Конёнков, Сергей Тимофеевич
Сергей Конёнков | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Дата рождения | 28 июня (10 июля) 1874 | |||||
Место рождения | Караковичи, Ельнинский уезд, Смоленская губерния, Российская империя | |||||
Дата смерти | 9 декабря 1971 (97 лет) | |||||
Место смерти | Москва, СССР | |||||
Жанр | скульптор, педагог | |||||
Стиль | модерн, социалистический реализм | |||||
Награды |
|
|||||
Звания |
|
|||||
Премии |
|
|||||
Серге́й Тимофе́евич Конёнков (28 июня [10 июля] 1874, Верхние Караковичи, Ивановское сельское поселение — 9 декабря 1971, Москва) — русский и советский скульптор, график, педагог. Академик АХ СССР (1954; член-корреспондент с 1947). Народный художник СССР (1958). Герой Социалистического Труда (1964). Лауреат Ленинской премии (1957) и Сталинской премии третьей степени (1951).
Ещё до революции скульптора называли «русским Роденом».
Биография
Родился в зажиточной крестьянской семье, представители которой после войны 1812 года сумели выкупить себя из крепостной зависимости.
Учился в прогимназии и экстерном сдал экзамены за курс классической гимназии. В 1892—1899 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (ныне Московский художественный институт имени В. И. Сурикова) у С. И. Иванова и С. М. Волнухина. Окончил курс со званием неклассного художника.
В 1897 году вместе с Константином Клодтом командирован училищем за границу «за счёт процентов с премии имени С. М. Третьякова». Посетил Германию, Францию, Италию.
В 1898 году по возвращении из командировки исполнил статую «Камнебоец».
В 1899—1902 годах учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге в мастерской В. А. Беклемишева. За дипломную работу «Самсон, разрывающий узы» в 1902 году получил звание скульптора. Скульптура показалась слишком революционной и по распоряжению чиновников Академии художеств была уничтожена.
Принимал участие в Декабрьском восстании 1905 года в Москве. В 1906 году под впечатлением событий создал цикл портретов участников боёв на Пресне («Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин»).
Оформил кафе Филиппова на Тверской (1905), создал барельеф «Пиршество» (1910).
В 1907 году выставил так называемую «Лесную серию» — ряд деревянных изваяний славянских языческих богов. В них автор сочетал архаические мотивы, приёмы примитивной скульптуры и модернистскую экспрессию.
В 1909 году принят в члены Союза русских художников.
В 1910 году участвовал в конкурсе проектов памятника Александру ll в Санкт-Петербурге.
В 1912 году путешествовал по Греции и Египту.
В августе 1916 года был избран в действительные члены Императорской академии художеств. Организовал первую персональную выставку в своей мастерской на Пресне. В декабре 1916 года провёл вторую, а в ноябре 1917 года — третью персональную выставку в своей мастерской.
После революции 1917 года принимал участие в плане монументальной пропаганды, однако чиновники от власти настороженно приняли его модернистские, экспрессивные работы. В 1917 году вошёл в отдел пластических искусств Комиссии по охране памятников старины и искусства, в Коллегию художников театра и комиссии «Крáсоты Москвы». В 1917—1919 годы — организатор и председатель Московского профессионального союза скульпторов-художников.
В 1918—1922 годах преподавал во ВХУТЕМАСе и студии Пролеткульта в Москве.
В 1918 году создал доску «Павшим в борьбе за мир и братство народов» для Сенатской башни Московского Кремля и скульптурную композицию «Степан Разин со своей дружиной» для Красной площади (дерево; хранятся в Государственном Русском музее)
Работал над «лесной серией», в которой широко использовал дерево, применяя различные приёмы обработки. Для него лес — это воплощение стихийных сил природы, символ красоты. Он творчески переосмыслил образы старинных преданий, использовал приёмы народной резьбы. К серии принадлежат такие работы как «Старенький старичок» (1909), «Старичок-полевичок» (1909), «Стрибог» (1910), «Вещая старушка» (1916), «Дядя Григорий» (1916), «Нищая братия» (1918).
Прообразом лица, изображённого в скульптуре «Вещая старушка», скульптору послужила чрезвычайно популярная в 1915—1916 годах русская сказительница былин и сказов М. Д. Кривополенова, простая пинежская крестьянка, удивившая Россию своим природным талантом.
Параллельно с «лесным циклом» работал над «греческим циклом» (работы «Юноша» и «Горус»).
Одним из первых среди русских скульпторов рубежа 19-20 веков обратился к изображению обнажённого женского тела. Его работы часто выдержаны в традициях русского народного искусства, деревянной резьбы. («Крылатая» (1913), «Жар-птица» (1915), «Кариатида» (1918).
Был членом Общества русских скульпторов, Ассоциации художников революционной России[1]
В 1923 году участвовал в оформлении Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве, для которой выполнил из дерева статуи «Рабочий», «Крестьянка», «Текстильщица» и другие.
В конце 1923 года вместе с женой, по предложению А. В. Луначарского уехал сначала в Ригу, а затем в США для участия в выставке русского и советского искусства. Предполагалось, что поездка продлится только несколько месяцев, однако возвращение на родину состоялось только через 22 года. Основным местом жительства и работы в этот период стал Нью-Йорк.
В 1928—1929 годах посетил Италию и встретился с А. М. Горьким. В Риме проходила его персональная выставка. По инициативе М. Горького создал галерею портретов деятелей искусства и науки — бюсты М. Горького, А. Довженко, И. Павлова, Ф. Шаляпина.
К американскому периоду творчества относятся его рисунки, связанные с размышлениями на темы Библии, «Апокалипсиса». Художник изобразил Христа, пророков и апостолов, создал эскизы к космогониям.
Провёл персональные выставки в Нью-Йорке в 1925 году и в Риме в 1928 году.
В 1935 году администрация Принстонского университета заказала скульптору бюст учёного А. Эйнштейна. Великий физик с уважением относился к творчеству русского скульптора, но с ещё большим вниманием — к жене Конёнкова, Маргарите. Маргарита была также знакома с Р. Оппенгеймером, «отцом американской атомной бомбы».
Во время Второй мировой войны был членом Комитета помощи России. Получили известность письма пророческого характера, которые накануне войны скульптор писал И. В. Сталину[2] По фотографиям выполнил скульптурные портреты Г. Жукова, К. Рокоссовского, И. Конева, Р. Малиновского.
В США был членом общины «Ученики Христа», основанной проповедником Ч. Т. Расселом.
По личному приказанию И. В. Сталина в 1945 году был зафрахтован пароход «Смольный», на котором скульптор и все его работы перевезли в СССР. Многие авторские гипсы были затем переведены в материал. Скульптор получил мастерскую на улице Горького в Москве.
В 1965 году в здании Московского дома художника на Кузнецком Мосту состоялась выставка работ скульптора, приуроченная к 90-летию со дня его рождения[3].
По воспоминаниям М. П. Лобанова:
Довелось мне быть однажды вместе со школьниками у Конёнкова, в его мастерской на углу улицы Горького и Тверского бульвара. Колоритный старец показывал детям свои извлечённые им из дерева чудеса: всяких лесовиков, полевичков, зверушек, лесную нечисть, рассказывал, как в детстве любил слушать старого пасечника, изображал, как тот вытаскивал из бороды запутавшихся в ней пчёл. И в конце встречи Сергей Тимофеевич угостил нас редкостным зрелищем. В то время он работал над проектом памятника Ленину, который, по его замыслу, должен был представлять установленную на Воробьёвых горах высоченную фигуру вождя, с протянутой рукой вращающуюся в течение суток вокруг своей оси вслед за движущимся солнцем. «Степан! Заводи!» — раздался вдруг громкий голос Сергея Тимофеевича, и тотчас же откуда-то из дверей выбежал похожий на обломовского Захара нечёсаный мужик, включил что-то в памятнике, агрегат загрохотал, и Владимир Ильич медленно задвигался вокруг своей оси, к восхищению школьников.[4]
Автор портретов И. С. Тургенева, В. В. Маяковского, К. Э. Циолковского, Н. Д. Зелинского, памятников А. С. Пушкину, Л. Н. Толстому, В. И. Сурикову, надгробия М. М. Пришвину.
Скульптор также выполнил обещание, данное М. Горькому во время их встречи в Италии, создав портрет внучки писателя Марфы, её дочери Нины и матери — Надежды Алексеевны Пешковой и объединив их в цикл «Три возраста» (скульптурные портреты «Марфинька» и «Ниночка»).
В галерее портретов особое место занимают изображения композиторов, в том числе И. С. Баха и Н. Паганини.
Из не воплощённых работ — проект памятника Александру II.
Умер 9 октября 1971 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 8). На могиле установлен известный автопортрет скульптора, за который он был удостоен Ленинской премии.
Личная жизнь
Первая жена — Татьяна Яковлевна
- сын — Кирилл Сергеевич Конёнков (1909—2000), инженер-конструктор[5]
- внучка — Алла Кирилловна Конёнкова, кандидат культурологии[5]
В 1922 году женился на Маргарите Ивановне Воронцовой (1895—1980). Брак остался бездетным[6].
Награды и звания
- Герой Социалистического Труда (1964)
- Народный художник РСФСР (1955)
- Народный художник СССР (1958)
- Ленинская премия (1957) — за скульптуру «Автопортрет»
- Сталинская премия третьей степени (1951) — за скульптурные портреты «Марфинька» и «Ниночка»
- Два ордена Ленина
- 17.01.1956 — за заслуги в области развития советского изобразительного искусства
- 1964
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «В память 800-летия Москвы»
- Действительный член АХ СССР (1954)
- Почётный гражданин Смоленска (1964)
Работы Сергея Конёнкова
-
Атланты, 1893. Городская усадьба Кузнецовых.
-
Кора, 1912
-
Юная, 1916
-
Купальщица, 1917
-
Нищая Братия, 1917
-
Банк Рукавишниковых. Скульптурные фигуры рабочего и крестьянки
-
Надгробие А. Г. Костикова
Память
- В 1974 году, к столетию скульптора, в Москве, в доме, где он прожил свои последние 24 года, был открыт музей, названный «Мемориальный музей-мастерская Конёнкова». В него входят собственно мастерская, где работал мастер, его квартира, кабинет, а также холл и вестибюль. Интерьер выполнен по проекту самого С. Т. Конёнкова.
- На стене музея установлена мемориальная доска-барельеф.
- Также именем скульптора названы улицы в Москве, Смоленске, Рославле, Новошахтинске.
- Смоленский музей изобразительных искусств имени С. Т. Конёнкова.
-
Вход в Дом-Музей в Москве
-
Могила С. Т. Конёнкова на Новодевичьем кладбище в Москве
-
Музей скульптуры Сергея Конёнкова в Смоленске
-
Почтовая марка СССР, 1973 год: портрет Конёнкова, художник Корин, Павел Дмитриевич
-
Бюст Конёнкова в Смоленске
Художественные образы
- Телесериал «Эйнштейн. Теория любви» (2013) — Александр Балуев
Примечания
- ↑ Творческое объединение Ассоциация художников революционной России . Дата обращения: 28 августа 2020. Архивировано 24 октября 2020 года.
- ↑ Сергей Конёнков. Письма в СССР . Дата обращения: 18 июня 2012. Архивировано 15 мая 2012 года.
- ↑ Федосюк Ю. А. Москва в кольце Садовых. — 2-е, перераб. изд. — М.: Московский рабочий, 1991. — С. 52—62. — 496 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-239-01139-7.
- ↑ М. П. Лобанов. В сражении и любви. . Дата обращения: 18 июня 2012. Архивировано 9 ноября 2014 года.
- ↑ 5,0 5,1 Конёнкова Алла Кирилловна
- ↑ Коненков Сергей Тимофеевич: биография, скульптуры, личная жизнь
- ↑ Мемориалы на предприятиях . Logoworks.narod.ru (2017). Дата обращения: 26 мая 2018. Архивировано 22 мая 2018 года.
Литература
- Конёнков С. Т. Мой век: Воспоминания. — М.: Политиздат, 1971. — 368 с.
- Трифонова Л. П. Сергей Тимофеевич Конёнков / Оформление серии В. Д. Гончаренко. — Л.: Художник РСФСР, 1975. — 54 с. — (Массовая библиотечка по искусству). — 30 000 экз.
- Каменский А. А. Конёнков. — М.: Искусство, 1975. — 224 с. — (Жизнь в искусстве).
- Лазарев С. Е. Образ Степана Разина в изобразительном искусстве // Преподавание истории в школе. 2016. № 8. С. 29-34.
- Кравченко К. С. Сергей Тимофеевич Коненков. — 2-е изд., перераб.. — М.: Искусство, 1967. — 279 с.
Ссылки
- С. Т. Конёнков. Из книги «Мой век»
- Конёнков Сергей Тимофеевич. Биография и творчество художника на Artonline.ru
- Мемориальный музей-мастерская С. Т. Конёнкова в Москве
- работы Конёнкова
- Журнал Итоги: Сергей Конёнков сумел предсказать дату победы над Германией и время наступления Апокалипсиса
- Конёнков, его жена и Эйнштейн
- Могила скульптора
- Сергей Конёнков. Письма в СССР (с иллюстрациями автора)
- (недоступная ссылка) Статья, посвящённая творчеству скульптора. (недоступная ссылка) — Художественно-исторический журнал «Баян». 1914 г.
- Конёнков Сергей Тимофеевич — Биография, статьи, работы
- Газета «Комсомольская правда». Скульптор Конёнков предсказал Сталину начало Великой отечественной войны
- Проблема материала в скульптуре: С. Т. Конёнков l
- Иллюстрации. Конёнков.
- Родившиеся 10 июля
- Родившиеся в 1874 году
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Ельнинском уезде
- Умершие 9 декабря
- Умершие в 1971 году
- Умершие в Москве
- Скульпторы по алфавиту
- Скульпторы СССР
- Скульпторы России
- Скульпторы XX века
- Скульпторы XIX века
- Скульпторы Российской империи
- Педагоги по алфавиту
- Педагоги СССР
- Педагоги России
- Педагоги XX века
- Герои Социалистического Труда по алфавиту
- Кавалеры ордена Ленина
- Награждённые медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Награждённые медалью «В память 800-летия Москвы»
- Народные художники СССР
- Народные художники РСФСР
- Лауреаты Ленинской премии
- Лауреаты Сталинской премии
- Художники по алфавиту
- Художники-педагоги
- Мемуаристы СССР
- Союз русских художников
- Члены Союза художников СССР
- Ассоциация художников революционной России
- Действительные члены Академии художеств СССР
- Действительные члены Императорской Академии художеств
- Художники-соцреалисты СССР
- Художники-соцреалисты России
- Графики СССР
- Графики России
- Почётные граждане Смоленска
- Выпускники Московского училища живописи, ваяния и зодчества
- Выпускники Высшего художественного училища
- Преподаватели ВХУТЕМАСа
- Скульпторы-монументалисты СССР
- Авторы памятников и мемориалов
- Русские эмигранты первой волны в США
- Вернувшиеся русские эмигранты первой волны
- Похороненные на Новодевичьем кладбище
- Долгожители СССР
- Преподаватели по алфавиту
- Тема:Вооружённые силы России:Последняя правка: в прошлом году