Буддха Йодфа Чулалоке
Буддха Йодфа Чулалок | |
---|---|
тайск. พระบาทสมเด็จพระพุทธยอดฟ้าจุฬาโลกมหาราช | |
1-й Король Сиама
|
|
6 апреля 1782 — 7 сентября 1809 (под именем Рама I) |
|
Предшественник | титул учрежден |
Преемник | Рама II |
|
|
Дата рождения | 20 марта 1737 |
Место рождения | Аюттхая |
Дата смерти | 7 сентября 1809 (72 года) |
Место смерти | Бангкок, Таиланд |
Род | Чакри |
Отец | Тхонгди |
Мать | Даореунг |
Супруга | Амариндра |
Дети |
сыновья: Буддха Лоетла Нафалай Пораманучит Чинорат |
Отношение к религии | Буддизм |
Буддха Йодфа Чулалок, он же Рама I (тайск. พระบาทสมเด็จพระพุทธยอดฟ้าจุฬาโลกมหาราช; 20 марта 1737 — 7 сентября 1809) — первый король Раттанакосина с 1782 по 1809 гг. Основатель и первый король из династии Чакри.
Взошел на трон в 1782 году после победы над восстанием, свергнувшим короля Таксина. Он также прославился как основатель новой столицы воссоединенного королевств — Бангкока[1].
Самым известным событием в правление Рамы I считается Сиамо-бирманская война 1785–1786 годов, ставшая последним крупным нападением бирманцев на Сиам[2].
Как и другие высокопоставленные фигуры старого Сиама, имя Рамы I менялось несколько раз в течение его жизни, в зависимости от его положения (фамилии в Сиаме в то время еще не были введены). Король Рама VI, который учился в Англии, понял, что имена большинства сиамских королей трудно воспроизвести и запомнить жителям Запада. Поэтому он распорядился использовать для всех царей династии Чакри имя Рама вместе с соответствующим порядковым номером. Итак, король Буддха Йодфа Чулалок в западной литературе стал – Рама I[3]. В 1982 году, через 200 лет после его воцарения, кабинет министров Таиланда решил присвоить ему эпитет Махарат («Великий»).
Биография
До коронации
Как и другие высокопоставленные фигуры старого Сиама, имя Рамы I менялось несколько раз в течение его жизни, в зависимости от его положения, и даже посмертно.
Будущий Рама I родился в 1737 году под именем Тхонг Дуанг в Аютии в период правления царя Боромакота[4]. Его отец Тхонгди, монского происхождения[5] [6], носил титул «Пхра Аксара Сундхорнсат» — секретарь монарха в Северном Таиланде и хранитель монаршей печати[7]. Его мать, Даореунг (настоящее имя Йок), была наполовину китаянкой[8]. В семье было семь детей.
Ребёнком Тхонг Дуанг был отдан в царский дворец как один из пажей царя Утхумпорна, где он познакомился со своим другом детства, будущим королём Таксином. В 1757 году он, согласно тайской традиции, на время стал буддийским монахом[9].
В 1758 году был назначен правителем Ратбури, а в 1760 году он женился на Нак.
В 1767 году, когда столица Сиама Аютия была осаждена бирманцами, Таксин прорвал осаду и вывел армию из города, а затем начал военные действия против бирманцев[10]. Тхонг Дуанг (известный в это время под именем Пхрайя Ратчабури) стал одним из его шести министров, и вместе с Пхрайя Пхичаи считался одним из двух ценнейших военачальников Таксина. В 1768 году Таксин провозгласил себя королём Сиама и перенёс столицу из разрушенной Аютии в Тхонбури. Тхонг Дуанг был назначен главой королевской полиции, фактически главнокомандующим. В результате военных успехов в Лаосе и Камбодже он продвинулся по службе и в 1778 году был назначен премьер-министром, что соответствовало чину и имени Сомдет Чау Пхрайя Кшатрийасеук.
Основатель новой династии
После падения в 1767 году Аютии, в стране, охваченной хаосом и войнами, наступил период «первобытной власти»[11], в котором господствовала жестокая сила. Генерал Таксин смог подчинить себе соперничающих лидеров и основать новое королевство в Тхонбури (ныне часть Бангкока), которое просуществовало всего пятнадцать лет[12].
В 1782 году главнокомандующий Таксина генерал Чакри стал новым правителем и перенес столицу через реку в Бангкок, который превратился в политическое и культурное сердце возрождения тайского общества. Второе падение Аютии означало разрушение домодернистской нации с ее «устаревшей» социальной организацией и мировоззрением. Этот крупный разрыв в истории Таиланда означал, что формирование современной тайской нации не могло рассматриваться как «возрождение» нации. Возникающая нация представляла собой новое образование, которое широко использовало существующие элементы для поощрения лояльности и единства. Этот необычный процесс был возможен только потому, что война и перемещение больших масс людей привели к разрушению местной идентичности. Косвенно это привело к укреплению общей тайской идентичности и появлению новой правящей элиты, которая нуждалась в легитимации и навсегда изменившая историю тайской нации[13].
В этот период охват центрального правительства и культуры была ограничена основными районами, а более мелкие политические единицы могли сохранить большую часть своей местной политической и культурной свободы. Однако XVIII век был временем постоянных войн и движения населения во всей Юго-Восточной Азии[14] [15]. Это оказало разрушительное воздействие не только на условия жизни людей, но и на всю структуру их идентичности[16] [17].
В 1782 году Буддха Йодфа Чулалоке вынужден был завершить кампанию в Камбодже, чтобы вернуться в Тхонбури и подавить восстание Пхрайя Сан. Король Таксин в это время уже проявлял черты религиозного фанатизма на грани безумия, и Тхонг Дуанг возглавил государственный переворот, в результате которого Таксин был смещён и казнён вместе с группой придворных. Рама I был коронован 20 апреля 1782 года[18] [19]. Полное его имя после коронации было Пхрабат Сомдет Пхра Буддха Йодфа Чулалок. Он также перевёл столицу Сиама с правого берега Чаупхрайи (Тхонбури) на левый. Причинами для переноса были лучшее стратегическое положение, а также желание начать правление новой династии (Чакри) с чистого листа. Новая столица получила название Раттанакосин («Местонахождение изумрудного Будды»), а сам город был переименован в Бангкок.
Внешняя политика и войны
Королю Раме I пришлось фактически заново создавать административно-бюрократический аппарат, законодательство, феодальную иерархию[20].
В 1784–1785 годах основатель династии Нгуен, Нгуен Ань, договорился с Рамой I о том, что сиамские войска помогут ему напасть на Вьетнам, находившийся тогда под управлением тайшонов[21]. Объединённый флот потерпел сокрушительное поражение от вьетнамцев в сражении в дельте Меконга. Однако в результате Сиам смог оказывать достаточное влияние на деятельность династии Нгуен. В частности, после поражения от Вьетнама Нгуен Ань получил политическое убежище в Сиаме и ожидал возможности отвоевать своё государство[22]. В 1788 году он смог завоевать Сайгон и в 1802 году провозгласил себя императором Зя Лонгом[23].
В Камбодже в 1779 году в результате переворота власть перешла к сыну короля Ань Эню[24]. Он проводил провьетнамскую политику, что вызвало недовольство Рамы I[25]. Он сверг и захватил в плен Ань Эня (позже сделав его в Бангкоке своим приёмным сыном), а в Камбодже посадил своего наместника, Абхая Бхубет. В 1794 году, когда Ань Энь достиг совершеннолетия, он был восстановлен как король Камбоджи под именем Нарайраджа III. Часть территории Камбоджи около Сиемреапа была аннексирована Таиландом и продолжала оставаться под управлением Абхая Бхубета, но управление проводилось в соответствии со сложившимися кхмерскими традициями.
В 1785–1786 годах прошла Война девяти армий, начавшаяся нападением девяти бирманских армий на северный Сиам[26]. После того, как бирманцы заняли город Пхитсанулок, Рама I лично возглавил армию, двинувшуюся на север[27]. Одновременно были отражены нападения бирманцев в центральном Сиаме (Канчанабури) и на Пхукете, где бирманцы напали на Тхаланг, где сестра и жена только что умершего наместника сумели организовать сопротивление и отразить нападение. В 1786 году бирманцы снова попытались вторгнуться в Таиланд, на этот раз единой армией, но снова потерпели поражение в сражении при Та Дин Данг[28].
Экономика и культура
Рама I продолжил политику Таксина по стимуляции китайской иммиграции, что благоприятным образом сказалось на экономике Сиама[29]. Большая часть китайских иммигрантов была занята в торговле.
Рама I перенёс столицу из Тхонбури, фактически построив новую столицу — Бангкок[30]. В первые же годы своего правления он построил множество дворцов, в том числе Большой дворец. Королевская капелла (Ват Пхра Кео) с храмом Изумрудного Будды до сих пор считается одним из величайших шедевров архитектуры Таиланда.
В 1804 году король приказал создать новый свод законов, известный как Законы трёх печатей[31]. Последний представляет собой компиляцию законов, действовавших в Аюттхайский период. Он также инициировал проведение существенных реформ в тайском буддизме с целью устранения суеверий и переноса внимания с почитания местных духов и прошлых правителей на почитание Будды. Рама I назначил первого Верховного патриарха тайского буддизма, ответственного за соблюдение законов.
Король отличался большой любовью и уважением к литературе[32]. Он приказал перевести на тайский многие произведения индийской литературы, и написал Рамакиен, тайский вариант Рамаяны.
Смерть и наследие
Король Рама I умер 7 сентября 1809 года в Бангкоке после короткой болезни[33]. Ему наследовал сын Буддха Лоэтла Набхалай, коронованный под именем Рама II[34].
Во время правления Рамы I Сиам достиг могущества, невиданного с XVI века. Он полностью уничтожил угрозу бирманских вторжений, а также распространил влияние Сиама на Лаос, Камбоджу и даже Вьетнам. За время его правления было построено большое количество буддийских храмов и памятников.
Примечания
- ↑ Keat Gin Ooi. "Southeast Asia: A Historical Encyclopedia, from Angkor Wat to East Timor", (2004), p. 289.
- ↑ Klaus Wenk. "The Restoration of Thailand Under Rama I, 1782-1809", Association for Asian Studies, (1968).
- ↑ Walter F. Vella. "Chaiyo!: King Vajiravudh and the Development of Thai Nationalism", (2019), p. 143.
- ↑ Chris Baker, Pasuk Phongpaichit (2005). A History of Thailand. Cambridge University Press. pp. 32 and 288. ISBN 0-521-81615-7.
- ↑ Chris Baker[англ.], Pasuk Phongpaichit[англ.]. A History of Thailand (англ.). — Cambridge University Press, 2005. — P. 32 and 288. — ISBN 0521816157.
- ↑ The following article was written by King Rama IV of the Kingdom of Thailand in 1855 in response to the British Governor to Hongkong. And another related article from The Nation newspaper on 13 December 1999. Архивировано 17 октября 2007 года.
- ↑ Sulak Sivaraksa (1985). Siamese Resurgence: A Thai Buddhist Voice on Asia and a World of Change. Asian Cultural Forum on Development. p. 175.
- ↑ Down Sampeng Lane: The Story of Bangkok's China Town Archived 2007-07-08 at the Wayback Machine.
- ↑ B. J. Terwiel. Thailand's Political History: From the Fall of Ayutthaya in 1767 to Recent Times. River Books, (2005), p. 63.
- ↑ B. J. Terwiel. A History of Modern Thailand, 1767-1942. University of Queensland Press, (1983), p. 51.
- ↑ Term coined by Pye, Lucian, Asian Power and Politics, Cambridge (1993), p. 33.
- ↑ Wyatt, David. “The ‘Subtle Revolution’ of King Rama I o f Siam”, New Haven (1982), p. 11.
- ↑ Andreas Sturm, 2006, p. 65.
- ↑ Liebermann, Victor. “Mainland-Archipelagic Parallels and Contrasts, c. 1750-1850”, London (1997), pp. 27-30.
- ↑ Andreas Sturm, 2006, p. 66.
- ↑ Wyatt, David. “History and Directionality in the Early Nineteenth-Century Tai World”, London (1997), pp. 433-436.
- ↑ Lieberman, Victor. "Strange Parallels: Southeast Asia in Global Context, c. 800-1830", Cambridge (2003), p. 334.
- ↑ Gregory Byrne Bracken. "A Walking Tour Bangkok: Sketches of the city’s architectural treasures Архивная копия от 16 ноября 2020 на Wayback Machine", (2011), p. 8.
- ↑ M. K. Agarwal. "From Bharata to India: Chrysee the Golden Архивная копия от 16 ноября 2020 на Wayback Machine", (2013), p. 410.
- ↑ Народы Азии и Африки, Выпуски 4-6. Издательство Академии наук СССР, (1981), стр. 43.
- ↑ The Vietnam Review: VR., Volume 2, (1997), p. 155.
- ↑ Nola Cooke, Tana Li. Water Frontier: Commerce and the Chinese in the Lower Mekong Region, 1750-1880. (2004), p. 105.
- ↑ Micheal Clodfelter. "Warfare and Armed Conflicts: A Statistical Encyclopedia of Casualty and Other Figures, 1492-2015, 4th ed.". McFarland, (2017), p. 117.
- ↑ Anthony Reid. "The Chinese Diaspora in the Pacific". Ashgate, (2008), p. 96.
- ↑ Justin Corfield. "The History of Cambodia". (2009), p. 16.
- ↑ Kittisak Nui Tiyapan. "Siamese Lanna", (2003), p. 59.
- ↑ Chris Baker, Pasuk Phongpaichit. "A History of Ayutthaya", (2017), p. 77.
- ↑ Jeremy Black. "War and the World: Military Power and the Fate of Continents, 1450-2000", (2008).
- ↑ Daniel Dudley Lovelace. "China and "people's War" in Thailand, 1964-1969", Center for Chinese Studies, University of California, (1971), p. 19.
- ↑ Subhadradis Diskul (M.C.). Art in Thailand: A Brief History. Faculty of Archaeology, Silpakorn University, (1970), p. 23.
- ↑ Patit Paban Mishra. "The History of Thailand". (2010), p. 73.
- ↑ Bulletin Issues 1-12. Kokusai Bunka Kaikan (Tokyo, Japan), (1958), p. 5.
- ↑ Čhunlačhakkraphong. Lords of Life: The Paternal Monarchy of Bangkok, 1782-1932 (англ.). — Taplinger, 1960. — P. 114.
- ↑ Ellen London. "Thailand Condensed: 2,000 Years of History & Culture Архивная копия от 16 ноября 2020 на Wayback Machine", (2009), p. 41.
Литература
- Andreas Sturm. The king's nation: A study of the emergence and development of nation and nationalism in Thailand. — Dissertation Publishing, 2006.