Хедаят, Садег
Садег Хедаят | |
---|---|
Садег Хедаят, иногда Садек Хедаят (перс. صادق هدایت; 17 февраля 1903, Тегеран — 9 апреля 1951, Париж) — иранский писатель, филолог и общественный деятель.
Биография
Садег Хедаят родился 17 февраля 1903 в Тегеране в аристократической семье, несколько поколений которой занималось литературной и политической деятельностью или служило в армии в генеральских чинах. Его прадедом был историк Риза Кули-хан Хедаят.
Учился во французском лицее Святого Людовика в Тегеране и в тегеранской высшей политехнической школе Дар ул-Фунун, затем в 1926 г. отправился для продолжения образования в Европу. Изучал в Бельгии инженерное дело, затем перебрался во Францию, где изучал архитектуру и стоматологию, в 1927 г. предпринял неудачную попытку утопиться в Марне и был спасён оказавшимися поблизости рыбаками. Много читал западную литературу, в наибольшей степени его интересовало творчество Э.По, Гоголя, Мопассана, Чехова, Рильке, Кафки; интересовался также иранской историей и фольклором. В Бельгии опубликовал своё первое эссе «Смерть». Не окончив учёбы и не получив диплома, в 1930 г. вернулся в Иран. В Тегеране стал членом литературного модернистского общества и занимал мелкие чиновничьи должности.
В 1936 году он переехал в Бомбей по приглашению одного из иранских дипломатов, в это время ему уже запретили публиковаться в Иране. В Бомбее изучал древнее иранское наречие в обществе парсов, написал ряд рассказов, завершил и напечатал тиражом 50 экземпляров начатую ещё в Париже книгу «Слепая сова». В 1937 году Хедаят вернулся в Тегеран, не желая больше обременять своих друзей, за счет которых он жил в Бомбее. В 1939 году он стал редактором нового издания «Музыкальный журнал», но в 1941 году журнал закрыли и Хедаят был вынужден пойти работать переводчиком в Университет искусств. Перевел на современный язык несколько памятников средневековой персидской словесности, собирал народные предания, детские игры и песни, переводил с французского. На общественных началах был соредактором модернистского литературного журнала «Сохан».
На фоне нестабильной политической ситуации в Иране 1940-х Хедаят порвал с радикально настроенными в политическом отношении объединениями интеллектуалов, что сделало его изгоем: он не мог публиковать свои книги, у него не было достаточно денег, началась депрессия, что повлекло за собой алкоголизм и употребление наркотиков.
Его друг Хасан, который служил дипломатом во Франции, пригласил его в Париж, чтобы развеять его депрессию, которая ухудшалась с каждым днем. В 1950 г. Хедаят уехал в Париж. В приступе депрессии уничтожил несколько рукописей своих произведений и покончил жизнь самоубийством (отравился газом). Похоронен на кладбище Пер-Лашез.
Творчество
Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы литературного русского языка. |
Автор нескольких драм об истории и современности, книг рассказов и повестей, путевых записок, сборников сатирической прозы, направленной против политического и религиозного консерватизма. Сочинения Хедаята переведены на многие языки мира, наиболее известно его произведение «Слепая сова».
Многие рассказы Хедаята написаны в стиле критического реализма и считаются одними из лучших произведений иранской литературы XX в. Но самый большой вклад его в развитие иранской литературы — это обращение к опыту западного модернизма и сюрреализма.
Работы Хедаята можно классифицировать на четыре категории: романтическая национальная проза, рассказы в стиле критического реализма, сатира и психологические произведения.
Первая категория включает историческую драму «Парвин, дочь Сассана» и «Три капли крови», и рассказы «Тень монгола» и «Последняя улыбка». Эти произведения отображают чувства, возникающие на фоне персидской идеологии и её культа, который развивался в среде модернистской элиты Ирана после Первой мировой войны. «Последняя улыбка» — более зрелая работа этого направления. Драма Хедаята не очень развита, и, чувствуя это, он через некоторое время перестал работать в этом направлении.
Вторая категория — это рассказы в стиле критического реализма, которых намного больше и которые намного лучше с точки зрения стиля. Эти работы включают «Алавийя-ханум», комедия в классическом её понимании, «В поисках Абсолюта», «Законник» и «Кладбищенский вор». Сатира и ирония широко используются в этих произведениях, но только некоторые из них могут быть причислены к сатирическим. Они отображают разные аспекты жизни городского низшего звена среднего класса, но тем не менее это не рассказы о бедных угнетённых людях, которым нужно сочувствовать. Бедность и суеверия соединяются с грустью, радостью и, отчасти, преступным поведением.
Третья категория, сатира, очень богата. Хедаят был мастером сатиры и писал как вербальные, так и драматические сатиры. Произведения этого направления включают рассказы, романы, а также короткие и длинные анекдоты. «Хаджи-ага» — наиболее длинная сатира на политическую элиту, особенно консервативных взглядов.
Но самой удачной категорией является четвёртая — психологические произведения. «Слепая сова» — наиболее удачный пример этого направления. Вместе с рассказом «Три капли крови» она носит модернистский характер, здесь используется стиль символизма и сюрреализма, нет определённого время и места действия. Другие произведения этого типа, «Заживо погребенный», «Марионетка за кулисами», «Тупик», «Темная комната», используют реалистический стиль в представлении психологического направления.
Психологические произведения Хедаята, такие как «Три капли крови» и «Заживо погребенный», носят ужасающий характер, в их конце умирают вместе и люди и животные. Каждый отдельный человек не лучше толпы — циничный, раболепный, меркантильный, а те, кто все же лучше, недостойно умирают, но при этом восстают, достигая идеала или мести. В каждом произведении этого направления безысходность всегда присуща от начала до конца произведения, но при этом идеал восстанавливается через процесс деструкции. Смерть становится выходом в безответной любви, стремлении найти друга, уважение, знание, постигнуть искусство, не добиваясь этого. В произведениях Хедаята всегда чувствуется противопоставление желанного и действительности, реального и того, что должно быть на самом деле, человека и Бога. Все это ведёт к смерти главного героя, так как смерть — это единственный способ достигнуть гармонии.
Литературные исследования Хедаята включают «Рубайят Омара Хайяма», «Человек и животное», «Смерть», «Польза от вегетарианства», «Магия в Персии», «Исфахан, половина мира» и др.
Вершиной творчества писателя считается повесть «Слепая сова» с её психологическим направлением. Повесть состоит из двух частей. В первой части рассказывается современная история о повествователе и ангелообразном существе, которое теряет силы и умирает, а повествователь хоронит его. Во второй части рассказывается та же самая история, но на другой манер. Это история о том самом повествователе и проститутке — падшем ангеле, которого повествователь убивает с помощью ножа.
Примечания
Сочинения
Рассказы и повести
- 1930 Zendé be Gūr/ Заживо погребенный, рассказы.
- 1932 Sé qatré khūn/ Три капли крови, рассказы
- 1933 Sāyé Roshan / Светотень, рассказы
- 1933 Alaviyeh Khanum/ Алавийя-ханум, рассказы
- 1937 Būf-e Kūr/ Слепая сова, повесть
- 1942 Sag-e Velgard/ Бездомный пес, рассказы
- 1944 Velengārī / Сплетни
- 1945 Hājī Āqā/ Хаджи-ага, рассказы
- 1946 Fardā/ Завтра
Драмы
- Parvin dokhtar-e Sāsān/ Парвин, дочь Сассана
- Afsāne-ye Āfarīnesh/ Сказка о сотворении мира
Путевые записки
- Esfahān Nesfe Jahān/ Исфахан, половина мира
- Rū-ye Jādeh-ye Namnak/ На скользкой дороге
Эссе
- 1923 Rubaiyat-e Hakim Umar-e Khayyam/ Рубайят Омара Хайяма
- 1924 Ensan va Hayvan/ Человек и животное
- 1927 Marg/ Смерть
- 1940 Chaykuvski/ Чайковский
- 1941 Shivehha-ye Novin Dar She’r-e Parsi/ Новые течения в персидской поэзии
- 1948 Payam-e Kafka/ Послание Кафки
- al-Be`thatu-Islamiya Ellal-Belad’l Afranjiya/ Миссия ислама в Европе
Публикации на русском языке
- Избранное, М., 1957
- Бродяга Аколь. Избранные произведения. М., I960
- Избранные произведения. М., 1969.
Литература
- Farzaneh M.F. Rencontres avec Sadegh Hedayat. Le Parcours d’une Initiation. Paris: José Corti, 1993
- Кешелава Т. Художественная проза Садека Хедаята. Тбилиси, 1958
- Комиссаров Д. С. Садег Хедаят. Жизнь и творчество. М., 1967
- Розенфельд А. З. Садек Хедаят и иранский фольклор // Востоковедение 17. Ленинград, 1991. С.83-100.
Ссылки
- http://www.angelfire.com/rnb/bashiri/Hedayat/Hedlife.html (англ.) Архивная копия от 19 сентября 2008 на Wayback Machine
- Проза on line (англ.)
- https://web.archive.org/web/20041010064728/http://www.jose-corti.fr/auteursetrangers/hedayat.html%7B%7Bref-fr%7D%7D
- http://hpd.de/node/1609 (нем.) Архивная копия от 10 апреля 2009 на Wayback Machine
- Фото