Радхакришнан, Сарвепалли

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Радхакришнан»)
Сарвепалли Радхакришнан
хинди सर्वपल्ली राधाकृष्णन
13 мая 1962 года — 12 мая 1967 года
Вице-президент Закир Хусейн
Предшественник Раджендра Прасад
Преемник Закир Хусейн
13 мая 1952 года — 12 мая 1962 года
Президент Раджендра Прасад
Предшественник должность учреждена
Преемник Закир Хусейн

Дата рождения 5 сентября 1888(1888-09-05)
Дата смерти 17 апреля 1975(1975-04-17) (86 лет)
Образование

Мадрасский университет
Калькуттский университет

Мадрасский христианский колледж[англ.]
Делийский университет
Награды
Большой крест ордена Белой розы Кавалер Большого креста ордена Ацтекского орла
Орден «Pour le Mérite»
Темплтоновская премия (1975)
Премия мира немецких книготорговцев (22 октября 1961)
Медаль Гёте города Франкфурта-на-Майне (1959)
Член Британской академии (1962)
Почётный доктор Загребского университета
Почётный доктор Калькуттского университета
Почётный профессор Московского университета (1956)
Почётный доктор философских наук Московского университета (1964)[1]
Место работы Калькуттский университет
Майсурский университет

Сарвепалли Радхакри́шнан (хинди सर्वपल्ली राधाकृष्णन, 5 сентября 1888, Тируттани, Мадрасское президентство, Британская Индия — 17 апреля 1975, Мадрас, Индия) — индийский философ, государственный и общественный деятель. Второй президент Индии (1962—1967). Первый вице-президент Индии (1952–1962). Вице-канцлер Университета Андхры (1931—1936). Четвёртый Вице-канцлер[англ.] Бенаресского индуистского университета (1939—1946). Почётный член Британской академии (1962).

Биография

Портрет Сарвепалли Радхакришнана работы С. П. Иванова, 1953 год

Родился 5 сентября 1888 года в Тируттани в богатой брахманской семье в селении Тируттани северо-западнее Мадраса. Родной язык — телугу.

Окончил Мадрасский христианский колледж[англ.], бывший сравнительно либеральным и дававшим качественное образование. В 1907 году защитил магистерскую диссертацию «Этика веданты и её философские предпосылки».

Преподавал в ряде индийских колледжей и университетов.

В 1918—1921 годы — профессор Майсурского университета.

В 1921—1931 годы — профессор Калькуттского университета.

Публиковал оригинальные работы и переводы религиозно-философских текстов с санскрита и пали. В 1923—1927 годах в Лондоне вышел его капитальный двухтомный труд «Индийская философия» (русский перевод — 1956—1957 годы)[2].

Читал лекции в Оксфордском, Гарвардском и других западных университетах.

В 1931—1936 годах вице-канцлер[3] Университета Андхры.

В 1936—1952 годы — сполдинговский профессор религии и этики[англ.] в Оксфордском университете.

В 1939—1946 годах — вице-канцлер[англ.] Бенаресского индуистского университета.

После провозглашения независимости Индии занимался не столько философией, сколько общественной и государственной деятельностью. В 1946 году назначен послом в ЮНЕСКО, в 1949 году — послом в СССР. Руководил реформами высшего образования в Индии. С 1952 года — первый вице-президент, в 1962—1967 годах — второй президент Республики Индия.

Лауреат Темплтоновской премии за прогресс в религии (1975).

Мировоззрение

Философия индуизма
Школы
Философы и мыслители

C самого детства верил в реальность потустороннего мира, лежащего за поверхностью явлений. Получив европейское образование в колониальных учебных заведениях, он высоко ценил западную философию, но с самого начала научной деятельности выступил пропагандистом традиционной философии Индии, доказывая, что она находится по меньшей мере на таком же уровне, как и западная. В магистерской диссертации он выступил против распространённого тогда в Европе мнения, что индийская философия вообще и веданта в частности совершенно не интересуется этическими проблемами. В последующих своих публикациях и особенно в труде «Индийская философия» он старался непредвзято давать изложение точек зрения разных школ, но тем не менее не мог удержаться от оценки их с позиций той философии, которую сам разделял, — адвайта-веданты. Критически относясь к ритуалистическим и догматическим тенденциям в индуизме, он подчёркивал те аспекты, которые приемлемы для западного стиля мышления: антиритуалистическую, чисто духовную направленность Упанишад, попытки многих школ смягчить суровость кастового строя и дать членам низших каст возможность заниматься практикой самоосвобождения. Отмечая близость буддизма к западным учениям агностического и позитивистского толка, он писал, что человеческий ум всё же не может уйти от «сугубо академических» онтологических проблем и замкнуться только на практически полезном: мы неизбежно будем пытаться дать ответы даже на, казалось бы, совершенно неразрешимые вопросы бытия. Отрицательно относясь к материализму, он старался и к нему быть справедливым: не исключал, что взгляды древнеиндийских материалистов были искажены позднейшими комментаторами-идеалистами и что на самом деле индийский материализм не был так грубо гедонистичен.

Занимая руководящие университетские посты в колониальной Индии и участвуя в строительстве Индии независимой, Радхакришнан вводил преподавание естественнонаучных и технических дисциплин (колониальная британская администрация придала индийскому образованию сугубо гуманитарный характер, не подпуская «туземцев» к современной технике). Протестуя против европоцентристского пренебрежения к индийской культуре, он выступал и против консервативных, антизападных сил в Индии. Он писал: «Лично я не сомневаюсь в том, что все попытки с индусской или мусульманской стороны противостоять современной научной и промышленной цивилизации обречены на провал, и я буду смотреть на этот провал без сожаления»[4].

Был убеждён, что все вероучения по сути своей едины. Он считал, что развитие мировой религиозной и философской мысли должно привести к появлению универсальной религии, универсальной философии и универсальной морали, и фундаментом их должна будет служить адвайта-веданта.

Семья

В семье родилось 5 дочерей и сын — Сарвепалли Гопал, позднее ставший известным историком.

Отзывы

Буддолог В. П. Андросов отмечал, что у Радхакришнана существуют некоторые ошибки в восприятии восточных религий из-за желания возвысить веданту, последователем которой он являлся. Андросов указывал, что исследование Радхакришнаном буддизма происходило с точки зрения индуизма, при этом одновременно Радхакришнана некритично относился к сверхъестественной части в индийской философии. В качестве одного из примеров Андросов привёл сравнение Радхакришнаном учения школы Нагарджуны с «адвайтизмом типа Шанкары или Брэдли»[5].

Буддолог И. С. Урбанаева указывала, что опора Радхакришнана на адвайта-веданту в своих исследованиях стала причиной того, что «многие важнейшие понятия и ключевые положения буддизма, особенно мадхьямики, у него получили, к сожалению, искажённую философскую интерпретацию, когда он, в частности, рассматривает философию школы йогачара как разновидность гегельянства, ставящего в центр вещей самосознание, а философию Нагарджуны — как „адвайтизм типа Шанкары или Брэдли“». Урбанаева также раскритиковала точку зрения Радхакришнана о том, что буддизм является «предварительным учением», на котором строила свою дальнейшую философию адвайта[6].

Переводы

  • Радхакришнан С. Индийская философия. Т. 1—2. М., 1956—1957. (Репринт: СПб., 1994.)

Примечания

  1. Радхакришнан Сарвепалли. МГУ. Дата обращения: 25 марта 2024. Архивировано 25 марта 2024 года.
  2. Есть на psylib.org.ua. Архивировано 18 июня 2006 года..
  3. То есть фактический руководитель: в Индии канцлер университета — почётная должность высших представителей центральной и местной власти.
  4. Литман, 1983, с. 101.
  5. Андросов В. П. Начальный этап философского нагарджуноведения // Учение Нагарджуны о Срединности: исслед. и пер. с санскр. «Коренных строф о Срединности» («Мула-мадхьямака-карика»); пер. с тиб. «Толкования Коренных строф о Срединности, [называемого] Бесстрашным [опровержением догматических воззрений]» («Мула-мадхьямака-вритти Акутобхайя») / ИВ РАН. — М.: Восточная литература, 2006. — С. 153. — 846 с. — ISBN 5-02-018488-8.
  6. Урбанаева И. С. Основные тенденции и подходы к изучению буддизма в контексте становления сравнительной философии // Буддийская философия и практика: «постепенный» и/или «мгновенный путь» просветления / Отв. ред. Л. Е. Янгутов. — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2016. — С. 38. — 420 с. — ISBN 978-5-7925-0448-6. — ISBN 978-5-7925-0449-3 (т. 1).

Литература

на русском языке
на других языках