Сахаджия
Сахаджи́я, или саха́джа (санскр. सहज, IAST: sahaja, букв.: «спонтанный, естественный») — стиль религиозной дисциплины в восточной духовности выражаемый главным образом в народной драматургии и поэзии, в которой авторы без стеснения глубоко поглощены мистическими переживаниями и ролями их духовных персонажей.
Литературное использование этого термина началось в 8-м столетии н. э. северным мастером буддизма индийским тантриком Сарахой. Понятие спонтанной духовности вводил в индуизм натха йог Горакшанатх. Её баулы Бенгалии своими песнями, описывала в своих стихах поэтесса Мира Баи, писал Кабир. Продвижение к этой стадии совершенства описывал Гуру Нанак, основатель традиции сикхов. Индийские поэты Чандидас, Джаядева, Видьяпати, в своих трудах описывали расы или «вкусы» любви и преданности, которые позже высоко оценил Чайтанья (1486—1534).
Учитель Натхов Махендранатх считал, что сахаджия — это естественная радость[1]. Он писал, что как дети, мы естественны, но такой характер затем часто становится скрытым под давлением обстоятельств и искусственных глобальных понятий[2]. Сахаджия означает понимание и принятие этой скрытой сущности человека, его природы, его личных вкусов. Эта идея резонирует с идеей даосизма Лао Цзы, некоторой практики возврата к спонтанности ребёнка.
В вайшнавизме некоторые сахаджии в XVII веке увлеклись сексуальными практиками тантры, чем встретили неприязнь со стороны общества, нарушая сдержанный общественный порядок. Им пришлось уйти в подполье, и потому изучить адекватно это явление не представляется возможным. Тем не менее, более общественная версия сахаджии, довольствующаяся песнями и танцами, стихами и спектаклями, довольно популярна в Бенгалии, избегая нарушения общественного порядка.
Цель вайшнавской сахаджии осознать свою глубоко скрытую естественную природу при помощи определённой практики медитации, описываемой вкратце так: «Нужно думать о Кришне, сознательно удаляя любые другие мысли, концентрироваться и размышлять о вечных ежедневных играх бога. Это должно привести к трансу любви. Хорошо практикующий это представляет себе, что Радха и Кришна делают в течение дня, из перспективы его собственной естественной роли, сиддха-дехи».[3]
См. также
Примечания
- ↑ Shri Gurudev Mahendranath. Ecstasy, Equipoise, and Eternity (англ.) (недоступная ссылка). International Nath Order. Дата обращения: 11 июня 2015. Архивировано 8 февраля 2009 года.
- ↑ Shri Gurudev Mahendranath. The Pathless Path to Immortality (англ.) (недоступная ссылка). International Nath Order. Дата обращения: 11 июня 2015. Архивировано 30 января 2009 года.
- ↑ Swami Tripurari. Sahajiya & Rasika (англ.). Sanga (1999). Дата обращения: 11 июня 2015. Архивировано 16 марта 2016 года.
Литература
- Паритош Дас «Сахаджия вайшнавская и буддийская»
- Arora, R.K. The Sacred Scripture (New Delhi: Harman, 1988), chapter 6: Sahaja
- Das Gupta, Shashibhusan. Obscure religious cults (Calcutta: Mukhopadhyay, 1969)
- Davidson, Ronald M. «Reframing Sahaja: genre, representation, ritual and lineage», Journal of Indian Philosophy, vol.30, 2002, pp45-83
- Dimock, Edward C. Jr. "The Place of the Hidden Moon — Erotic Mysticism in the Vaiṣṇava-sahajiyā Cult of Bengal, University of Chicago Press, 1966
- Kvaerne, Per. «On the Concept of Sahaja in Indian Buddhist Tantric Literature», Temenos, vol.11, 1975, pp88-135
- Neki, J.S. «Sahaja: an Indian ideal of mental health», Psychiatry, vol.38, 1975, pp1-10
- Ray, Niharranjan. «The Concept of Sahaj in Guru Nanak’s Theology and its Antecedents», in Medieval Bhakti Movements in India, edited by N.N.Bhattacharyya (New Delhi: Munshiram Manoharlal, 1969), pp17-35
Для улучшения этой статьи желательно: |