имеющая выхода к морю, при Собузе II оставалась оазисом спокойствия и гармонии, даже несмотря на то, что с трех сторон она граничила с охваченной конфликтами Южной Африкой, а с четвертой – с революционным Мозамбиком[29].
Детство
Король (нгвеньяма) Собуза родился 22 июля 1899 года[30] в семье короля Нгаване V и его супруги (инкхосикати) Ломавы Ндвандве в королевской резиденции Зомбодзе[31] и стал верховным вождём в возрасте четырёх месяцев[9]. Перед коронацией в 22 года Собуза получил образование в Национальной школе свази и Лавдейлском институте[англ.] в Восточно-Капской провинции ЮАР[31][32].
Королеве-матери Лаботсибени Мдлули (также известной как Гвамиле) было поручено подготовить своего внука к правлению. Она утверждала, что отец Собузы II, король Нгаване V не был подготовлен к управлению государством из-за недостаточного уровня западного образования[28]. Время, проведенное Собузой в Лавдейле, также позволило ему установить связи с образованным прогрессивным чернокожим политическим руководством Южной Африки того времени[33].
Лаботсибени Мдлули добилась того, чтобы Собуза получил традиционное образование, благодаря чему он оставался твердым протагонистом традиции свази на протяжении всей своей жизни и долгого правления. Обладая преимуществами западного образования и традиционного воспитания, Собуза II признал, что «истинное образование – это больше, чем книжное обучение, мудрость больше, чем знание»[34]. Собуза утверждал, что каждый, кто проявляет верность королю, является его человеком независимо от цвета кожи, расы или вероисповедания[35].
Правление
Самостоятельное правление Собузы продолжалось более 60 лет и включало признание независимости Свазиленда Великобританией в 1968 году в форме конституционной монархии[36], после чего Собуза стал королём страны[9]. В начале правления Собуза занимался проблемами межевания земли, вызванными британскими законами 1907 года[37][38]: он возглавил делегацию к королю Георгу V в Лондон и передал ему петицию о возвращении земель народу свази[39]. В 1929 году он подал прошение о пересмотре межевания в Судебный комитет Тайного совета, однако ему было отказано, ввиду того, что Закон об иностранной юрисдикции выводил действия администрации протектората из-под британской судебной власти[31].
Роль Собузы II в управлении в колониальный период была церемониальной, однако он был влиятельным человеком и рассматривался как глава своего народа[31]. Собуза II всегда сопротивлялся навязыванию косвенного правления[28]. В 1953 году он посетил коронацию Елизаветы II[40].
В созданном на основе конституции 1964 года «законодательном совете» все места принадлежали монархической партии «Национальное движение Имбокодво», объединяющей вождей племен во главе с Собузой II, и «Объединенной ассоциации Свазиленда»[41], которая являлась политической организацией европейских поселенцев[42]. Собузу II удалось добиться благосклонности примерно 15 тысяч белых фермеров и заручиться их поддержкой на выборах[30].
Земельный вопрос
В 1940 году британское правительство с опозданием признало проблему нехватки земли у коренных народов и по просьбе Собузы II предоставило народу Свази 190 000 фунтов стерлингов для покупки земли. Дальнейшие схемы покупки земли при поддержке государства были реализованы в 1940-х годах[43] [44] [45]. Собуза, с целью защиты интересов народа свази, всегда стремился поднять земельный вопрос. Еще в 1922 году в Лондон приехала делегация свази для обсуждения земельного вопроса[46]. Тема нехватки земля также была основным компонентом петиции Собузы 1941 года[47].
В то же время Нгвеньяма учредил фонд жизни или наследия, аналогичный земельному фонду, основанному в 1913 году Лаботсибени Мдлули[48] [49].
Пожертвования населения в сочетании с растущей либерализацией британской земельной политики означало, что к 1948 году площадь земель, принадлежащих свази, более или менее сравнялась с землями, принадлежащими европейцам. Так, 3201 европейцу принадлежало 2'098'000 акров (49% земли), 181'269 африканцам принадлежало 2'066'000 акров (48,3%), а 115'000 акров (2,7%) были признаны землей короны[50].
После обретения Свазилендом независимости в 1968 году, свази владели большей частью земли, хотя даже в 1970-ые года доля европейских фермеров и иностранных горнодобывающих компаний составляло лишь немногим менее 50 процентов[51].
Обретение независимости
В начале 1960-х годов Собуза II сыграл важную роль в событиях, приведших к провозглашению независимости страны в 1968 году. Он выразил протест постколониальной конституции вестминстерской системы, предложенной британским правительством, по которой он бы стал конституционным монархом[31][29]. После этого он создал партию «Национальное движение Имбокодво», получившую все кресла в парламенте страны на выборах 1967 года[31]. Великобритания признала его королём в 1967 году, когда Свазиленду было представлено самоуправление. После провозглашения независимости 6 сентября 1968 года Собуза II, апеллируя к традиции прямого управления экономикой и обществом, изменил конституцию, распустил парламент и стал абсолютным монархом 12 апреля 1973 года[52][30] [9][31][53]. В первые годы после обретения независимости, власть Собузы II над вождями Свазиленда вряд ли была единообразной и далекой от абсолютной, особенно на юге страны[54].
В 1978 году появилась новая конституция, предписывавшая возврат к племенным традициям[29], включая формирования коллегии выборщиков из 80 человек, которых избирают члены 40 местных районов[англ.]. В правление Собузы II экономика страны процветала ввиду богатства Свазиленда ресурсами[31].
Внешняя политика
Политика Мбабане в области регионального экономического сотрудничества также проявлялось в членстве Свазиленда в Южноафриканской региональной комиссии по сохранению и использованию почв (SARCCUS), которая с момента своего создания в 1950 году занималась продвижением «более тесного технического сотрудничества между территориями, составляющими южноафриканский регион, по всем вопросам, связанным с контролем и предотвращением эрозии почвы, сохранением, защитой и улучшением, а также рациональным использованием почвы, растительности. а также источники и ресурсы водоснабжения в соответствующих странах»[55].
Помимо SARCCUS, Свазиленд являлся членом Южноафриканского регионального совета по туризму (SARTOC), созданного в 1971 году для координации продвижения туризма в южной части Африки, а также Консультативного комитета, который во взаимодействии с SARCCUS, в прошлом неоднократно принимал своевременные меры по борьбе с заболеваниями поголовья на субконтиненте. Касательного возможного будущего институционализированного регионального экономического сотрудничества, то объявление в марте 1972 года о возможном соглашении о международных автомобильных перевозках между Свазилендом и бывшими территориями Верховного комиссара и начало переговоров 1970 года об установлении принципов, регулирующих использование общих водных ресурсов Свазиленда, Южной Африки и Мозамбика, являлись важными индикаторами направлений, по которым предполагалось взаимодействие[56].
В период восстания чернокожих против режима апартеида Южной Африки, официальная политика Собузы II по отношению к партизанскому движению черных южноафриканцев заключалась в том, чтобы предоставить убежище настоящим политическим беженцам, но не допускать присутствия вооруженных людей. Но стратегическое положение страны неизбежно делало ее каналом для проникновения партизан из Мозамбика в Южную Африку[29].
В 1978 году по приказу короля из страны были изгнаны члены одного из движений после того, как они попытались создать в Свазиленде военные базы[57].
Внутренняя политика
Во время правления Собузы II традиционализм или культурный национализм начали проявляться как государственная идеология монархии. Хотя традиция, по сути, постоянно развивалась и менялась[26][58], монархия делала упор на сопротивление радикальным изменениям и сохранение традиции и обычаев свази[59].
При Собузе многие свази жили в традиционных хижинах, одевались в традиционные одежды и принимали участие в традиционных церемониях, хотя исследователи Питер Форстер и Бонгани Нсибанде в своих публикациях пишут, что с начала 20 века в традиционной культуре свази наблюдается упадок[28]. Это могло быть связано с тем, что такие церемонии, как Умхланга (Танец тростника) и Инквала (Фестиваль первых плодов) не могли проводиться в отсутствие короля. Свазиленд не имел короля после смерти короля Нгаване V в 1899 году до коронации короля Собузы II в 1921 году.
Одна из самых сильных сторон Собузы II заключалась в его способности общаться со своими подданными. История и традиции свази устно передаются от одного поколения к другому через фольклор и рассказы. Старейшины всегда пользовались особым признанием и статусом на том основании, что они являются хранилищами знаний о прошлом. Собуза II был широко известен как искусный оратор[60][61], который широко использовал аналогии и рассказывание историй, чтобы подкрепить свое послание. В 1976 году он сравнил свое положение с положением человека, несущего глиняный горшок, который был настолько ценным, что его самого пришлось нести на случай, если он упадет и разобьет сокровище[62][47].
Стиль публичных выступлений Собузы не только отражал традиционные знания, но также привлекал слушателей, рассказывая о политических концепциях повседневной жизни в Свазиленде. Многие свази считали его источником мудрости и смирения[15].
Собуза II считался «иконой»[16] среди свази, считавших, что король был «всеобщей фигурой, на плечах которой должна быть возложена вся политическая власть»[63].
Amnesty International
В 1977–78 годах «Amnesty International» была в основном обеспокоена положением нескольких граждан Свазиленда, задержанных по политическим причинам, а также положением примерно 20 членов «Панафриканского конгресса Азании» (PAC), южноафриканского освободительного движения, которые были задержаны в апреле 1978 года. Все граждане Свази содержались под стражей в соответствии с положениями Королевского приказа от апреля 1973 года, который предусматривает содержание под стражей без суда и следствия на срок не более 60 дней. Однако почти во всех случаях задержанные содержались под стражей более 60 дней, поскольку по истечении срока их первого постановления о задержании они были немедленно повторно задержаны по новому распоряжению. То же самое произошло и с самым известным политическим заключенным, доктором Амброузом Зване, который был впервые задержан в феврале 1978 года. Он был бывшим лидером главной оппозиционной партии – «Конгресса национального освобождения Нгване» (NNLC), деятельность которой была запрещена в апреле 1973 года, когда король Собуза II приостановил действие Конституции и распустил парламент. В апреле 1978 года ему был вынесен новый приговор и заново заключен под стражу, поскольку он уже провел в заключении 60 дней. В знак протеста против такого обращения он объявил голодовку, и в конце апреля его перевели из центральной тюрьмы Матсапы в больницу в Манзини. Правительство Свазиленда не указало причин его задержания, хотя сначала ему было предъявлено обвинение в использовании поддельного проездного документа для поездки в Мозамбик в январе 1978 года. Однако это обвинение было снято до того, как дело было передано в суд, и вместо этого ему был вынесен ордер на задержание. Третий подряд ордер на заключение под стражу на 60 суток был вынесен в июне 1977 года, когда Зване прекратил голодовку[64]. Д-р Зване не был единственным лидером NNLC, задержанным в 1978 году. В середине 1977 года под стражу на 60 дней также был заключен бывший генеральный секретарь партии Клеменс Думсия Дламини, который непрерывно содержался под стражей в соответствии с очередными постановлениями о задержании более девяти месяцев[64].
Последние годы
Собуза II отпраздновал бриллиантовый юбилей в 1981 году, к этому моменту он успешно восстановил роль монарха как главного держателя власти, принимающего все решения[31]. В начале 1980-х Собуза попытался установить контроль над бантустаном Кангване в попытке объединить всех свази, разделённых границами, однако ему это не удалось. Собуза II умер 21 августа 1982 года во дворце в Лобамбе, ему было 83 года.
После его смерти Мангосуту «Гача» Бутелези (лидер южноафриканской «Партии свободы Инката») заявил: «Мы потеряли мудрого пожилого государственного деятеля в Южной Африке»[65][66].
Правление Собузы II продолжалось 82 года и 254 дня, что делает его наиболее долгим в истории. Единственные два монарха, чьё правление могло продолжаться дольше — древнеегипетский Пиопи II и когурёский Тхэджохо, однако достоверных данных о продолжительности их пребывания на троне нет.
Собуза II проводил взвешенную и осторожную политику добрососедства с Южной Африкой, которая контролировала 60% ее внешних поступлении[30]. После смерти короля Собузы II новая администрация Свазиленда в соответствии с условиями «договора о безопасности» с ЮАР обрушила репрессии на проживавших в стране членов АНК и их сторонников[67].
Семья
Собуза II продолжил обычай жениться на нескольких женщинах, у него было 70 жён, родивших ему 210 детей в период с 1920 по 1970 год[29]. По состоянию на 2000 год из них выжило 97. На момент смерти у Собузы II было более тысячи внуков[68]. Из-за многочисленных жён и потомства он получил прозвище «Бык Свази»[69].
30 августа 1980 года, по сообщению Ассоциации южноафриканской прессы автомобиль с четырьмя членами королевской семьи Свазиленда разбился возле южноафриканского города Витбанк, во время которой погиб принц Джон Дламини, брат короля Собузы II. В сообщении было заявлено, что трое других человек получили ранения[70].
После смерти Собузы II регентами стали назначенный им Принц Созиса Дламини[англ.] и королева Дзеливе, однако в результате борьбы за власть Созиса заменил её на королеву Нтфомби. Нтфомби правила при собственном сыне принце Макхосетиве Дламини, коронованном в 1986 году.
Награды
- Гранд-мастер Королевского ордена Короля Собузы II, 1975.
- Рыцарь Ордена Британской империи, 1966[71][72][73].
- Кавалер Ордена компаньонов Оливера Тамбо (посмертно, 2006)[74].
Примечания
- ↑ Cahoon, Ben Swaziland . World Statesmen.org. Дата обращения: 22 февраля 2015. Архивировано 6 ноября 2016 года.
- ↑ SNTC CULTURAL RESOURCES: King Sobhuza II (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 февраля 2015. Архивировано 2 марта 2015 года.
- ↑ Hilda Kuper, 1986, с. 15.
- ↑ Sobhuza II . Student Encyclopedia Britannica. Дата обращения: 2 сентября 2015. Архивировано 12 сентября 2015 года.
- ↑ McWhirter N. The Guinness Book of Records (англ.). — Guinness Superlatives, 1983. — P. 342.
- ↑ World's Longest Reigning Monarch Dies . The History Channel Australia. Дата обращения: 2 сентября 2015. Архивировано 24 сентября 2015 года.
- ↑ Booth Alan R. "European Courts Protect Women and Witches: Colonial Law Courts as Redistributors of Power in Swaziland 1920-1950 Архивная копия от 6 мая 2021 на Wayback Machine", Journal of Modern African Studies, Vol 18, No 2, (1992), p. 256.
- ↑ C. Youé, T. Stapleton, 2001, с. 85-86.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 9,3 Burke's Royal Families of the World, Volume II (англ.). — London: Burke's Peerage Ltd, 1980. — P. 214, 217—218, 270—271, 320. — ISBN 0-85011-029-7.
- ↑ Jonathan Crush. "The Struggle for Swazi Labour, 1890-1920 Архивная копия от 19 мая 2019 на Wayback Machine", (Kingston, Ontario, 1987), chapters 3-7.
- ↑ Alan R. Booth, 1984, с. 16-23.
- ↑ Platter, John Long Live the King: Sobhuza II of Swaziland Looks Back on 80 Years and 100 Wives . People.com (13 августа 1979). Дата обращения: 28 ноября 2013. Архивировано 3 декабря 2013 года.
- ↑ Robert T. Coryndon. "Swaziland", African Affairs, XIV (1915), p. 257.
- ↑ Swaziland: Annual Report 1907-08, Cd. 4448-5 (1909), LVIII, 7.
- ↑ 15,0 15,1 15,2 The Swazi Observer (21 July, 2006), p. 18.
- ↑ 16,0 16,1 The Swazi Observer, Independence Supplement (5 September, 2006), p. 3.
- ↑ Hilda Kuper, 1986, с. 72.
- ↑ Hilda Kuper, 1978, с. 7.
- ↑ ‘The Post-Sobhuza Power Struggle’, Africa Report, Vol. 29, No 1, Jan/Feb. 1984, p. 51.
- ↑ Ellen M. Magongo, 2009, с. 41.
- ↑ Alan R. Booth (1992). "European courts protect women and witches’: colonial law courts as redistributors of power in Swaziland 1920–1950", Journal of Southern African Studies, 18:2, 253-275.
- ↑ AR Booth, ‘European Courts Protect Women and Witches: Colonial Law Courts as Redistributors of Power in Swaziland 1920-1950’, Journal of Southern African Studies, Vol 18, No 2, (1992), p. 259.
- ↑ Robert H. Davies, Dan O'Meara, Sipho Dlamini. "The Kingdom of Swaziland: A Profile Архивная копия от 21 апреля 2021 на Wayback Machine", (Zed Books, London, 1985), p. 4.
- ↑ Hugh MacMillan, 1985, с. 647.
- ↑ Nquku JJ. "Bayete" (Macmillan, 1947), p 11.
- ↑ 26,0 26,1 The Nation (December, 2007), p. 7.
- ↑ The Times of Swaziland (20 April 1973), p. 1.
- ↑ 28,0 28,1 28,2 28,3 Peter G. Forster, Bongani J. Nsibande. "Swaziland: Contemporary Social and Economic Issues Архивная копия от 12 сентября 2007 на Wayback Machine", (Ashgate, Bongani J., Aldershot, 2000), p. XXIX.
- ↑ 29,0 29,1 29,2 29,3 29,4 The Washington Post (September 5, 1981): "60 Years and 150 Children Later, Sobhuza II Still Reigns Архивная копия от 21 сентября 2021 на Wayback Machine", By Caryle Murphy.
- ↑ 30,0 30,1 30,2 30,3 Le Monde (24 août 1982): "APRÈS LA MORT DU ROI SOBHUZA II La succession s'annonce délicate à Mbabane Архивная копия от 15 апреля 2021 на Wayback Machine".
- ↑ 31,0 31,1 31,2 31,3 31,4 31,5 31,6 31,7 31,8 Spence, J. E. Sobhuza II (1899–1982) rev. Oxford Dictionary of National Biography . Oxford University Press. Дата обращения: 22 ноября 2013.
- ↑ C. Youé, T. Stapleton, 2001, с. 95-96.
- ↑ L. Vail, L. White, 1991, с. 160.
- ↑ Hilda Kuper, 1978, с. 105.
- ↑ J. S. M. Matsebula, 1983, с. 54.
- ↑ Alan R. Booth, 1984, с. 5.
- ↑ Hilda Kuper, 1986, с. 12-13.
- ↑ J. S. M. Matsebula, 1972, с. 278-282.
- ↑ Gale Encylcopedia Sobhuza II . Answers. Дата обращения: 22 ноября 2013. Архивировано 3 декабря 2013 года.
- ↑ Google Books. Sobhuza II (неопр.). — Emmanuel Kwaku Akyeampong, Henry Louis Gates. Архивная копия от 5 июня 2014 на Wayback Machine
- ↑ Международная жизнь, Выпуски 7-12. Всес. об-во по распространению полит. и науч. знаний, (1967), стр. 173.
- ↑ Давидсон А. Б. «Южная Африка: Становление сил протеста. 1870—1924», Наука, (1972), стр. 350.
- ↑ Ronald Hyam. "The Failure of South African Expansion, 1908-1948" (New York, 1972), p. 175.
- ↑ J. S. M. Matsebula, 1972, с. 108.
- ↑ John J. Grotpeter. "Historical Dictionary of Swaziland" (New Jersey, 1975), p. 69.
- ↑ L. Vail, L. White, 1991, с. 163.
- ↑ 47,0 47,1 Kanduza, Ackson M. "Evolving Significance of King Sobhuza II’s 1941 Petition", Transafrican Journal of History, Vol. 25, (1996), pp. 110-122.
- ↑ Jack Halpern. "South Africa's Hostages: Basutoland, Bechuanaland and Swaziland" (Baltimore, 1965), p. 338.
- ↑ J. S. M. Matsebula, 1972, с. 108-109.
- ↑ Douglas Pott. "The Story of the Swaziland Protectorate", Race Relations Journal, LVIII, 2 (1951), 129-65.
- ↑ John J. Grotpeter, Warren Weinstein. "The Pattern of African Decolonization: A New Interpretation" (Syracuse, 1973), pp. 98-9.
- ↑ "Proclamation by King Sobhuza II to the Nation on 12 April 1973" . eisa.org (April 16, 1973). Дата обращения: 14 июня 2021. Архивировано 14 мая 2021 года.
- ↑ Рабочий класс стран Африки: справочник. Издательство "Наука, " Гл. ред. восточной литературы, (1983), стр. 170.
- ↑ Alan R. Booth. "The Political Economy of Law in Colonial Swaziland, 1920-1950", Paper presented at the African Studies Association Conference, November 1990, pp. 47-49.
- ↑ D.M. Joubert. "SARCCUS" (Address to Symposium on Natural Resources in South Africa. University of the Witwatersrand, December 1971): E.D. Adler - "Inter-Territorial Technical Cooperation in Southern Africa with Special Reference to SARCCUS". South African Journal of Science, Vol. 67, 1971.
- ↑ The Star (7.9.1971).
- ↑ AF Press Clips, Volume 16, Issues 27-51, (1981), p. 23.
- ↑ Hilda Kuper, 1972, с. 605-607.
- ↑ Hugh MacMillan, 1985, с. 643.
- ↑ Richard Levin. "Hegemony and Crisis: Royal Power in Transition", (University of Liverpool, 1985), p. 478.
- ↑ The Nation (December, 2007), p. 14.
- ↑ Hilda Kuper, 1978, с. 210-211, 256-257, 316, 339.
- ↑ The Swazi Observer, Independence Supplement (5 September, 2006), p. 2.
- ↑ 64,0 64,1 "Amnesty International Annual Report 1978" . Amnesty International (1979). Дата обращения: 14 июня 2021. Архивировано 25 августа 2018 года.
- ↑ The Swazi Observer (25 August, 1982), p. 1.
- ↑ The Times of Swaziland (27 August, 1982), p. 1.
- ↑ ЮАР и страны южноафриканского региона, М., (1987), стр. 121.
- ↑ Swaziland National Trust Commission Succession In Swazi Kingship (недоступная ссылка). Sntc.org.sz. Дата обращения: 28 ноября 2013. Архивировано 25 июля 2001 года.
- ↑ The New York Times (Aug. 23, 1982): "KING SOBHUZA OF SWAZILAND DIES; REIGNED 82 YEARS Архивная копия от 8 мая 2021 на Wayback Machine", By Wolfgang Saxon.
- ↑ The New York Times (Aug. 31, 1980): "Swazi Prince Dies and 3 Are Hurt In a Car Accident in South Africa Архивная копия от 6 мая 2021 на Wayback Machine".
- ↑ Viewing Page 24 of Issue 43854 . London-gazette.co.uk (31 декабря 1965). Дата обращения: 28 ноября 2013.
- ↑ Viewing Page 2796 of Issue 38929 . London-gazette.co.uk (2 июня 1950). Дата обращения: 28 ноября 2013.
- ↑ Viewing Page 3096 of Issue 34396 . London-gazette.co.uk (11 мая 1937). Дата обращения: 28 ноября 2013. Архивировано 2 декабря 2013 года.
- ↑ The Presidency The Order of the Companions of O.R. Tambo . Дата обращения: 22 февраля 2015. Архивировано 5 ноября 2013 года.
Источники
- Hugh MacMillan. Swaziland: Decolonisation and the Triumph of 'Tradition' // Cambridge University Press. — 1985. — Декабрь (т. 23, No. 4). — С. 643-666.
Литература
- Chris Youé, Tim Stapleton. Agency and Action in Colonial Africa. — Palgrave Macmillan, 2001. — 229 с. — ISBN 978-0333778852.
- Hilda Kuper. Sobhuza II, Ngwenyama and King of Swaziland. — Duckworth, 1978. — 363 с. — ISBN 978-0715611852.
- Hilda Kuper. The Swazi: A South African Kingdom. — Holt, Rinehart and Winston, 1986. — 187 с. — ISBN 9780030702396.
- J. S. M. Matsebula. A history of Swaziland. — Longman Southern Africa, 1972. — 131 с.
- Leroy Vail, Landeg White. Power and the Praise Poem: South African Voices in History. — University of Virginia Press, 1991. — 364 с. — ISBN 978-0813913407.
- Ellen M. Magongo. Kingship and transition in Swaziland, 1973-1988. — University of South Africa, 2009. — 139 с.
- J. S. M. Matsebula. The King's eye. — Maskew Miller Longman, 1983. — 181 с. — ISBN 978-0636002210.
- Alan R. Booth. Swaziland: Tradition And Change In A Southern African Kingdom. — Westview Press, 1984. — 156 с. — ISBN 978-0865312333.
- Hilda Kuper. A Royal Ritual in a Changing Political Context (англ.) // Cahiers d'études africaines. — 1972. — Т. 12, № 48. — С. 593-615. — doi:10.3406/cea.1972.2739.
Ссылки
- История жизни Собузы II Архивная копия от 18 декабря 2007 на Wayback Machine