Беранже, Пьер-Жан де
Пьер-Жан де Беранже | |
---|---|
фр. Pierre-Jean de Béranger | |
Место рождения | Париж |
Гражданство | Франция |
Род деятельности | Поэт |
Язык произведений | Французский |
Пьер-Жан де Беранже́ (фр. Pierre-Jean de Béranger, 19 августа 1780, Париж — 16 июля 1857, там же) — французский поэт и сочинитель песен, известный прежде всего своими сатирическими произведениями.
Биография
Беранже родился 19 августа 1780 года в Париже, в буржуазной семье (несмотря на приставку де в фамилии, он не был аристократом)[1]. Однако вскоре после брака родители разошлись, и ребёнок попал на воспитание к своему деду Пьеру Шампи, портному, у которого и находился первые десять лет[2], которому он впоследствии посвятил песню «Портной и волшебница».
В детстве стал свидетелем революционных событий, в частности видел разрушение Бастилии. Учился в Перонне в школе, организованной по принципам Ж. Ж. Руссо. В молодости переменил ряд профессий: был учеником часовых дел мастера, трактирным слугой, библиотекарем, учился ювелирному делу и др.
В первых поэтических опытах Беранже (1796) видно влияние классицизма, но вскоре поэт осваивает более простой и демократичный песенный жанр. Первые образцы песен (анакреонтического содержания) были созданы им в 1802 году, первый же поэтический сборник «Песни нравственные и другие» был опубликован в 1815 году. Со временем политическая направленность сочинений Беранже усилилась: в его песнях содержалась резкая критика аристократии («Маркиз де Караба», Marquis de Carabas, 1816), Людовика XVIII («Навуходоносор», Nabuchodonosor, 1823), иезуитов («Святые отцы», Les révérends pères, 1819). В ряде песен Беранже заметно влияние утопического социализма («Священный союз народов», La Sainte-Alliance des peuples, 1818). Беранже был одним из создателей романтического мифа о Наполеоне, так называемой «наполеоновской легенды»[3][4] («Пятое мая», Le cinq mai, 1821). В известной песне «Народная память» Беранже также поэтизировал Наполеона как императора-демократа, не брезговавшего зайти в любую крестьянскую хижину и поговорить с простым народом.
В 1821 и 1828 годах Беранже подвергался тюремному заключению за печать своих песен в виде сборников-томов[5]. Суды, проводившиеся во время Реставрации, производили огромное впечатление на публику, что только помогало ему продавать больше книг и получать ещё большую известность. Друзья и знакомые посещали Беранже (в 1828 году в тюрьме его гостями были Александр Дюма и Виктор Гюго), присылали ему письма, стихи, подарки. В дни Июльской революции 1830 года поэт был очень активен. Он оказался в штабе восстания, принимал участие в решении вопроса о будущей форме правления. В 1833 году, после издания своего нового сборника Беранже хотел совсем отойти от литературной жизни и уехал из Парижа. В последний период своего творчества он практически не публиковался. Лишь в 1847 году Беранже издает небольшой сборник, куда входит десять песен. Скончался 16 июля 1857 года, тремя месяцами пережив подругу своей жизни Жюдит Фрер.
И. В. Гёте, который неоднократно положительно высказывался о творчестве французского поэта в январе 1827 года говорил про его творчество своему секретарю И. П. Эккерману[6]:
— Эти песни, — сказал он, — следует рассматривать как лучшие творения такого жанра, они поистине совершенны, особенно если подумаешь об их переливчатом рефрене, — без него они, пожалуй, чересчур серьезны, чересчур остроумны и эпиграмматичны. Беранже всегда напоминает мне Горация и Гафиза, эти оба тоже стояли над своим временем, с веселой насмешкой бичуя упадок нравов. Беранже занял ту же позицию в отношении окружающего его мира. Но так как он выходец из низких слоев общества, то беспутство и пошлость не столь уж ненавистны ему, я бы даже сказал, что он говорит о них не без некоторой симпатии.
Беранже оказал значительное влияние на творчество испанского поэта Агилеры.
Беранже в России
Беранже стал известен в России ещё в первой четверти XIX века. Однако в это время в России, по позднейшему замечанию Н. Г. Чернышевского, Беранже «не понимали, считая его не более, как певцом гризеток»[7]. Кроме того в отношении его стихов действовали цензурные ограничения[8]. А. С. Пушкин упоминает «Беранжера» в «Графе Нулине».
Н. А. Добролюбов писал в 1858 году про распространенность поэзии Беранже в России следующее: «Переводов этих песен почти не было, а если и появлялись они, то всегда, по какой-то странной случайности, выбор переводчиков падал на самые невинные вещи Беранже, и печатались эти переводы, тоже по какой-то особенной скромности, с невинным изъяснением: с французского, а иногда и вовсе без изъяснения»[9]. В. Г. Белинский в одной из статей называет Беранже «народным поэтом» Франции, а в письме к В. П. Боткину в 1841 году пишет, что «боготворит» его: «Это французский Шиллер, это апостол разума, в смысле французов, это бич предания. Это пророк свободы гражданской и свободы мысли»[10].
В Российской Империи произведения Беранже стали известны в XIX веке благодаря переводам В. С. Курочкина и М. Л. Михайлова.
В советскую эпоху его стихи переводили В. Е. Чешихин-Ветринский, П. Г. Антокольский, В. Г. Дмитриев, В. В. Левик, В. А. Рождественский, Пьер Жан, Л. Руст, М. А. Тарловский, А. С. Эфрон и др.
На стихи «Старый капрал», в переводе Курочкина, А. С. Даргомыжский написал одноимённую драматическую песню[11], интересную музыковедам как музыкальное произведение в форме песни, но с припевом в форме марша. Наиболее известным певцом XIX века, исполнявшим этот романс, был Ф. И. Шаляпин.
Известен также романс «Нищая» («Подайте ж милостыню ей») на музыку Александра Алябьева[12], слова перевёл Дмитрий Ленский. Известные исполнители — Галина Карева, Жанна Бичевская, Людмила Гурченко, Эдуард Хиль, Джемма Халид, Тамара Калинкина.
В 1979 году певец и композитор Александр Градский записал на Всесоюзной студии грамзаписи " Мелодия" вокальную сюиту "Утопия AG": авторская музыка на стихи П.Беранже. Пластинка вышла в свет в 1987 году.
Автобиография Беранже, написанная в 1840 году, была издана в 1857, после его смерти. На русский она была переведена В. Д. Костомаровым (Беранже, «Моя биография», М. 1861; переиздано без имени переводчика в 1-м томе «Полного собрания песен» Беранже СПб., 1904). Практически одновременно Чернышевский, арестованный по доносу Костомарова, и сидя в Петропавловской крепости, перевел некоторые отрывки из «Моей биографии» — в частности «Историю тетушки Жари».[13]
Библиография
- Œuvres complétes, v. 1—4, P., 1868—1878;
- Ma biographie. P., 1857;
- Correspondance, v. 1—4, P., 1860;
В русском переводе:
- Полное собрание песен в переводах русских поэтов, Тифлис, 1893;
- Полное собрание песен, 2-е испр. изд., т. 1—2, М., 1936;
- Беранже. Сочинения, М., 1957.
Литература
- Беранже Пьер Жан // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Горбов Д., Жизнь и творчество Беранже, М., 1925;
- Данилин Ю., Беранже и его песни, М., 1958;
- Великовский С., П. Ж. Беранже, в кн.: Писатели Франции, М., 1964;
- Старицына З. А., Беранже в России. XIX век, М., 1969;
- Boiteau P., Vie de Béranger, P., 1861;
- Janin Jules, Béranger et son temps, 1866;
- Arnould A., Béranger, ses amis, ses ennemis et ses critiques, v. 1—2, P., 1864;
- Fischer J. O., Pierre-Jean de Béranger, B., 1960,
- Touchard J., La gloire de Béranger, [v.] 1—2, P., 1968.
Примечания
- ↑ Барро М. Пьер-Жан Беранже. Его жизнь и литературная деятельность. — Litres, 2017-09-05. — 103 с. — ISBN 542508241X. Архивная копия от 28 января 2018 на Wayback Machine
- ↑ Данилин Ю. И. Очерк французской политической поэзии XIX в. Пьер-Жан Беранже.. Архивировано 14 апреля 2017 года. Дата обращения 27 января 2018.
- ↑ Луппол И. К. Литературные этюды. — 1940. — 364 с. Архивная копия от 28 января 2018 на Wayback Machine
- ↑ А. Васильев. Наполеон, легенда и реалность : материалы научных конференций и наполеоновских чтений 1996-1998. — "Минувшее", 2003. — 448 с. Архивная копия от 28 января 2018 на Wayback Machine
- ↑ Великовский С. И. Поэты французских революциǐ: 1789-1848. — Изд-во АН СССР, 1963. — 290 с. Архивная копия от 28 января 2018 на Wayback Machine
- ↑ Эккерман И. П. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни. — М.: Художественная литература, 1986. — С. 209.
- ↑ Н. Г. Чернышевский. Избранные сочинения, т. IV. — М., 1931. — С. 243.
- ↑ Айзеншток И. Французские писатели в оценках царской цензуры. III. П. БЕРАНЖЕ — О. БАРБЬЕ. — Литературное наследство, 1939. — С. 796—896.
- ↑ Н. А. Добролюбов. Полное собрание сочинений, под общей редакцией П. И. Лебедева-Полянского, т. I («Современник», 1858, кн. XII, стр. 209—225). — М., 1934. — С. 462.
- ↑ Белинский В. Г. Письма, т. II, СПб. 1914, стр. 250..
- ↑ Рапацкая Л. История русской музыки. От Древней Руси до «серебряного века». — Litres, 2017-09-05. — 386 с. — ISBN 9785040318971. Архивная копия от 28 января 2018 на Wayback Machine
- ↑ Рапацкая Л. [1]. — 386 с. Архивная копия от 28 января 2018 на Wayback Machine
- ↑ Беранже П. Ж. Избранное. — М. Правда, 1981. — 592с., ил.