Стефановский, Пётр Михайлович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Пётр Михайлович Стефановский»)
Пётр Михайлович Стефановский
белор. Пётр Міха́йлавіч Стэфано́ўскі
Дата рождения 2 января 1903(1903-01-02)
Место рождения село Чирковичи, Паричская волость, Бобруйский уезд, Минская губерния, Российская империя
(ныне Светлогорский район, Гомельская область, Белоруссия)
Дата смерти 23 февраля 1976(1976-02-23) (73 года)
Место смерти Москва, СССР
Принадлежность  СССР
Род войск авиация
Годы службы 19251954
Звание Генерал-майор ВВС СССР генерал-майор
Командовал 402-й истребительный авиаполк особого назначения, Западный сектор ПВО Москвы
Сражения/войны Великая Отечественная война
Награды и премии
Герой Советского Союза
Орден Ленина Орден Ленина Орден Ленина Орден Красного Знамени
Орден Красного Знамени Орден Красного Знамени Орден Отечественной войны I степени Орден Отечественной войны I степени
Орден Красной Звезды Орден Красной Звезды Орден Красной Звезды Медаль «За боевые заслуги»
Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» Медаль «За оборону Москвы» Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
В отставке с 1954 года
«Звено -СПБ»ТБ-3-4АМ-34ФРН с истребителями И-16 тип.24 под крылом

Пётр Михайлович Стефановский (2 января 1903, Чирковичи, Бобруйский уезд Минской губернии — 23 февраля 1976, Москва) — военный лётчик-испытатель 1 класса, исследовавший более 50 новых типов советских самолётов, заместитель начальника Управления испытания самолётов Научно-испытательного института Военно-Воздушных Сил, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза.

Биография

Родился на хуторе Покровка, жители которого в 1939 году были переселены в деревню Чирковичи (ныне Светлогорского района Гомельской области), в крестьянской семье. В 1909 году семья Стефановских переехала жить на станцию Телуша (ныне Бобруйский район Могилёвской области) Западной железной дороги, где купила у помещика землю. Пётр помогал по хозяйству отцу. С 1922 года Пётр Стефановский работает чернорабочим в городе Бобруйске (ныне Могилёвской области, Беларусь).

В 1925 году был призван на военную службу в Смоленск, во 2-ю отдельную разведывательную эскадрилью. В 1926 году, по собственному желанию, был направлен в Военно-теоретическую школу Военно-Воздушных Сил в Ленинграде, которую окончил в 1927 году.

С 1928 года проходил обучение в Качинской военной авиационной школе лётчиков, после чего проходил службу в Луганске в должности лётчика-инструктора. В 1931 году был направлен в Москву, в НИИ ВВС, на должность лётчика-испытателя.

Довоенный период

Первыми испытываемыми машинами были ТБ-1 и ТБ-3. Служил и летал вместе с Чкаловым, Юмашевым, Коккинаки, Гродзем, был дружен с Супруном.

С конца 1931 года был одним из основных лётчиков-испытателей проекта «Звено», в качестве пилота авиаматки-бомбардировщика, под общим руководством конструктора В. С. Вахмистрова. Совершал вылеты на всех стадиях проекта от «Звена-1» до «Звена-7». Был первым пилотом, поднявшим ТБ-3 в составе «Звена-7» в воздух 20 ноября 1935 года.

В 1936 году на самолёте БОК-1 конструктора В. А. Чижевского последовательно побил несколько рекордов высоты, зафиксировав новый рекорд на отметке 10360 метров.

Стефановский несколько раз участвовал в первомайских парадах на Красной площади, пролетая над ней на ярко-жёлтом самолете И-16.

Война

Начало войны встретил в Москве, в звании подполковника. По инициативе Супруна, одобрённой лично Сталиным, из лётчиков-испытателей были созданы три истребительных полка, командование которыми было поручено Супруну, Кабанову и Стефановскому. 29 июня командиры полков докладывали Сталину о готовности, и уже 30 июня 1941 года 402-й истребительный авиационный полк под командованием Стефановского вылетел к месту постоянной дислокации, в Идрицу.

Первые боевые вылеты полк совершил 3 июля 1941 года, сбив 6 самолётов противника и потеряв 1 самолёт. Пилот, старший лейтенант Шадрин, остался жив, и ему даже удалось посадить подбитый МиГ-3, но самолёт в силу секретности пришлось уничтожить.

За годы войны лётчики 402-го полка совершили более 13 000 вылетов, сбили 810 самолётов противника. Стефановский за время своего командования совершил 150 боевых вылетов, сбил 4 самолёта противника. В июле 1941 года полковник Стефановский был отозван с фронта и переведён на должность командующего Западным сектором ПВО Москвы.

В мае 1942 года, по собственному желанию, с должности заместителя командира авиакорпуса вновь направлен в НИИ ВВС на лётно-испытательную работу, сначала на должность лётчика-испытателя, затем на должность заместителя начальника отдела НИИ ВВС. С 1943 года — заместитель начальника Управления НИИ ВВС. 23 февраля 1943 года, во время первых испытаний Як-9, потерпел крушение, после которого смог подняться в небо только 10 октября. В 1944 году вступил в ряды КПСС, получил звание генерал-майора авиации.

Послевоенный период

После окончания войны продолжал работу в НИИ ВВС. Провёл 238 испытаний, совершил 16 первых вылетов на новых типах самолётов. Первым в мире выполнил высший пилотаж на реактивном самолёте, за что был награждён орденом Красного Знамени. Всего же за время работы в институте Стефановским было испытано более 50 новых типов самолётов, освоено 317 различных типов самолётов, совершено более 13 500 полётов.

В период с 28 февраля по 19 марта 1947 года лётчик впервые провел испытания на высший пилотаж реактивного самолета Як-15, заводской номер 310009. 17 и 18 марта высший пилотаж на Як-15 выполнил начальник 1-го УМАЦ подполковник Прокопий Акуленко, а затем другие летчики-инструкторы этого центра — майоры Иван Кошель и Анастасий Кузьминский, капитаны Евгений Зырянов и Михаил Уницкий[1].

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1948 года за освоение новой военной техники и проявленные при этом мужество и отвагу заместителю начальника управления испытания самолётов НИИ ВВС генерал-майору авиации Стефановскому Петру Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5811).

В 1954 году, после аварии на Ми-4 (при посадке у вертолёта самопроизвольно разрушился рулевой винт) повредил позвоночник, был признан негодным к полётам и вышел в запас, а затем — в отставку. Недолгое время работал в КБ Яковлева, в должности одного из его заместителей. Жил и работал в Москве, написал книгу воспоминаний «Триста неизвестных».

Скончался 23 февраля 1976 года. Прах захоронен в колумбарии на Новодевичьем кладбище.

Память

Плита колумбария Стефановского на Новодевичьем кладбище Москвы

Увековечиванием памяти земляка занималась учитель и директор Чирковичской средней школы Мария Петровна Зыкун: её усилиями в 2006 году на стене этого учебного заведения появилась мемориальная доска (скульптор — А. Кострюков[2]), а сама школа стала носить имя Героя Советского Союза Стефановского[1].

  • В Минске[3], деревне Чирковичи Светлогорского района Гомельской области (Республика Беларусь) и городе Щёлково Московской области именем П. Стефановского названы улицы.
  • Имя Героя носит средняя школа в Чирковичах. Одна из экспозиций в школьном музее посвящена П. М. Стефановскому.
  • Памятная доска П. М. Стефановскому установлена на доме в Щелково. Надпись гласит: "В этом доме жил с 1937 г. по 1950 г. Герой Советского Союза Стефановский Пётр Михайлович"
  • Экспозиция в музее боевой и трудовой славы имени А. К. Пищалова — филиале Светлогорского историко-краеведческого музея. Экспонаты, выписка из метрической книги Чирковичской церкви Петра и Павла о родившихся в 1903 году (рукописная, с различными пометками)[4].
  • В январе 2023 года в музее боевой и трудовой славы имени А. К. Пищалова в Чирковичах прошло мероприятие, посвящённое юбилею П. М. Стефановского[4].

Награды

Сочинения

Примечания

Ссылки

Пётр Михайлович Стефановский. Сайт «Герои страны».