Парр, Ральф Шерман

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Ральф Парр»)
Ральф Шерман Парр
англ. Ralph Sherman Parr
Дата рождения 1 июля 1924(1924-07-01)
Место рождения Портсмут, штат Вирджиния
Дата смерти 7 декабря 2012(2012-12-07) (88 лет)
Место смерти Нью-Браунфелс, штат Техас
Принадлежность  США
Род войск ВВС США
Годы службы 1942-1976
Звание полковник
Командовал 12th Tactical Fighter Wing  (англ.)
Сражения/войны

Вторая мировая война
Корейская война
Вьетнамская война

Награды и премии
Крест Военно-воздушных сил США
Орден «Легион почёта» степени легионера(3) (10)
(41)

Ральф Шерман Парр (англ. Ralph Sherman Parr; 1 июля 1924, Портсмут, Виргиния — 7 декабря 2012, Нью-Браунфелс, штат Техас) — полковник ВВС США, участник Второй мировой, Корейской и Вьетнамской войн, ас Корейской войны. Единственный человек в истории американских военно-воздушных сил, награждённый одновременно Крестом «За выдающиеся заслуги» и сменившим его Крестом Военно-воздушных сил (вторая по старшинству награда ВВС США).

Биография

Родился в 1924 году в Портсмуте, Виргиния. Его отец был лётчиком военно-морской авиации. В 1942 году вступил на службу в Резерв Армии США. Прошёл лётную подготовку и в 1944 году получил «крылышки» лётчика-истребителя. Участвовал в боевых действиях на Тихом океане, летая на P-38.

В 19461948 годах Парр состоял в резерве, затем вернулся на активную службу. В Корее он отслужил два срока. В 1950 году, в начале войны, он выполнял вылеты на F-80 «Шутинг Стар» в составе 49-го истребительно-бомбардировочного крыла; до Кореи он освоил более новый F-86 «Сейбр», но в первые месяцы войны «Сейбры» не применялись. Примечательно, что до этого он никогда не летал на F-80. Во второй раз Парр попал в Корею в 1953 году, когда война уже заканчивалась. Теперь он летал на F-86 в составе 4-го крыла истребителей-перехватчиков и отличился, одержав за семь недель в 47 боевых вылетах 10 воздушных побед, причём асом (5 побед) он стал после первых 11 вылетов[1]. За воздушный бой 30 июня 1953 года, в котором Парр одержал две победы и спас от сбития командира крыла, он был награждён Крестом «За выдающиеся заслуги» (на тот момент это была вторая по старшинству награда ВВС США).

Свою последнюю и наиболее противоречивую победу Парр одержал в заключительный день войны 27 июля. Над территорией Китая в районе города Хуадянь он в составе группы перехватил и сбил транспортный самолёт Ил-12 ВВС СССР, перевозивший военнослужащих ВВС Тихоокеанского флота по маршруту Порт-АртурВладивосток. На борту самолёта погиб 21 человек. В историю ВВС США эта воздушная победа вошла как последняя победа в Корейской войне. Советский Союз предъявил США судебный иск на сумму в 1 млн. 860 тыс. долларов[2], но американская сторона отклонила его, утверждая, что советский самолёт был сбит на территорией КНДР (хотя обломки и тела погибших найдены в месте падения на территории КНР в 110 километрах от границы).[3]

После войны Парр занимал различные административные и командные должности, служил в американской советнической миссии в Нидерландах. В начале 1960-х он освоил только что поступивший на вооружение истребитель-бомбардировщик F-4C «Фантом» II и стал одним из первых лётчиков-инструкторов на самолётах этого типа. На Вьетнамской войне он провёл два срока, будучи сначала оперативным офицером, а затем командиром 12-го тактического истребительного крыла. 16 марта 1968 года во время осады Кхесани Парр, осуществляя прикрытие военно-транспортного самолёта, в одном вылете уничтожил две миномётные и шесть пулемётных позиций вьетконговцев (семь из восьми боевых заходов он выполнил на повреждённом самолёте). За этот подвиг он был награждён Крестом Военно-воздушных сил[4], второй по старшинству наградой, хотя командование морской пехоты предлагало представить его к высшей награде — Медали Почёта[1]. После Вьетнама он занимал различные штабные должности, был начальником штаба советнической миссии в Иране. Его военная карьера закончилась неудачно: в 1976 году, инспектируя пострадавшую от урагана авиабазу Эглин, он получил серьёзную травму и ушёл в отставку в звании полковника.

В 2001 году Парр участвовал во встрече с бывшими советскими пилотами, воевавшими в Корее. На этой встрече он заявил: «Пилоты обеих сторон очень уважают друг друга. Между ними нет враждебности»[5].

Награды

За три десятилетия службы в ВВС США Ральф Парр налетал, по разным источникам, 6000—7000 часов на истребителях, участвовал в трёх войнах, совершил более 600 боевых вылетов, одержал 10 воздушных побед.

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 COL Ralph Parr USAF (RET). Dinner Speaker for February 27, 2003 (Golden Gate Wing) (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 ноября 2009. Архивировано 24 сентября 2015 года.
  2. Евгений Шолох. Тайны «Холодной войны». Дата обращения: 14 ноября 2009. Архивировано 14 августа 2009 года.
  3. Доронин С. Лёгкая добыча «двойного аса» Парра. // Морской сборник. — 2000. — № 10. — С.83—85.
  4. PARR, RALPH S. Air Force Cross Citation (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 ноября 2009. Архивировано 26 мая 2011 года.
  5. Keith Rogers. Foes No Longer Архивная копия от 17 марта 2005 на Wayback Machine  (Дата обращения: 14 ноября 2009)

Ссылки